Е. Радов
Психиатры всех стран и народов празднуют великую дату - 100-летие со дня выхода в свет эпохальной книги Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений". Ради этого в Вене собирается Всемирный конгресс, который почтят своим прсутствием и двести наших "специалистов по душе", многие из которых еще совсем недавно, помнится, напрочь отрицали и дедушку Фрейда, и магическую тайну сновидений. А тайна сия велика есть - и даже юбиляр по большому счету не слишком приблизился к ее разгадке.
Что же такое сон? Для чего он присутствует в человеческой жизни, занимая почти ее треть? И что же означают сновидения - то прекрасные, то мрачно-кошмарные, то предсказывающие будущее, то переносящие спящего человека в неведомые миры и страны? Нужно ли вообще человеку видеть сны - или можно счастливо без них обойтись?
Энциклопедический словарь скупо разъясняет, что <сон есть периодически наступающее у человека и животных состояние, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения...>, а сновидения - <более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы, периодически возникающие у спящего человека в результате деятельности нервных клеток, остающихся во время сна активными>. Но это, как говорится, научно-психиатрическое объяснение, описывающее некоторые свойства данного примечательного явления, но ни в коей мере не объясняющее его суть.
Иосиф и Гипнос
Сны всегда считались неким прорывом в таинственный мир запредельного, в царство сокрытых бодрствованию откровений, в ужасающую и великую Вселенную духов, богов и предков - умерших, но вечно сопутствующих живым в их повседневном эфемерном бытии. Они, явленные во снах, могли раскрыть будущее, накликать беду, либо наоборот - провозгласить грядущее счастье и величие. Поэтому правильно разгадать сон - растолковать его, понять - всегда считалось настоящим искусством, присущим лишь пророкам, поэтам и прорицателям.
Всем известен библейский рассказ об Иосифе, который правильно растолковал сон, приснившийся фараону, ибо, как говорил Иосиф, <он идет от Бога>, тогда как ни один египетский жрец не мог понять этот сон. За это Иосиф был освобожден из темницы и стал самым важным сановником в Египте после фараона.
В древнегреческих мифах бога сна Гипноса боялся сам Зевс, ибо сон имеет власть даже над царем Олимпа. 1ипнос был сыном Никты (ночи) и братом Танатоса (смерти). В отличие от своего беспощадного брата 1ипнос был спокоен и, в общем, вполне благосклонен к людям. Однако, соблазненный Крой, Зевса он усыпил дважды: первый раз - чтобы та смогла расправиться с Гераклом, второй - чтобы ахейцы победили в войне с Троей.
Две секунды каждую минуту
В нашем веке - вслед за Фрейдом - все прочие <продвинутые> психиатры считают, что сны кишмя кишат сексуальными символами, а собственно сон трактуется как внутреннее желание чего-либо, в чем человек боится себе признаться.
В 1953 году учеными были открыты и характерные физиологические моменты, присущие сновидящим: движение глаз за закрытыми веками, учащенное дыхание и повышенная амплитуда энцефалограммы. Все это было названо <периодом быстрого сна> - именно тогда человек погружается в сладкие видения, либо проваливается в бездны жутких кошмаров.
Но приблизило ли все это человечество к раскрытию одного из самых загадочных явлений, присущих каждому, кто, собственно, это человечество составлял и составляет?
Стало, например, известно, что многие люди видят в основном черно-белые сны, а другие - цветные. Кто- то всю жизнь с поразительным упорством смотрит всего один только сон. А кто-то за какие-то пять минут может прожить в своем сновидении многие столетия.
Наконец, было открыто, что есть некие индивиды, которые вообще не спят. Правда, оказалось, что они спят - только, например, две секунды каждую минуту. Соответственно, их мозг получает нужный отдых, а они и не замечают этого - и как будто бы все время бодрствуют.
Зощенко против Фрейда
Как известно, Дмитрию Менделееву его знаменитая таблица химических элементов в ее окончательном виде именно приснилась. Не менее удивительный случай произошел с английским поэтом Сэмьюэлом Тэйлором Кольриджем. У него болел зуб, он принял болеутоляющее лекарство и заснул. Точнее, впал в странное сладостное забытье. Находясь в нем, он буквально увидел начало поэмы, которую, проснувшись, немедленно записал - практически без помарок. Но потом... Как ни старался он продолжить этот знаменитый отрывок (имеется в виду одно из самых лучших его поэтических произведений <КублаХан>) - все было тщетно, ничего так и не получилось.
Сюрреалисты, буквально <завернутые> на Фрейде, всячески использовали свои сны - известно, например, что начало фильма <Андалусский пес>, когда облако перерезает пополам огромную Луну; а потом это все превращается в лезвие бритвы, перерезающее глаз, - является сном Сальвадора Дали.
Михаил Зощенко, пытавшийся самостоятельно лечить свою депрессию, отвергал сексуальную символику Фрейда, но опять-таки взял его принцип: то, что во сне нет ничего случайного, буквально все что-то означает, и чем глубже ты проводишь свой анализ, тем ближе ты становишься к детским воспоминаниям и к причинам своего нынешнего нервно-психического состояния. Кстати, когда он рассказал об этом одному своему знакомому психиатру, тот пришел в ужас и сказал, что анализировать свои сны самому крайне опасно.
Правда ли, что покойник - к перемене погоды?
До сих пор мы говорили о великих людях. Теперь пришла пора поразмышлять о нас, простых смертных. Мы говорили о великих людях. Теперь пришла пора поразмышлять о нас, простых смертных. И о наших снах.
Каждый народ толкует сновидения по-своему. Говорить об этих толкованиях всерьез столь же нелепо, как и слепо следовать приметам. В одном соннике написано, к примеру, что покойник снится к перемене погоды, а в другом - что это означает удачу, деньги, успех. Часто утверждается, что очень важно, звал тебя к себе покойный родственник или нет, - мол, если звал, то жди скорой смерти. Что же делать? Пойти в церковь и поставить свечу, то есть совершить характерное фрейдистское деяние: освободиться от чрезмерной и жуткой власти бессознательного.
Искусство видеть сны
Карлос Кастанеда в своих замечательных творениях уделял снам совершенно особое, исключительное место. У него есть понятие - <сновидящий> - и даже цель: сделать существование непрерывным, а сновидение -столь же реальным и осязательным, как и дневная действительность. Дон Хуан, обучая Карлоса этому <искусству видеть сны>, объясняет: прежде всего в любом своем сне нужно смотреть на свои руки. Карлос пытается, это достаточно трудно, но тут же ему начинают сниться целые вереницы волшебных, совершенно реальных, доселе невиданных снов. Правильно, говорит Дон Хуан, это - следствие любого прогнозируемого сновидения, но это лишь первый шаг.Я сам, прочтя это, попробовал сделать то же самое: попытался найти самого себя в своем сне, осознать себя спящим, смотреть на свои руки. Это действительно оказалось очень трудно, и мне в самом деле стали сниться бешеные, прекрасно-чудовищные сны. Не знаю, может быть, здесь заключается какой-то общий, доселе нераскрытый закон человеческой психики, однако дальше я не пошел и даже испугался всех этих <подтягивающихся> к реальности сновидений.
Только Вы
Что же видят современные люди в своих современных снах? Да то же самое, что видели их далекие предки, - реалии своего времени. Реалии меняются, а вот архетипы, принципы, эмоции остаются теми же самыми. Грубо говоря, если раньше какой-нибудь рыцарь штурмовал замок и похищал принцессу, то современный бухгалтер вполне может в своем предпонедельничном сне ограбить банк и жениться на дочери Рокфеллера. Значит, сны ничего не значат? Или все-таки значат?
И то, и другое. Либо ни то, ни другое. В конце концов, если вы хотите, если вам это нужно, вы всегда можете понять, растолковать, объяснить самому себе свой сон. Но только вы - самому себе. Хотя все равно этот сон всегда останется для вас прекрасным либо ужасным видением, тайной, воплощением вашего, еще неведомого вам самому, творчества.
|