Средневысотные, складчато-глыбовые, в основном герцинского возраста Восточно-Австралийские горы протягиваются вдоль восточного побережья материка. Они покрыты густыми вечнозелеными лесами на наветренных склонах и листопадно-вечнозелеными редколесьями на подветренных, служат континентальным водоразделом и раздроблены на отдельные массивы. По характеру ландшафтов их можно разделить на две области: северную (до 28° ю. ш. ) и южную. Первая носит название гор Квинсленда, вторая гор Нового Южного Уэльса. Значительно более широкие и низкие, чем южное их продолжение, Квинслендские горы состоят из трех продольных структурно-морфологических зон: прибрежных кристаллических плато и массивов, срединных котловин и Большого Водораздельного хребта или Большого Водораздела. Прибрежные кристаллические плато и массивы, с средними высотами около 1000 м, сложены главным образом гранитами и кварцитами. Они круто поднимаются над узкой прибрежной низменностью и расчленены каньонами рек. Наибольшей высоты в них достигает хребет Белленден-Кер (гора Бартл-Фрир-1611 м), поднимающийся на восточной окраине водораздельного плато Атертон. На плато сохранились небольшие вулканы и кратерные озера. Предполагают, что деятельность вулканов протекала в постплиоцене и что они являются самыми молодыми в Австралии. Климат прибрежной низменности и наветренных склонов гор жаркий, сезон дождей длится с декабря по апрель. Небо в это время покрыто густыми облаками, относительная влажность воздуха достигает 85-. Средние температуры самых теплых месяцев (декабрь-январь) равномерно высокие (24-26°С) и снижаются от северной границы области до южной всего на 1°С. В сухой сезон обильные дожди выпадают лишь между 15° и 20° ю. ш., на гористом побережье, благоприятно ориентированном к господствующим в это время юго-восточным ветрам. Годовая сумма осадков достигает здесь 4000 мм. Это самый влажный район Австралии. Севернее 19° ю. ш. склоны гор покрыты влажными субэкваториальными лесами. Флористический состав их сходен с лесами Малайи, с которой Австралия сохраняла временную территориальную связь вплоть до неогена. Эти леса очень богаты по видовому составу. Высокоствольные деревья поддерживаются досковидными корнями-подпорками, стволы густо перевиты лианами. Наиболее типичны в этих лесах пальмы Archontophoenix alexandrae, Livistona australis и Kentia spp., стройная тарриертия серебряная (Tarriertia argyrodendron), листья которой с тыльной стороны покрыты серебристым налетом, фикусы, бананы. Часто встречается характерная для Юго-Восточной Азии и Индии ротанговая пальма-лиана (Calamus muelleri), а также вьющийся по стволам дикий перец (Piper mestom).
Многочисленны орхидеи и папоротники. По речным долинам растут саговники (Macrozamia spp., Bowenia spp. ), в заболоченных долинахпанданусы (Pandanus spp. ), в устьях рек, затопляемых приливом, распространены мангры. Влажные субэкваториальные леса поднимаются по склонам гор до 1000 м. Выше их сменяют леса горного типа, состав которых плохо изучен. Известно лишь, что наряду с исчезновением наиболее теплолюбивых видов (пальм прежде всего) в них появляются хвойные: Araucaria cunninghamii и A. bidwillu, Agathis robusta и A. palmerstoni, Podocarpus. Горно-лесные бурые почвы под влажными субэкваториальными лесами формируются в условиях хорошего увлажнения и промыва на корах выветривания осадочных и главным образом кристаллических пород. На прибрежной низменности протягивается полоса латеритных почв. Южнее 19° ю. ш. климатические условия не благоприятствуют произрастанию влажных субэкваториальных лесов, главным образом вследствие зимней сухости и снижения температур. Поэтому они уступают место влажным тропическим лесам, более бедным по видовому составу, менее густым, с значительной примесью эвкалиптовСрединные котловины вытянуты по простиранию Восточно-Австралийских гор. Они имеют тектоническое происхождение, но впоследствии были расширены и углублены регрессивной эрозией рек в легко размываемых палеозойских и мезозойских породах. Котловины разделены невысокими водоразделами, имеют холмистый рельеф реки протекают в них в широких долинах. Первую с севера котловину пересекают реки Бёрдекин и Саттор; во второй собираются воды крупнейшей реки Квинсленда Фицрой; третья разработана системою реки Бёрнетт; четвертая рекой Брисбен. Котловины лежат в ветровой тени и получают до 750-1000 мм осадков в год. Поэтому они покрыты эвкалиптовыми редколесьями. Большой Водораздельный хребет плохо выражен в рельефе и вполне заслуживает более скромного названия Большой Водораздел. Это пологий вал 500-700 м высоты, сложенный преимущественно палеозойскими породами, прикрытыми на севере базальтовыми лавами. Вершина вала плоская поверхность миоценового пенеплена, местами заболочена, с озерами в понижениях, мелководными и часто засоленными. Тем не менее водораздел играет очень большую роль в распределении стока: с него начинаются реки, стекающие в Коралловое море, в залив Карпентария, в бассейн внутреннего стока-озеро Эйр и в систему Дарлинга. Смещение континентального водораздела западнее высоких прибрежных гор явилось результатом неогеновой и четвертичной истории Восточно-Австралийских гор. После меридиональных разломов вдоль побережья и общего поднятия водораздел проходил вдоль береговых гранитных массивов.
Затем, в начале четвертичного периода, Восточно-Австралийские горы были вновь приподняты, причем Большой Водораздел приобрел характер свода. Поднятие привело к резкому оживлению глубинной эрозии рек на наветренных склонах прежнего водораздела. Реки пересекли его в порожистых ущельях и в продольных котловинах перехватили течения древних рек, прежде направлявшихся на запад. Таким образом, Большой Водораздельный хребет получил свое значение водораздела, чему способствовали плохо размываемые базальтовые покровы, венчающие его северную и южную части. Базальтовые покровы явились материнской породой для развития черных почв, совпадающих в своем распространении с саваннами В остальных районах преобладают эвкалиптовые редколесья на красных почвах, на юге значительную площадь занимают леса из каллитриса кипарисовидного. Горы Нового Южного Уэльса представляют собой узкий пояс сомкнутых водораздельных массивов, сложенных кристаллическими и осадочными палеозойскими породами. Огромное значение в рельефе имеет сбросовая тектоника, третичные лавовые покровы и вулканические конусы, а также характер пород, слагающих отдельные хребты. Горы начинаются южнее Брисбена складчато-глыбовыми Новоанглийскими горами. Они достигают средней высоты 1200-1300 м (гора Бен-Ломонд-1524 м) и имеют мягковолнистые вершины. Водораздел проходит по западной окраине хребта, более низкой, чем восточная. Реки прорываются через приподнятый по линии сброса восточный край в глубоких ущельях. Самая большая из них река Кларенс является одновременно самой крупной рекой в горах Нового Южного Уэльса. С севера и юга Новоанглийские горы обрамлены горстовыми хребтами Гастингс и Ливерпул, залитыми базальтами. Реки расчленяют их крутостенными ступенчатыми каньонами. Хребет Ливерпул обрывается на юге к тектонической впадине, расширенной эрозионной деятельностью реки Хантер. За долиной Хантер начинаются Голубые горы, сложенные песчаниками и известняками и разделенные на сложную мозаику обрывистых плато каньонами, глубина которых достигает 300-800 м. В водосборных бассейнах рек каньоны расширяются в огромные круто и ступенчато падающие амфитеатры. В известняках западной части Голубых гор широко развит карст. Голубые горы обрываются к широкому тектоническому понижению, за которым возвышается кристаллический пенеплен Австралийских Альп (плато Монаро). Это-наиболее приподнятый массив Восточно-Австралийских гор, сложенный гранитами и кварцевыми порфирами Продольными долинами он расчленен на глыбы, ступенчато поднимающиеся на запад Пенепленизированная поверхность увенчана останцовыми вершинами самыми высокими в Австралии (гора Косцюшко 2234 м).
Они имеют следы четвертичных оледенений троговые долины, кары, ледниковые озера и гряды конечных морен На плато Монаро лежат истоки Муррея, Маррамбиджи и Сноуи-Ривер, обладающих большими запасами гидроэнергии. Новая тектоническая впадина отделяет плато Монаро от Викторианских Альп. Последнее название более чем условное, т. к. альпийские формы в их рельефе отсутствуют. Правильнее называть их Викторианскими горами. Они состоят из раздробленных горстовых плато и массивов, имеют широтное простирание, обусловленное третичными разломами, которые сопровождались излияниями базальтов. Вулканические формы рельефа особенно развиты к западу от Мельбурна, где лавовые потоки почти полностью окружают гранитное плато Балларат. К югу Викторианские Альпы круто падают к грабену большой Австралийской долины, частично затопленной морем (залив Порт-Филипп). Эрозионное расчленение гор активно протекает на южном наветренном влажном склоне; северный засушливый склон прорезан долинами маловодных рек и покрыт каменистыми осыпями. Климат в горах Нового Южного Уэльса субтропический муссонный. Для их северной части (28°-35° ю. ш. ) характерен летний максимум осадков. приносимых восточными и северо-восточными ветрами западной периферии Южно-Тихоокеанского максимума. Вместе с тем зима не является полностью сухой, так как до Брисбена и далее на север проникают циклонические осадки полярного фронта. В южной части нагорий возрастает доля зимних циклонических осадков. На плато Монаро зимы холодные, снежные. Снеговой покров долгое время (на вершине Косцюшко весь год) сохраняется в ущельях на подветренных склонах, куда снег переносится сильными восточными ветрами. Склоны гор сохранили, несмотря на сильные вырубки, значительные участки лесных массивов, особенно на восточной их стороне. Влажные субтропические леса наиболее густы южнее Сиднея. Главным лесо-образующим деревом является эвкалипт миндальный (Eucalyptus amig-dalina), достигающий иногда высоты 150 м. Ствол этого гиганта имеет до 10 м в диаметре. Своеобразный облик лесам придают заходящая сюда с севера пальма ливистона (Livistona australis) и появляющиеся буки. Нижний ярус этих лесов заполняют древовидные папоротники (Dicksonia antarctica и др. ) с нежными перистыми баями. В подлеске встречаются кустарники из семейства миртовых, бобовых, а также казуарины. Стволы деревьев покрывают эпифиты и обвивают лианы. Под лесами сформировались маломощные, каменистые, горно-лесные бурые почвы. Сведение лесных массивов привело во многих местах к катастрофическим оползням и смыву почвенных горизонтов.
Выше верхней границы леса (1600-2000 м) поднимается лишь плато Монаро, заходящее в альпийский пояс. В травянистом покрове альпийских лугов на торфяно-луговых почвах преобладают сложноцветные и снежная трава (Род caespitosa). Очень много кустарникового вереска.
|