Личность Владимира Спивакова многогранна: он скрипач, дирижер, руководитель оркестров, а еще — основатель благотворительного фонда и руководитель международных конкурсов и фестивалей.
Владимир Теодорович Спиваков родился 12 сентября 1944 года в Уфе. Играл на скрипке с шестилетнего возраста. В 1953 году он поступил в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории. В школе слыл прилежным учеником. Его педагог Л. Сигал добивалась, чтобы скрипка ученика отличалась особым звукоизвлечением. «Надо, чтобы скрипка пела, а не скрипела!» — говорила она. Спиваков, работая, добился того, чтобы звук его скрипки стал «гуще, чувственней и горячее», чем у других.
Закончил он школу-десятилетку уже в Москве. В консерватории учился у Г. Нейгауза, который в свое время вывел в большую музыку таких прославленных исполнителей, как Э. Гилельс, С. Рихтер и Д. Шостакович. Беседы с Нейгаузом не ограничивались только музыкой: это от него Спиваков впервые услышал цитаты из Ницше, Шопенгауэра, Гегеля, которые находились «далеко за пределами марксистской идеологии».
В 1967 году В. Спиваков закончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Ю. Янкелевича, в 1970 — под его же руководством аспирантуру и после первого сольного концерта услышал от преподавателя: «Я счастлив ощущать, что я тебе больше не нужен!» И правда, скоро всем стал ясен огромный талант Спивакова. На молодого музыканта посыпался град премий: в 1965 году он завевал третью премию на Международном конкурсе скрипачей имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже; через два года в Генуе на конкурсе имени Н. Паганини ему досталась 2 премия, в Монреале в 1969 году он выиграл первую премию, на конкурсе имени П. Чайковского в 1970 году его удостоили второй премии.
С 1970 года Владимир Спиваков — солист Московской филармонии. Он гастролировал во многих странах, а в 1975 году начал преподавать в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
В 1979 году он как дирижер возглавил камерный оркестр «Виртуозы Москвы», причем дирижировать начал буквально с нуля, нигде специально этому не обучаясь. Его не покидало внутреннее убеждение, что он сможет... В стремлении дирижировать его поддерживал и Г. Нейгауз, который говорил: «В каждом хорошем музыканте-инструменталисте должен присутствовать дирижер». Спиваков наблюдал, как это делают различные авторитетные для него люди, например, Л. Мазель или И. Гусман.
В начале 80-х годов Спиваков попал в Вену. Его поразила культурная атмосфера камерных концертов австрийской столицы. В Австрии он мог пообщаться со многими прославленными дирижерами, в том числе, Леонардом Бернстайном, который на концерте в Зальцбурге, сыгранном ко дню рождения Моцарта, подарил Спивакову свою дирижерскую палочку.
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» начал репетировать. Сам Спиваков во время концертов не только дирижировал, но и исполнял на скрипке сольные партии. Идея небольшого оркестра, почерпнутая в Вене, целиком захватила его. Это должен был быть оркестр, который мог бы стать центром неформального общения, апробации идей. Спиваков принялся за реализацию задумки, включая в репертуар произведения, которые ему нравились, играя их так, как ему казалось правильным.
На репетициях царила железная дисциплина. «У нас не западный стиль совместной работы, — говорил Спиваков.— У «Виртуозов» бывает известно лишь время начала, но не конца репетиции. Репетиция завершается, когда мы достигаем реального художественного результата». Музыканты подбирались сообразно названию оркестра: любой при необходимости мог выступить в роли солиста. Все это постепенно стало приносить плоды.
После перестройки количество гастролей оркестра «Виртуозы Москвы» резко возросло. Зарубежные критики отмечали высокий уровень концертов. Вот что, например, писала западногерманская газета «Suddeutsche Zeitung»: «Сегодня «Виртуозы Москвы» — один из лучших оркестров мира... По ходу музицирования — ни одной интонационной погрешности!» Да и сам Спиваков характеризовался исключительно как «восхитительный музыкант, увлекающий своих партнеров».
Ведя гастрольную деятельность по всему миру, Спиваков требовал от оркестрантов не только филигранного владения инструментами, но и железной дисциплины. При этом он всегда отличался завидным чувством юмора. Еще в консерватории на студенческом капустнике он показал интермедию об одноруком скрипаче, которому после выступления нечем было придержать смычок, чтобы снять шляпу.
Сегодня камерный оркестр «Виртуозы Москвы» пользуется огромным авторитетом, выступает по всей планете, а постоянная его репетиционная база находится в Испании. Финансирует коллектив испанский король.
Творческая активность Владимира Спивакова просто поражает: только за последние два года записано более 20 компакт-дисков для фирмы «RCA Records», в разных странах проведены мастер-классы, создано несколько благотворительных фондов. На вопрос о том, в чем секрет его активности, скрипач говорит: «Я просто стараюсь сделать как можно больше. Рецепт известен: не уставать помогает смена деятельности. Допустим, после серии выступлений с оркестром я еду в турне с квартетом, затем играю сольный концерт, потом репетирую с «Виртуозами Москвы», дирижирую...»
Творческие идеи приходят к нему порой в самых неожиданных ситуациях. Спиваков рассказывал об одном случае: «Как-то раз в глубинке России, в Перми, в страшный мороз, когда полопались трубы в гостинице, «Виртуозов» после концерта разместили ночевать в детском саду. Я лежал на маленькой кроватке, ноги свешивались... Спали, не раздеваясь. И в холодной ночи я тогда раскрыл впервые партитуру «Коронационной мессы» Моцарта — и меня могуче пронзил этот клич:
«KyrieL» Я сразу влюбился в эту музыку — услышанную, почувствованную в тишине ночи внутренним слухом...»
В середине 90-х Спиваков громко заявил, что не мыслит себя без современной музыки. Ранее он опасался включать в программы сочинения, например, Шнитке, высказываясь по этому поводу так: «Мы все воспитаны — а в советской исполнительской школе в особенности — в трепетном уважении к канонам. Но ведь так можно умереть от почтения!.. Пора перестать бояться!» И он действительно перестал: когда в начале 90-х Альфред Шнитке написал «Пять фрагментов по произведениям Иеронимуса Босха», посвятив их, кстати, самому Владимиру Спивакову, тот с большим энтузиазмом включил произведение в репертуар «Виртуозов Москвы».
В конце декабря 1999 года Спиваков представил в Большом зале Московской консерватории очередной цикл концертов, выступая с «Виртуозами Москвы» и Российским национальным оркестром. В сезоне 1999—2000 годов «Виртуозы Москвы» под управлением Спивакова дали 50 концертов в 11 странах мира.
Большой известностью пользуется Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. Стипендиаты фонда за последние годы дали сотни концертов в России и за рубежом. Фонд финансирует программы оздоровления и лечения юных музыкантов, покупает нуждающимся инструменты. Редакцией газеты «Музыкальное обозрение» Владимир Спиваков был номинирован в 2000 году на звание «Музыкант года».
|