Название Зубовский бульвар появилось не очень давно, в 1820 году, когда по линии современного Садового кольца был снесен Земляной вал, а на месте этом было предписано устроить бульвары. Один из таких бульваров был разбит между Крымской и Зубовской площадями и получил название Зубовский. Такие же имена получили близлежащая улица — Зубовская и позже проезд — Зубовский (бывший Дворцовый).
Зубовская площадь, в свою очередь, получила название по местности Зубово, а наименование местности происходит от фамилии Зубов. Полковник Иван Зубов был головой стрелецкого полка, охранявшего в XVII веке Чертольские ворота Земляного города, находившиеся на этой площади. Чертольскими ворота назывались потому, что находились у пересечения Земляного вала с Чертольской улицей (Пречистенкой), которая тянулась от урочища Чертолье: об истории этих загадочных топонимов вы уже знаете.
Фамилия Зубов происходит от прозвища Зуб. Она была довольно распространенной в Московском государстве XVI—XVII веков, а в XV веке воспринималась как прозвище. По наблюдениям известного историка академика С. Б. Веселовского, описавшего много старинных документов, под таким прозвищем был известен, например, некто Михаил Иванович Зуб Константинов; в источниках XVI века прозвище Зуб зафиксировано в форме фамилии, которую носил, в частности, дьяк Поместного приказа в Москве Игнатий Зубов, а документы XVII века упоминают о двух дьяках Зубовых в Казани — Иване и Калистрате. К XX веку фамилия Зубов стала одной из достаточно распространенных в России.
Рядом с Чертольскими воротами около внутренней стороны вала находилась и стрелецкая слобода, где жили стрельцы и их семьи.
Название Зубовский представляет собой имя прилагательное, образованное при помощи суффикса -ск-. Это одна из самых «производительных» словообразовательных моделей для названий площадей, улиц, переулков, набережных Москвы. Едва ли не самое раннее наименование такого типа — Никольская улица. Что же касается слова площадь, то происхождение его для лингвистов остается не вполне ясным. Одни ученые считают его заимствованием из старославянского (церковнославянского) языка, в котором слово площадь могло образоваться от греческих слов plateia, platiades — «широкая», «широкие». Другие лингвисты истолковывают площадь как слово исконно русское, древнерусское, образованное от прилагательного плоский (фонетическое преобразование ск в щ, е после щ>а вполне возможно).
Стрельцы оставили после себя немало географических названий в пределах Москвы, поскольку они представляли собой значительное явление в истории Русского государства и его столицы. Молодой царь Иван IV создал специальное войско — пехоту, вооруженную «огненным боем», то есть огнестрельным оружием. В 1550 году он повелел собрать корпус, состоящий из трех тысяч человек, «выборных стрельцов (выделено мной. — М. Г.) из пищалей». Стрельцы были московскими и городовыми, то есть провинциальными. Первые несли службу в Москве, а городовые — в пограничных укрепленных городах и именовались в соответствии с названиями этих городов. Были стрельцы астраханские, гдовские, изборские, опочецкие, ржевские, саратовские и др. Слободы московских стрельцов располагались поблизости от оборонительного Земляного вала, окружавшего город, у застав. Сами стрельцы распределялись по полкам (приказам); во главе стоял голова — полковник, обязательно из дворян. Стрелецкий полк именовался по фамилии своего головы и должен был охранять, а в случае надобности и защищать вверенную ему заставу и участок Земляного вала. Полк у Чертольских ворот, которым командовал Иван Зубов, назывался Зубовским полком.
Такие боевые и охранные формирования стрельцов располагались в нескольких местах по линии Земляного вала и оставили о себе память в московской топонимии в виде названий улиц и переулков, образованных от наименований полков и фамилий их командиров — полковников: Малый Левшинский, Каковинский, Колобовский переулки, Сухаревская площадь и переулки и другие. Некоторые места расположения стрелецких слобод и полков впоследствии были названы просто Стрелецкими: Стрелецкая улица, Стрелецкий проезд. Центральные стрелецкие слободы, находившиеся около Кремля, например у Боровицких ворот, на Маховой улице, в Китай-городе, на Лубянской площади, географических названий после себя не оставили. Это произошло потому, что такие полки располагались в местах, которые были заселены задолго до появления стрельцов в этих частях города и уже были поименованы.
В наше время Зубовский бульвар известен москвичам как часть Садового кольца и своими памятниками архитектуры, важными городскими объектами, которые ассоциируются у москвичей и россиян с топонимом Зубовский бульвар. Здесь, например, находится интересное сооружение — Провиантские склады, построенные по проекту академика архитектуры В. Стасова в 1832—1835 годах. Это одно из лучших зданий русского классицизма, очень выразительное по силе образа при скупости средств и форм (оно не имеет даже колонн, почти обязательных для построек этого стиля). Поблизости находится станция первой линии московского метрополитена «Парк культуры», открытая в 1935 году. В одном из домов на Зубовском бульваре в 1820—1830 годах жила знаменитая русская актриса Г. С. Семенова, упомянутая А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине». Н. В. Гоголь бывал на Зубовском бульваре у своего друга Ф. И. Беляева, библиотекаря Московского университета. Великий русский художник В. И. Суриков жил здесь с 1881 по 1883 год. И вот как причудливо переплелись судьбы местности, ее названия и истории творчества художника: именно здесь, на Зубовском бульваре, В. И. Суриков закончил свою известную картину «Утро стрелецкой казни», сюжетом для которой послужил стрелецкий бунт в Москве, вспыхнувший при поддержке царевны Софьи.
Есть у топонима Зубовский бульвар, Зубовская площадь и ассоциации, связанные с реалиями и событиями второй половины XX века. Например, у представителей журналистского «цеха», работников средств массовой информации они связаны с домом № 4 по Зубовскому бульвару, где расположены Российское информационное агентство, агентство «РИА-Новости», Союз журналистов России, Фонд защиты гласности, Российский информцентр. Думаю, что со временем это географическое название «обрастет» и новыми ассоциациями. Какими? Это зависит и от нас с вами.
|