Данило Дольчи родился 28 июня в 1924 в Сесана, в провинции Триеста, северная Италия. Его мать звали Мэли, а отца Энрико. Впоследствии переезжают в Ломбардию, где его отец работает железнодорожным мастером: здесь Данило начинает учиться. Он был любознательным мальчиком и очень любил читать. Данило читал Платона, великих немецких поэтов эпохи романтизма, классиков восточной мысли. Также он увлекался музыкой.
В Милане он учился в Политехническом институте, где занимался на архитектурном отделении и посещал занятия Эрнесто Буонайути. Первыми произведениями, которые он печатает – были два учебника по науке строительства в помощь студентам архитекторам.
В конце сороковых годов он уже известен и оценен как поэт: в 1947 – был в числе финалистов Премии Свободная Печать Лугано, вместе с Андреа Камилери, Марией Корти, Пьер Паоло Пазолини, Дэвид Мария Турольдо, Андреа Цанцотто. В 1950 Уго Фазоло включает его лирику в сборник «Новые поэты».
В том же 1950 году он делает в своей жизни выбор, повлиявший в последствии на всю его дальнейшую жизнь. Он оставляет университет и переезжает в Номадельфию, «город, где братство закон». Там он некоторое время работает с замечательным священником, Доном Зен Салтини, который открыл приют для 3 000 ребят, оставленных после войны. В 195 году он участвует в основании подобного приюта в Батигнано, в окрестностях Гроссето. В следующем году он оставляет Номадельфию и переезжает в Сицилию, в маленький морской городок Трапетто (там он вместе с отцом уже был около одного месяца между 40 и 41 годах). В этот момент начинает писаться одна из чистых и интенсивных страниц трудного гражданского и демократического возрождения Италии у моральных и материальных развалин фашизма и второй мировой войны. Как говорил Дольчи, начинается «Сопротивление, не стреляя».
14 октября 1952 года на кровати умершего от голода ребенка, Данило Дольчи начинает свою борьбу. Он начал голодовку, она была прервана только тогда, когда власти обещали исполнить некоторые обязательства для улучшения нищенской жизни сицилийского населения. Пресса начинает о нем говорить, называя его «итальянским Ганди». Дольчи говорил, что все, что он делает, это как многие думают, не является плодом его образования или каких-либо глубокомысленных размышлений. «Я думаю, что никто, кто обладает хоть капелькой чувствительностью, не смог бы поесть, если бы он видел мертвых от голода детей. Здесь не идет речь о героизме, это лишь инстинкт».
10 декабря того же года Данило Дольчи распространяет листовку, предлагая всем подписать ее: «Я заявляю», говорится в листовке «что если я буду призван убить или как-то косвенно содействовать войне, то я откажусь: я не хочу быть убийцей». Именно тогда в Италии в первый раз было открыто, высказано мнение, касающиеся насилия.
В январе 1956 года в Патринико начинается голодная забастовка, направленная на борьбу с контрабандой, которая лишала рыбаков способов существования. Забастовка была остановлена по странной причине якобы «публичная забастовка незаконна».
Также 1956 год известен проведением так называемой «забастовки наоборот», когда сотни безработных людей вышли на местную дорогу и начали ремонтировать ее, так как она была в ужасном состоянии из-за халатности местных властей. Реакция государства была моментальной: было приказано разогнать манифестантов, организаторы забастовки, среди них и Дольчи, были схвачены и посажены в тюрьму. Этот случай взбудоражил страну, первые полосы газет пестрят информацией о забастовке, она везде оживленно обсуждается, в том числе и в Сенате и в Палате. Десятки парламентеров (среди них Аликата, Де Мартино, Малфа, Пажетта) интересуются у правительства о причинах ареста Дольчи и просят принять меры против служащих полиции, которые его арестовали. В конце этого исторического процесса Данило был освобожден.
Вокруг Данило Дольчи и его кампании укреплялась национальная и международная борьба. В Италии, Швейцарии, Германии, Швеции, Великобритании, Голландии, Норвегии, Франции появились многочисленные группы его сторонников. Сотни молодых людей приезжают в Сицилию, чтобы помочь местным жителям в построении процветающего гражданского, демократического и экономического общества. Кроме сторонников, хватало и тех, кто не любил Дольчи. Клевета, угрозы, попытки упростить и высмеять полученные результаты, порочащие высказывания – все это тоже сопровождало Данило на протяжении всей его жизни.
В 1958 году Данило Дольчи присуждена Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами". Принимая эту награду, Дольчи сказал: «Я не коммунист, я еще ни разу не видел и квадратного метра Советской Республики, но я принимаю эту премию и глубоко Вам благодарен за нее. Если мне выдадут паспорт, то я обязательно побываю в Москве». В следующем мае на деньги, полученные вместе с премией, он создал Исследовательский центр, который сыграл огромную роль в развитии западной Сицилии.
Дольчи не является человеком, знающим все на свете, он не гуру, который пришел на землю с целью распределить рецепты и научить людей, как им надо думать и жить. Он убежден, что силы необходимые для изменений могут найтись только у информированных людей, изменения должны произойти в их сознании. Он знал насколько важно для успеха предприятия, чтобы каждый участник чувствовал себя частью этого дела. Поэтому работа с самоанализом людей, методом «майевтики». Этот метод не был мелочью или необдуманным шагом, этот метод нужен для успеха действительно революционной и ненасильственной программы. «Изменения», как говорил Данило, «не происходят без новых сил, но эти силы не рождаются и не растут сами по себе, если люди не просыпаются, для того, чтобы признать собственные интересы и нужды».
Действительно, развитие интуиции крестьянина, во время собраний, посвященных анализу экономической отсталости региона и выявлению возможных решений, привело к проекту построения плотины на реке Жато. Опытные инженеры утверждали, что мысль построить большой таз, чтобы собирать туда обильный зимний дождь, и использовать эту воду в летних месяцах – безрассудна. Реализация потребует почти десять лет борьбы. Но эта плотина, произвела перелом в жизни тысячи граждан, когда в регионе, появились многочисленные кооперативы, и произошел первый экономический рост.
Дольчи боролся с преступностью, которая сильно препятствовала развитию. Благодаря внимательной, непрерывной, тщательной работе, год от года увеличивается самый твердый фронт, направленный против мафии (и это, в то время когда для многих представителей Государства по официальным данным мафия даже не существует). В 1965, во время переполненной людьми пресс-конференции борьбы против мафии. Комиссия, о Дольчи заявляет публично, о его сговоре с преступностью. Тогдашнее руководство вместо того, чтобы поддерживать движение, которое смогло бы бороться с мафией, наоборот сделало все возможное, чтобы изолировать и погасить борьбу, приговорив к двум с половиной годам заключения Данило Дольчи и Франко Алазия.
15 января 1968 - драматическая дата: самое жестокое землетрясение переворачивает Долину Беличе: Центр временно приостанавливает свою деятельность, чтобы помогать встать на ноги пострадавшим людям. 15 сентября того же года обнародован план развития зон пострадавших от землетрясения, плод работы десятков экспертов. Однако, жизнь людей так и не меняется к лучшему. 25 марта 1970 Радио Свободный Partinico вещает о том, что люди до сих пор живут в бараках, здания так и не были перестроены, Сицилия умирает. Вновь происходит уже знаменитый сценарий: полиция вторгается в помещение Центра, прерывает передачи, останавливает руководителей. Со всего мира приходят сотни сообщений солидарности и желания освобождения Дольчи. « Каждый раз, катастрофа поражает Юг », Итало Кальвино пишет, «сколько еще население будет вынуждено жить в бараках, сколько лет им это терпеть? Возможно ли, что такая страна как Италия, которая гордится своими “экономическими чудесами”, оставляет без крыши над головой целое население? Естественные катастрофа - роковая случайность? Не всегда. Во многих случаях они предсказуемые и это тяжелая вина не препятствовать им».
У Исследовательского центра, между тем, появился новый союзник: Центр образования, построенный в течение нескольких месяцах близ Борго Trappeto. Через год, за большим круглым столом, тысячи людей встретятся, чтобы обсудить развитие образования, поэзии, экономического и гражданского роста, экологии, ненасильственного метода. Дольчи структурирует взаимную майевтику, проводит исследования.
Они признают работу Данило Дольчи: в 1968 Университет Берна награждает его Почетным дипломом за заслуги в Педагогике. В 1970 он получает Премию Сократа в Стокгольме «за деятельность в пользу мира и за вклад в сектор образования». В следующем году Университет Копенгагена вручает ему Премию «за вклад в европейскую в цивилизацию».
С 1970, после четырнадцати лет после публикации первой антологии, выходят в свет большие поэтические произведения Дольчи: Лунный лимон (1970), вы не чувствуете запах дыма? (1971), человеческая Поэма (1974), Бог монетных дворов (1976), Создание созданий (1979). Его стихи, которые Джанкарло Вигорели, определяет как «органический синтез грации и современной правды».
Месяц антифашистского давления, проведенный у Исследовательского центра, с мероприятиями, проводящимися в каждой части Италии, заканчивается одним из самых внушительных публичных проявлений послевоенного времени: более трех тысяч людей 28 ноября 1971 приходят в Рим.
Естественное продолжение предыдущей работы, является рост в семидесятых годах внимания к качеству развития: оценивается местная культура, ремесло, искусство, проводятся семинары, публичные мероприятия, поддерживается появление кооперативов. Углубляется, в то же время и исследование структуры майевтики и ее возможное применение: Дольчи усиливает сотрудничество с Юнеско. Новый образовательный Центр Мирта, географическое положение которого было обсуждено на обычных собраниях с местными людьми, был торжественно открыт в январе 1975 и мог рассчитывать на группу сотрудников работающих и сверхурочно: Паулу Фрейре и Йохан Гальтунг, Эрнесто Треккани и Паоло Силос Лабини, Джанни Родари и Гастоне Канцьани, Марио Лоди и Альдо Визальберги. Но к тому же в Центре Мирта, который преодолел все препятствия, чиненные местным и национальным руководством, налажен новый образовательный метод: проведение частых семинаров какие Дольчи устраивал около школ, в университетах, группах, ассоциациях. В то время как внимание к его персоне со стороны итальянской прессы и общественности уменьшается, оно не уменьшается за границей. Приглашения от различных организаций и иностранных университетов растут. В 1989 в Индии ему присуждена Премия Ганди.
13 мая 1996, Университет Болоньи награждает его Почетным дипломом за вклад в Науку Образования. Между ’ 96 и ’ 97, в стадии подготовка к публичному заявлению. Дольчи начинает собирать документы о месте «de Maddalena», являющемся местонахождением ядерных американских подводных лодок, построенное без какого либо парламентского разрешения и не контролируемое со стороны итальянского Правительства и местных организаций. Он начинает, кроме того, редакцию новой книги, в которой отражались некоторые знаменательные события его жизни, запомнившиеся на всю жизнь: «Когда мой отец пришел навестить меня, посаженного в тюрьму в Ucciardone, он глубоко меня удивил: вместо того, чтобы посоветовать мне быть благоразумным, он протянул мне руку со словами: “Так все и надо делать. Не останутся одинокими самые слабые люди”».
30 декабря на рассвете, в конце длительной болезни, Данило Дольчи гаснет, сломленный инфарктом: между Partinico и Trappeto, в той земле "бандитов" и "промышленников", крестьян и рыбаках без голоса, которую он выбрал, чтобы начать его трудное, долгое сражение длинною в жизнь.
|