Так называют подмосковный город Сергиев Посад, потому что именно здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Глядя на мастеров Сергиева Посада, принимались за игрушечный промысел множество других подмосковных сел. Разрослось за много лет игрушечное царство, а Посад стал его столицей. И до сегодняшнего дня здесь хранятся старые куклы и рождаются новые. А начиналось все это давным-давно.
Это было еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.
Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.
По историческим же данным, начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде (с 1930 года он назывался Загорск) относится к первым десятилетиям XVI века. А к концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом целых 5550 дворов.
Делают там- игрушки и по сей день. Кроме того, там находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где разрабатывают новые ее виды. Существует там и уникальный Музей игрушек, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю. А начиналось изготовление игрушек в Сергиевом Посаде так.
Это сегодня Сергиевские мастера делают игрушки из самых разных материалов. А первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Перед тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали древесину. Бывало, что чурочки для кукол, прежде чем их брали в работу, отлеживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые — клеевыми. Подороже — акварельными, масляными и эмалевыми.
Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, которых сами мастера насмешливо прозвали «дурами». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, надутые и высокомерные. Но при этом — веселые и красочные. Народ брал «дур» охотно. Были для «дур» и кавалеры им под стать — гусары с рукой «кренделем» и в высоченных киверах.
Куклы «барыни» выходили совсем другими — и работа потоньше, и осанка благороднее, и цена дороже.
Куклы «кормилицы» были богато разодетыми, пышногрудыми, с одним ребеночком на руках, а другим, постарше, — у юбки. Попозже, когда соседи монастыря — завод Гарднера в селе Вербилки и завод Попова в Дмитровском уезде Московской губернии — стали делать маленькие фарфоровые фигурки, резчики Сергиева Посада переняли у них образцы. Стали вырезать так называемую «китайскую мелочь» — фигурки размером сантиметров в пять. Это были франты и модницы, гуляки, курильщики, танцоры, музыканты, «арлекины» и прочие.
Но эти фигурки были заимствованы с иноземных моделей. А были у Сергиевских мастеров свои, совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни.
Был, к примеру, такой «конструктор» — разборный макет Троице-Сергиевой лавры. В деревянный ящик были уложены макеты всех монастырских построек: соборов, колоколен, башен. К ним прилагался план, по которому можно было выстроить весь монастырский комплекс.
По этому же принципу был сделан кремль города Ростова Великого. Эта игрушка была особенно тонкой работы. Врата и окна соборов открывались и за ними были видны фрески тринадцатого века, с большой точностью скопированные акварельными красками. Эту уникальную игрушку кустари подарили цесаревичу Алексею (сыну последнего русского царя Николая Второго) в 1913 году.
Еще делали резчики известную также в других народных промыслах мира игрушку «Ноев ковчег». На широкой лодке стоял оклеенный обоями ящик, изображающий библей ское пристанище людей и зверей, спасающихся от Всемирного потопа. На стенках ящика были нарисованы окна и двери. Крыша снималась, и внутрь укладывались резные фигурки различных зверей: «от птиц чистых, и от птиц нечистых, и от скот чистых, и от скот нечистых, и от зверей, и от всех гадов, пресмыкающихся на земле».
Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами.
Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, к примеру, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Отлично умели сергиевские художники расписать игрушку, сделать ее веселой, яркой, привлекательной для покупателя. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов. Например, из папье-маше. Но это отдельный разговор.
Если Вы будете в Сергиевом Посаде, не упустите возможность посетить знаменитый Музей игрушки. Он расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. Музей основан художником, педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.
|