Мария Морозова
Летом прошлого года в Париже с успехом прошла выставка «Шедевры японской живописи». И это неслучайно. Долгое время живопись Японии находилась под влиянием Китая, но в середине 19-го века японские художники создали свой мир экспрессивного рисунка и неподражаемого легкого колорита. Они пробудили интерес к Востоку и сыграли революционную роль в искусстве. У них учились К. Манэ, Дега, Ван Гог и др.
Самый прославленный и узнаваемый в мире японский живописец Кацусика Хокусай (1760-1849). Наш современник, известный художник Илья Глазунов ставит Хокусая в один ряд с Эль Греко, Рубенсом, Врубелем, Моне и Дега, так как, по его словам, «все они служат одному: красоте», и у всех есть свое понимание красоты и гармонии мира.
Рисовать Хокусай начал еще в детстве – ему едва исполнилось пять лет. Он считал, что главное для художника – это духовная биография, которая начинает формироваться с осознания своего «Я» в мире. Оценивая свое творчество, Хокусай как-то сказал, что его художественная карьера началась только в 73 года, а выполненные до этого работы ничего не стоят.
Художник называл себя помешанным на живописи. Он умел совместить самобытность, философскую глубину и человеческую мудрость. Возможно, именно благодаря своему творчеству, трудоспособности и образу мыслей он прожил в два раза дольше, чем средний японец того времени.
Самая известная, мистическая и символическая картина Хокусая – «Большая волна». Она понятна даже зрителям, далеким от японской культуры. По достоинству оценен в Европе и Америке цикл работ «36 видов горы Фудзи», который показывает символ Японии в разное время суток и времен года.
Хокусай рисовал до последних дней жизни и создал 30 тысяч гравюр и рисунков, а также 500 иллюстрированных книг. Работал он, непрерывно путешествуя. Обойдя всю Японию, Хокусай не оставил ни одного мало-мальски интересного места без внимания. В результате он составил книгу черно-белых рисунков, выполненных тушью, с видами Японии и назвал ее «МАНГА». Она до сих пор дарит миру необычный взгляд Хокусая, запечатленный на бумаге.
С тех пор, а точнее с 1814 года, термин «манга» прочно вошел в сознание японцев. Дословно он означает «картинка как попало», а в интерпретации самого художника переводится как «непроизвольные эскизы». Теперь название «манга» получают серии рисованных книг. Это не комиксы и не романы в картинках. Это своеобразная и неотъемлемая часть жизни, охватывающая диапазон от кулинарии до фантастики. И хотя по традиции рисунки остаются черно-белыми, манга выпускается огромными тиражами и составляет примерно 30% всей печатной продукции Японии. Такие журналы японцы рассматривают практически ежедневно. Еще одним достижением Хокусая является создание новой палитры – он первым из японцев стал смешивать краски, добиваясь игры и выразительности цвета.
Хокусай хотел дожить до ста лет. Он был уверен, что именно в этом возрасте достигнет вершин мастерства. Но судьба распорядилась иначе. Последней картиной художника стала «Рыбак и дровосек». Как и другие, она учит уважать мудрость и старость, подчеркивает своеобразие японской культуры, подтверждая, что «красота не вечна, и созерцать ее тоже искусство».
И сейчас Кацусика Хокусай считается непревзойденным мастером и классиком жанра. Недаром к художнику применительна крылатая фраза: «Хокусай – это японское все».
***
Хокусай
Хокусай (Кацусика Хокусай 1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же), художник укиё-э, иллюстратор, гравёр, писатель — один из величайших гениев японского искусства. Творил под множеством псевдонимов.
Начало пути
Родился, как считают, в квартале Варагэсуй района Хондзе в Эдо. Его настоящее имя Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. В 18 лет Хокусай поступил в студию Кацукава Сюнсе (1726—1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров кабуки. В 1779 молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.
В 1791 Хокусай был приглашён сделать несколько гравюр для издателя Цутая Дзюдзабуро. После смерти Сюнсе в 1792 школу Кацукава возглавил другой ученик Сюнсе, Кацукава Сюнэй (1762—1819), и Хокусай, по-видимому, прекратил рисовать портреты актеров.
Собственный стиль - Суримоно
1793 и 1794 стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укиё-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских школ живописи Римпа и Тоса, а также применив европейскую перспективу.
В 1795 выходят его иллюстрации к поэтической антологии «Кека Эдо мурасаки». Между 1796 и 1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В результате другие художники сразу же принялись их имитировать. Как раз в 1796 художник стал использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800, в возрасте 41 года, художник стал называть себя Гакедзин Хокусай — «Безумный живописью Хокусай».
Публичные выступления
Примерно с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества, Хокусай, завоевав определенный авторитет, часто демонстрировал свое искусство на публике. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение Бодхидхармы размером в 240 м. Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести, т. н. «емихон», известных авторов Кекутэя Бакина и Рютэя Танэхико.
Снова в Эдо. Бедность
В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного, и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций. Самым известным из его учеников, наверно, стал Тотоя Хоккэй (1780—1850), который иллюстирировал книги и «суримоно».
|