Н
аша земля богата памятниками истории , видевшими за время своего существования создание новых городов и гибель старых, возникновение и разрушение разных видов общественного устройства, верность и измену, восторг побед и печаль поражений. Многие из них выстояли, пройдя через все невзгоды. И не чудо ли это, что время курганы пощадило, что века не сравняли землю с землёй? Только на первый, несведущий взгляд может показаться, будто бы курганы – лишь обыкновенное зрелище холмов над землёй, беспорядочно поросших травой.
Н
а русском языке слово «курган», как пишет крупнейший топонимик Э.М. Мурзаев, прежде означало «граница», «межа». Почему? Потому что в первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами начиналась чужая земля.
К
урган (тюркс.) большой, насыпанный из земли и камней ,конусообразный погребальный холм
, который виден издалека. Курганы или по-другому тутулусы - ни что иное, как своеобразные могилы,которые делались с начала каменного века до античных времён. А в некоторых местах вплоть до средневековья
. Курганы есть везде, кроме Австралии и Антарктиды. Выделяются различные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.
П
о сути курганы явились прародителями погребальных пирамид в Египте , Америке и др. странах.
В Евразии представлены курганы практически всех эпох, курганы самых разных народов. На территории России расположены курганы разных народов от индоевропейской до тюркской языковой группы, разных эпох (от энеолита до наших дней) С течением времени менялись религиозные обычаи и как следствие обычаи захоронений. В нашей Западно-Сибирской низменности встречаются курганы всех времён и обычаев, от деревянных погребальных камер под тоннами земли до камер из камней. От простых земляных насыпей над усопшими со следами традиционных костров и до каменных лабиринтов.
Курганы
часто встречаются в России и на Украине, но так же в Германии и других западно-европейских странах имеются многочисленные холмовые погребения. Большинство, расположенных в основании холма, погребальных камер (ям) веками разграблялись, но и сегодня при раскопках археологи находят вещи, волнующие наше сознание.
Курганы
начала каменного (IV тыс. до н. э) и бронзового (V тыс. до н. э) веков строились народами, так называемых срубных (бревенчато-могильных) культур, в основном вдоль течения рек. Они состояли из погребальной камеры с единственным мужским скелетом, редко дополнительно со скелетами одной или нескольких женщин и подданных из прижизненного окружения, которые предположительно умертвлялись (приносились в жертву богам) уже для погребения. Обычно с умершим (или убитым) ложилось его оружие ,в поздних захоронениях так же принесённые в жертву лошади и колесницы. Литовская археолог Мария Гимбутас с 1956 года после ряда раскопок и изучения курганов в России , Украине и Молдавии ,на основании общих признаков погребений назвала жившие там народы - народами «Курган-культуры»
В
о время железного века (1000 лет до н.э.) курганы строились в основном только скифами и сарматами в Евразии, преимущественно на возвышениях в степях.В этот период у большинства народов Евразии происходило разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.Курганы датированные этим временем обычно составляют цепь от 5 до 10 километров длиной ,которая возможно означала границы владений определённых народов.
Э
кспериментальная археология говорит нам, что в сооружении земляной насыпи одного кургана в степных районах были заняты минимум 100 человек, которые работали без выходных в течении одного месяца. И это время без строительства погребальной камеры из брёвен или камней. Брёвна для камер заготавливались исключительно только зимой
и транспортировались лошадьми и быками в основном за сотни километров. Готовые курганы возвышались над степью более 20 метров.
Сохранившиеся среднеевропейские курганы обычно представляют собой захоронения без бревенчатых или каменных камер, без деревянных или каменных саргофогов, без урен с пеплом. Хотя очень редко встречаются и таковые. При погребении тело ложилось на землю и засыпалось тоннами земли. Ввиду изменявшихся религиозных обычаев тело иногда находилось не в основании, а в самом холме.
О
чень редко и ограниченно встречаются каменные курганы. Искусственный холм, который в основном или же преобладающе состоял из камней, называется на английском Cairn, на шведском Rose. Но так же и Тумулус. Строились они конечно там, где преобладали горно-скальные породы и доставить массу грунта было почти невозможно
В
Германии очень много сохранённых ( не сохранившихся, а именно сохранённых) курганов. В Оснабрюке имеется „Plaggenschale“ высокий курган, окружённый множеством маленьких, пренадлежащих середине бронзового века.
Курган под 800-летней липой в деревне Evessen.
Д
ревние традиции захоронений были очень долго сильны. Курганы строились вовсю ещё при немецких кайзерах и только в начале средних веков эти обычаи отошли. Основной причиной вероятно был крестовый поход и христианство. Но и после этого происходили редкие курганные захоронения. Всегда находились люди типа наших русских староверов, которые продолжали хоронить умерших по старому обычаю.
Т
ак в Коттбусе имеется наверное самый молодой в мире курган , построенный в середине 19 столетия. Он находится в бранитцком парке родового имения графской семьи Pückler и был сооружен в 1856-57 г.г.
Возле Лейпцига в лесу находятся окола 50 неисследованных курганов бронзового века.
Каменный ансамбль Бру-на-Бойн
Комплекс из 40 могильных курганов расположился в Ирландии, недалеко от Дублина, общей площадью 10 кв. км. Возраст всех мегалитов – более 5 тыс. лет. Эти памятники древней архитектуры находятся под охраной ЮНЕСКО.
ЛАБИРИНТЫ.
Ареал лабиринтов Беломорья
Лабиринты есть во всех частях света у народов, стоящих на самых разных ступенях исторического развития от каменного века до современности. Особое место в этой многоликой картине занимают каменные лабиринты Северной Европы известные в Англии, Эстонии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Северной России на побережьях Балтийского, Баренцева и Белого морей. Общее число северных лабиринтов превышает 500, из них в Швеции находятся около 300, Финляндии около 140, России около 50, Норвегии — 20, Эстонии — 10, Англии — отдельные лабиринты.
На берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них более 30 на Соловецких островах Архангельской области, несколько памятников в Мурманской области близ Кандалакши, у села Умба, два в устье реки Поной, на реке Харловке, в бухте Вящина, четыре на реке Варзуга и еще один на реке Вороньей. Несколько лабиринтов найдено на территории Карелии, один в Чупинском заливе и два на архипелаге Кузова, в устье реки Кереть, а также на Кемских островах Белого моря.
Лабиринты зачастую располагаются группами, например, - на Соловецких островах, на Кольском полуострове - на реках Поной и Харловка.
Все исследователи отмечают связь лабиринтов с морским побережьем и островами, местами активной рыбной ловли. К примеру, все 156 лабиринтов провинции Норрланд на севере Швеции находятся близ рыболовных тоней. Подобное местоположение типично и для лабиринтов России. Вблизи Кандалакшского лабиринта находится тоня Питкуля. У п–ова Красная Луда близ лабиринта также находилось место рыбной ловли. Понойские лабиринты находятся в устье реки, являющейся важнейшим местом семужьего промысла, как и некогда существовавшие лабиринты в устьях рек Кеми и Керети. Соловецкие острова и Кузова также известны как места богатые рыбой. Таким образом, многие лабиринты связаны не с морем вообще, а с местами активного рыболовства. Интересно, что даже на островах, например, таких крупных, как Соловецкий и Готланд, лабиринты «жмутся» к краю моря и отсутствуют вдали от него.
Бросается в глаза отсутствие лабиринтов на пресных водоемах, в том числе и таких значительных, как Ладожское и Онежское озера, которые в сознании древнего населения вполне могли ассоциироваться по своей величине с морями.
Все северные лабиринты сложены из некрупных камней, имеют в плане вид овала, а внутри затейливые ходы, ведущие к центру сооружения. Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Если лабиринты находятся не на островах, то вход в них - всегда со стороны материка.
Замечено, что лабиринты разных видов могут соседствовать, а лабиринты одинаковых конструкций встречаются на территориях, отделённых сотнями километров.
Все известные кольские лабиринты расположены на берегу моря, как правило, за первым - наиболее древним - береговым валом, .
Выложенные из камня лабиринты по прошествии столетий не распались, не покрылись буйной растительностью. Все, кто прошел через эти лабиринты, говорят о необыкновенных ощущениях, которые они испытали.
Проблематику “северных лабиринтов” выражают три вопроса: когда, кто и зачем строил лабиринты на Севере?
Когда?
Существует устоявшийся взгляд, что каменные лабиринты на Севере появились на всей территории как бы одновременно, причем много позднее, чем сформировалась археологическая культура, с которой они оказываются связаны впоследствии. Дело в том, что изучая местоположение каменных лабиринтов относительно уровня моря учёные заметили, что подавляющее их большинство расположено на уровне первой морской террасы, сформировавшейся не ранее III тысячелетия до нашей эры. От современного уровня воды её отделяют ещё несколько береговых валов, фиксирующих процесс отступления моря, и тогда последние лабиринты по своему положению могут быть датированы концом II тысячелетия до нашей эры. На этом основании время постройки каменных лабиринтов на Беломорье исследователи относят ко времени сооружения других мегалитических построек Северной Европы - в Англии (Стоунхендж и др.), Бретани, Испании, Швеции.
Но, лабиринты северной Норвегии по высотному расположению и возрасту лишайников датируются временем почти нашей современности - ХШ-XVIII вв. Так, кто же прав? И где календарная ошибка?
Кто?
На этот вопрос исследователи однозначно утверждают, это - “протосаамские” народы, характерный образ жизни и ведения хозяйства которых - кочевнический. Доказательство? - ареал распространения “северных лабиринтов” совпадает с ареалом распространения подобных племён. Логика? - типа: учение верное, потому что – правильное.
Странно то, что охотники и рыболовы оставили на прибрежных скалах реки Выг на Карельском берегу Белого моря множество наскальных изображений, всесторонне освещающих их быт, охоту, морской промысел и многое другое. Однако в этой широчайшей "картинной галерее" нет главного - изображения лабиринтов. Может быть, их запрещалось изображать?
В отношении же беломорских каменных лабиринтов существует ещё одно устоявшееся мнение: поскольку основное святилище с лабиринтами находится на Соловецких островах, оно должно было принадлежать морским охотникам и рыболовам, которые только и могли добраться сюда с материка. Понимается, при этом, – ближайшего материкового берега. Но, почему смешаны в один узел святилища и лабиринты? И почему выбран только такой путь? И почему строителями не могли быть те же морские охотники и рыболовы, но приплывшие на своих судах издалека? Тем более, что лабиринтными “вехами” обозначен весь вероятный путь наших строителей – по всему Северному побережью Европы, не говоря уж о Прибалтике. Но, такой постановки вопросов – вовсе не встречается.
Зачем?
Ответ на этот вопрос уже зависит от двух предыдущих. Но, если там нет полной уверенности в истине, то здесь и подавно, на все 100%.
И ещё. Большинство исследователей лабиринтов либо впрямую проводит связь между северными, прибрежными лабиринтами и подземными – Фаюмским и Кносским, либо такая мысль неосознанно преследует их в работах. И, как следствие, в исследования северных лабиринтов подмешиваются и другие описания: лабиринтных орнаментов, дворцовых и садовых лабиринтов, лабиринтных задач, испытаний и игр. Отсюда – и устоявшееся мнение, что по лабиринту необходимо двигаться, что в нём нужно, избежав тупиков, обязательно искать выход. Т.е. налицо некое упрощенчество: вместо того, чтобы каждый раз находить свой и отличающийся от других ответ в огромном разнообразии лабиринтных задач, мы на всё это разнообразие пытаемся найти один-единственный и, по нашему, – верный ответ. И, естественно, получаем фиаско!
Лабиринты, в соответствии с сегодняшней классификацией, имеют различную конфигурацию - подковообразную, круглоспиральную, почкообразную и концентрически- круговую.
Церковь выступила против языческого культа лабиринтов так же жёстко, как она наложила запрет на заговоры, ритуалы, способствующие плодородию женщин, на культ мёртвых. В этой борьбе с языческими верованиями церковь использовала чрезвычайно действенную стратегию: манипулируя дохристианскими знаками, она начала по-своему толковать их. Так лабиринт стал воплощением пути человека через грешную жизнь к высотам жизни праведной... Монахи Соловецкого монастыря вообще всегда воспринимали лабиринты как “бесовские знаки”. И не зря они, держа пустынь на Заяцком острове, старались как можно реже посещать сторону острова, на которой находится древнее капище, считая остров проклятым и наполненным чертовщиной. Для ограждения себя от “бесовщины” у каждого обнаруженного лабиринта они выложили или установили кресты. Просуществовав не одно столетие, каменные лабиринты и пирамидки Большого Соловецкого острова, где расположен монастырь, были уничтожены и полностью исчезли где-то в 50-е годы. Однако по настоянию историков, археологов и краеведов они были вскоре восстановлены по сохранившимся планам и картам, но уже в виде имитации. И нельзя уже с полной уверенностью говорить ни об истинной конфигурации лабиринтов, ни об их размерах.
|