Воронков В.Н.
Конец ХХ века ознаменовался грандиозными переменами во всех сферах жизни Российской Федерации. Они затронули не только традиционные области, такие как экономика, государство и власть, право и закон, культура, образование и наука, средства массовой информации, но также вызвали к жизни новые, ранее неизвестные в нашей стране общественные институты. Если например, взять только сферу политики, то там мы наблюдаем появление таких новых для нас понятий, как президентская власть, парламент состоящий из двух отдельно функционирующих палат, Конституционный Суд, многопартийная система, демократические выборы и свободное волеизъявление и т.д. Наконец у нас появилась и все больше набирает силу наука, которая призвана изучать все вышеизложенные явления – политология, значение которой ранее не придавалось и смысл ее нам становится понятен только сейчас, когда выяснилось, что политика, как и любая другая сфера, требует серьезного профессионализма, а следовательно, глубокого изучения. Но повторим еще раз, что это стало возможным только потому, что вся наша жизнь за последние десять лет подверглась серьезным переменам, и они стали реальностью потому, что в обществе, в сознании масс произошли также серьезные изменения. Семена реформ упали на благодатную почву, ибо народ, бывший десятилетиями пассивен и инертен, вдруг пробудился, в первые годы реформ показывал необычайную политическую активность (что выражалось в многочисленных митингах, демонстрациях, активном участии в разных движениях, создании многочисленных партий и союзов). И вот на всем этом фоне все большее значение стал приобретать вопрос – а насколько наше общество действительно готово к тому, чтобы широкие массы не на словах, а на деле наконец стали движущей политической силой в стране и сам народ смог взять на себя ответственность за судьбу России. Можно ли считать, что духовный, культурный уровень в стране таков, что соответствует подобным задачам, (и что нужно сделать, наконец, чтобы утверждения типа: “народ еще не готов, он еще не созрел”, “Россия нуждается в твердой руке” и т.д. перестали определять общественную атмосферу, и быть тем политическим стереотипом, который бы влиял на развитие духовного сознания. Сегодняшняя российская общественно-политическая мысль, а с ней и наука в целом дают ответ на этот вопрос. Он заключается в изучении той сферы общественных отношений, которая получила наименование “Политическая культура” – сфера, тесно связанная с политической деятельностью, поведением людей, наконец это те их политические ориентации, навыки, стиль политического поведения.
И особенный интерес представляет изучение этого явления на местах, в Российской глубинке, ибо судьбу страны, ее будущее будет определять успех реформ в провинции, так как ее населяет большинство россиян. [c.23]
А если еще вспомнить, что нынешняя Россия – это федерация и по сути конгломерат не только областей, но и государств, многие из которых имеют юридически полунезависимый (а то и независимый статус), то именно в их процессе политического обновления, становления и роста политического сознания и культуры дают ответы на вопросы: быть России или не быть и какой ей быть – мощной, динамичной, с современной экономикой, цивилизованным и цивильным обществом или рыхлым, аморфным образованием со всеми признаками государства третьего мира.
Вот почему так важно проследить все те новые тенденции, которые за последнее время разворачиваются именно в национальных субъектах России и дать им правильную научную оценку. Одним из таких примеров являются республика Хакасия, чью политическую судьбу за последние годы можно считать показательной для многих Российских национальных образований. Как и они, Хакасия в советские времена имел статус автономной области и влачила жизнь на задворках Советского государства, не представляя из себя сколько-либо экономически и политически серьезного ее элемента.
Характерной чертой Хакасии всегда было отсутствие национальной доминанты коренного населения, что подтверждается даже недавней статикой. На рубеже 80-90-х г.г. 20 века в Хакасии проживали представители более ста народов, но по удельному весу национальный состав характеризуется так: русские – 79%, хакасы – 11,1%, украинцы – 2,3%, немцы – 2,0%, татары – 0,8%, белорусы – 0,7%, мордва – 0,6%, чуваши – 0,6%, другие национальности – 2,4% (См.: “Программа национального развития и межнационального сотрудничества в Республике Хакасия на 1998 – 2000 годы”. Приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 21.10.1998 г., № 167).
Таким образом видно, что по численному составу определяющими являются два этноса: русские и хакасы. Именно их численный состав и взаимоотношения оказывают решающее влияние на этнополитическую и всю обстановку в целом, причем русский этнос является в Хакасии подавляющим, а что касается хакасов, то в республике наблюдается постоянное снижение удельного веса коренных жителей. По данным первой Всероссийской переписи населения доля хакасов составляло 84%, а русских – 16%. В целом в XX в. происходило неуклонное снижение численности хакасского народа. Если с 1890 по 1917 численность хакасов увеличилась с 30018 человек до 42250 человек (прирост 43% или 1,6% в год), то в период с 1926 по 1939 г. (т.е. за 13 лет) коренное население возросло всего на 500 человек, хотя все население Хакасии увеличилось более чем в 5 раз. Таким образом, хакасийский этнос столкнулся с серьезными препятствиями на пути естественного демографического развития. Конечно, причиной тому во многом послужили исторические условия, сопровождавшие XX в и отразившиеся на развитии нашей страны: это во многом следствие бурной урбанизации, промышленного освоения региона, в результате чего в республике был создан производительный потенциал, развитие которого требовало притока рабочей силы со всей России, в результате чего республика стала многонациональной, но и сам коренной этнос подвергся миграционным процессам, и как следствие, 21% хакасов проживает за пределами своей малой родины. [c.24]
Социально-экономическое положение, как коренного населения, так и других национальностей – тяжелое. Так например демографическая ситуация у русских в Хакасии в целом достаточно неблагоприятна и находится в общероссийском русле превышения смертности над рождаемостью. Определенный процент русских, проживающих в Хакасии, не думает связывать свою дальнейшую жизнь с республикой и стремится к переселению в Центральноевропейские области. Похожие настроения наблюдаются и у некоторой части других народов: украинцев, поляков и немцев.
Эта картина образует тот фон, на котором в республике в последние 10 лет развернулись активные политические процессы, как в сфере государственного, так в сфере национально-общественного, культурного и экономического строительства. 3 июля 1991 г. Хакасская автономная область была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР. После распада СССР, с обретением Россией самостоятельности, Хакасия также осталась в ее составе, уже имея статус Хакасской республики. Принятая на XVII сессии Верховного совета республики Хакасия (Первого Созыва) 25 мая 1995 года Конституция Республики Хакасия подтвердила это положение в своей Статье 1, связав таким образом навечно судьбу Хакасии с судьбами России и ее народов. (См.: Конституция Республики Хакасия, 1995 г.).
Конституция Хакасии (статья 2) закрепила также одно из самых демократических положений современной политической и правовой культуры: о том, что высшей ценностью в Республике является человек, его права и свободы и что их защита – обязательность Республики Хакасия.
В результате это создало необходимые политико-правовые предпосылки для широкой общественной и национально–культурной деятельности. Различные народы и национальности стали создавать свои общества, как например украинское национально – культурное общество “Ватра”, немецкое общество “Видергебурт”, польское общество “Полония”, и конечно российские культурные центры. В свою очередь это привело к усилению межкультурного обмена в республике, к возрождению рвзличных культурных традиций (национальной музыки, танцев, художественной самодеятельности, словесности, бытовых обычаев).
Подобные тенденции, вместе с реабилитацией целых народов (как, например, немецких трудармейцев) приводят к тому, что отток на исторические Родины некоренных народов снижается и население Хакасии все больше проникается мыслью, что жить и решать свои проблемы нужно самим на этой земле. И в будущем Хакасия имеет все задатки, чтобы превратиться в один из процветающих регионов России.
Вместе с тем, перед Республикой стоит много сложных и серьезных проблем.
В целом, пока не решены вопросы устойчивого развития Республики. Так, например, существенной проблемой Хакассии является тяжелое положение сельского хакасского населения. В республике городского населения – 71%, сельского – 29%, но большенство хакасов проживают в сельской местности. Структурный кризис российского села приводит к снижению жизненного уровня коренного населения, оттоку квалифицированных педагогических кадров из деревни, снижению количества абитуриентов, проживающих в сельской местности. [c.25]
Не в пользу коренного населения говорят данные о национальной принадлежности безработных: 15,6% молодых людей хакасской национальности и 11,8% – других национальностей. Отсюда колличество преступлений, совершенных хакасами до 30 лет, на несколько процентов выше, чем у другого населения республики.
Развитие подобных негативных тенденций может привести к возникновению определенного слоя молодежи, не имеющего работы, образования, испытывающего трудности к национально-культурной адаптации и располагающего опытом противоправной деятельности. А это все является питательной средой для национал–экстремистских, шовинистических и других радикальных идеологий и движений, что показывают межнациональные конфликты во многих горячих точках России.
С одной стороны, наблюдается определенный отток квалифицированных кадров из Республики Хакасия. С другой – не исключена и миграция в эту республику. Во всех случаях, большое значение имеет качественный состав переселенцев, уровень их квалификации и др.
Отсюда следует вывод, что только совместными усилиями всего хакасского общества, при тесном сотрудничестве с Федеральным Центром, можно успешно решать назревшие проблемы Хакасской республики. Россия может иметь в лице Хакассии образец федеративной политики современного типа.
|