Моисеева Е.Н., Митрофанова Е.И., доц. к.т.н., ДонНТУ
В современных условиях экономического реформирования значительно возросла роль государственного земельного кадастра. Кадастр является информационной базой для эффективного управления земельными ресурсами, ведения земельной статистики, землеустройства, регулирования земельных отношений, поддержки налоговой и инвестиционной политики государства, развития рынка земли и обоснования размеров платы за землю.
Точкой отсчёта поводимой в Украине земельной реформы можно считать Постановление Верховного Совета УССР от 18 января 1990 г. «О земельной реформе». С момента начала реформирования прошло уже более 10 лет, но система государственного земельного кадастра по-прежнему имеет значительные недостатки, не позволяющие эффективно осуществлять управление земельными ресурсами Украины. К таким недостаткам можно отнести отсутствие систематически проводимых комплексных землеустроительных работ. Проводимые сегодня работы можно охарактеризовать как фрагментарные землеустроительные действия, являющиеся по сути элементарными межевыми работами. В результатах проводимых работ наблюдается отсутствие полной информации о всех землевладениях и землепользованиях. Отсутствие информационной базы в свою очередь делает невозможным принятие эффективных и компетентных решений по управлению земельными ресурсами.
В качестве примера эффективной организации землеустроительных работ можно рассмотреть валовое описание земель России, проведенное в XVII веке.
Одной из главных частей землеустройства всегда было межевание — комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землевладений и землепользовании с выдачей документов, удостоверяющих права на землю. Данные межевания используются государством при установлении порядка и ясности в использовании земель, обложении землевладельцев и землепользователей земельным налогом. Поэтому они всегда находились под контролем государства [1].
Трудно представить, когда возникло межевание, но из летописей известно, что киевский князь Владимир, правивший в 980-1016 годах заботился «о строи земленем, о ратях и о устройстве земленем». Это первое документальное свидетельство о землемерстве. Его существование в общем связывают с возникновением государств. Факты свидетельствуют, что уже к моменту официального принятия христианства на Руси более 1000 лет назад в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) существовала письменность, велось индивидуальное обучение грамоте и развивалось землемерие (землеустройство) [2].
Русские князья по примеру Византии делали описания земельных владений своих подданных с целью распределения податей, повинностей и дани. Описания проводились, как правило, княжескими служителями. Эти уполномоченные князем люди (писцы) были, по сути, первыми землемерами. Они должны были хорошо знать грамоту, уметь считать, ориентироваться в княжеских законах и владеть простейшими методами измерения [4].
Из истории известно много фактов переписи населения и имущества, в том числе и земель, в русских княжествах в 1248, 1257, 1259, 1273 гг., а так же в начале XIV столетья. Эти данные использовались при учёте количества и качества земель . Практически, это были попытки, говоря современным языком, провести системный анализ количества и качества земель в соответствии с действующим законодательством, учесть не только территорию отдельного княжества, но и земельные владения каждого частного лица.
Определённый порядок в землевладениях и землепользованиях эти работы наводили, но окончательной ясности в использовании земель и закреплении прав на землю не давали [2].
Следует отметить, что наиболее результативными межевальными работами были работы, проводимые с1680 по1686 год, когда было произведено так называемое валовое описание земель России. При этом осуществлялся целый комплекс землеустроительных работ по учету земель, установлению границ, оценке качества земель, правовому оформлению земельных участков. Всеми этими работами ведал Поместный приказ — специальное учреждение центрального управления, образованное в царствование Ивана IV (до середины 60-х годов он именовался Поместной избой). Описания проводились писцовыми партиями (комиссиями), которые направлялись Поместным приказом Москвы в отдельные города и округа. Они состояли из старшего писца (дьяка), и его помощников (подьячих). Местный воевода выделял в распоряжение партии отряд стрельцов в количестве 5—15 человек.
Из истории известны также названия дозорщиков и мерщиков, участвовавших в писцовых описаниях. Первые занимались проверкой, исправлением и дополнением уже произведенных ранее описаний, вторые – измеряли земли.
Работы велись на основе «писцовых наказов» — специальных документов (инструкций) о порядке проведения описаний. В них предписывалось: осуществить записи о землях поместных и вотчинных, сел и деревень по видам и землевладениям (бояр, окольничих, стряпчих, дворян, иноземцев, монастырских, церковных и др.), одновременно описать население и его занятия (количество дворов в каждом селе, поименно людей в них, наличие заброшенных дворов, занятость людей); сверить наличие земель по ранее выданным документам на право владения (государевы грамоты, выписки из писцовых книг, купчих, отдельщиковые или отказные записи и др.) с фактическим использованием земель на основании описаний и обмеров, показаний свидетелей из местных людей; установить законность землевладения и изъять в пользу государя с последующей раздачей сокрытых или незаконно используемых участков (при отсутствии документов или при опустении деревень определять принадлежность земель владельцу путем опроса людей, проживающих поблизости); описать земли с подразделением по видам угодий (пашня, покосы, леса и т.д.), по качественному (лучшие, средние, худшие) и культуртехническому состоянию (пашня, заросшая лесом и кустарником; пятилетние и более давние перелоги, чистые перелоги), а также по видам хозяйственною использования (указывалось, например, «где, под какой деревней имеется рек. озер, прудов, мельниц, рыбных ловель, бобровых гонов, всяких угодий», сколько и на каких покосах, на скольких десятинах и по скольку копен с десятины сена ставится и т. д.); разрешать земельные споры на меже.
Одной из главных задач писцовых описаний был раздел земель, то есть установление границ (меж) между землевладельцами и описание этих границ [4].
Для обозначения границ использовали столбы (чурбаны) – колоны с тёсанными гранями, копали ямы, вырубали просеки, использовали границы живых урочищ.
Длина граничных линий выражалась в саженях. Площадь пашни измерялась в десятинах во всех трех полях (имевшихся при трехпольной системе хозяйства) и пересчитывалась потом в четверти для раскладки поземельного налога. При измерении больших лесов достаточно было определить длину и ширину их в верстах и саженях.
Инструментами для измерения служили трехаршинная сажень (2,13м) и мерная веревка. Записи осуществлялись в писцовых книгах. С технической точки зрения производилось только описание земель, без изображения на бумаге землевладений и землепользовании в виде чертежей или планов. Это объяснялось тем, что в то время в России практически не было лиц, знакомых с правильными геометрическими приемами и сложными землемерными инструментами [2].
По свидетельству Василия Никитича Татищева (1686—1750), опубликовавшего первый научный труд по отечественной истории, некоторые писцы не знали грамоты, а многие из них небрежно выполняли свои обязанности.
Вместе с тем писцовые описания принесли большую пользу государству и имели все признаки землеустройства. При их составлении писцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находились. Существовали также правила размещения новых дорог для проезда, для отвода и размежевания земель [4].
Рассмотренный исторический пример позволяет сделать следующие выводы:
1. Землеустройство является эффективным только при условии использования систематического комплексного подхода к проводимым работам.
2. Работы по землеустройству должны быть строго стандартизированы и должны регулироваться государством.
Принимая во внимание существующие сегодня проблемы, связанные с проведением землеустроительных работ и приведенные исторические уроки, необходимо усовершенствовать проведение работ по землеустройству и создать государственный банк данных, включающий информацию о собственниках земли и землепользователях, об экологическом состоянии земель, о структуре использования земельных ресурсов.
Список литературы
1. Погрибной О.О. Земельное право Украини. - К.: Истина, 2003. - 445с.
2. Калюжний М.Н., Мілованов В.В. Земля Донбасу. - Донецьк, Регіон, 2001. - 192с. 263
3. Строев Е.С. Земельній вопрос. - К.: Колос, 1999. – 536 с.
4. Волков С.Н. От землемерной школы до университета. – М.: Колос, 1999. – 512 с.
|