Эльмар Гусейнов
Этот древний сосуд для хранения костей умерших, размером 50×30×20см, может стать самой великой археологической находкой нашего времени. И дело не в самом оссуарии из светлого песчаника, а в короткой арамейской надписи на одной его стороне: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Французский исследователь Андре Лемер, который перевёл и опубликовал эту надпись, уверен, что речь идёт о знаменитом брате Иисуса Христа, останки которого и были захоронены в этом каменном гробу. Если подобное утверждение верно, то найдено важнейшее и пока единственное прямое археологическое доказательство существования Иисуса Христа. Андре Лемер, известнейший специалист в области гебраистики и истории Древнего Востока, руководитель исследований в Практической школе высших исследований Сорбонны, рассказал о своей находке корреспонденту «Известий» Эльмару Гусейнову.
– Господин Лемер, каким образом вы узнали о существовании этой надписи?
– Совершенно случайно. Ко мне обратился один из моих израильских друзей. В силу моих научных интересов я часто работаю в этой стране. Мне сообщили о тексте, найденном на стенке старинного оссуария, и прислали фотографию этой надписи. После перевода и изучения текста я обратился с просьбой на месте изучить весь предмет. Коллекционер из Израиля, который был владельцем оссуария, дал согласие. Я провёл в Иерусалиме шесть месяцев – с апреля по сентябрь нынешнего года. Результаты моей работы и были опубликованы в американском журнале «Библейское археологическое ревю».
– Что убедило вас в аутентичности оссуария? Ведь он был найден грабителем могил и куплен нынешним владельцем из вторых рук.
– Начнём с того, что обычай захоронения в подобных каменных ящиках существовал у иудеев в период примерно с 20 года до нашей эры по 70 год нашей эры – до первого иудейского восстания, подавленного римлянами. Согласно обряду, тело умершего хоронили в земле, а по истечении года вынимали из могилы кости и укладывали в оссуарий. Это был обычай, принятый у фарисеев. Такой каменный саркофаг помещали затем в семейные усыпальницы. После взятия римлянами Иерусалима и последовавшего разгрома Иудеи изготовления такого похоронного инвентаря прекратилось.
Это был важнейший фактор, который позволил датировать находку. Время изготовления саркофага совпадает с указанными в Евангелиях периодами жизни Иисуса Христа и его брата Иакова. В соответствии с преданием Иаков после смерти Иисуса руководил иерусалимской общиной христиан. По сведениям историка Иосифа Флавия, Иаков, брат Иисуса, был побит камнями по приказу иерусалимского первосвященника в 62 году нашей эры.
Ряд других аргументов свидетельствует о подлинности оссуария. По моей просьбе и по настоянию руководителей «Библейского археологического ревю» этот каменный ящик был изучен с помощью электронного микроскопа в одной из геологических лабораторий Израиля. Сама форма этого предмета, материал, из которого он был изготовлен, характер обработки камня полностью соответствуют примерно 3 тысячам аналогичных находок, сделанных на территории древней Иудеи в ходе раскопок. Мы изучили даже патину, которая возникает на камне в результате долго пребывания в земле – она тоже подтверждает древность предмета.
Наконец, способ вырезания букв на камне также полностью соответствует традициям того времени. Изменения фактуры камня в местах начертания букв идентичны трансформации остальной поверхности оссуария. Значит, надпись была сделана одновременно с самим саркофагом.
Кроме того, как уверяет человек, обнаруживший ящик, находка была сделана у самой стены древнего иерусалимского храма, храма Ирода, в Кедронской долине. Именно там существовали древние кладбища, при раскопках которых и находят подобные оссуарии.
– Что показало изучение самого текста?
– Первое, что обращает на себя внимание, – характер написания букв. Благодаря рукописям Мёртвого моря мы теперь хорошо знаем, как писали в Иудее в начале нашей эры. Характер начертания знаков и само построение этого короткого текста позволяет датировать его до 70 года нашей эры, то есть опять-таки до первого иудейского восстания.
Необычным является само указание в погребальной надписи не только на отца погребенного, Иосифа, но и на его брата, Иисуса. Обычно на подобных саркофагах иудеи называли только самого умершего и его отца. Из нескольких сотен оссуариев этой эпохи, помеченных погребальными текстами, это второй случай упоминания имени брата захороненного. Такое делалось только в чрезвычайных случаях, когда брат умершего считался особенно важной персоной.
Наконец, само сочетание трёх известных по евангельской истории имен – Иакова, его отца Иосифа и брата Иисуса – очень необычно. По расчётам ученых, в начале нашей эры в районе Иерусалима жило около 80 тысяч человек. Примерно каждого десятого звали Иосиф, с такой же регулярностью встречалось имя Иисус. А вот имя Иаков было довольно редким. Одновременно, в одном поколении на территории Иерусалима могло обитать не более 20 Иаковов, имевших отцов по имени Иосиф и братьев по имени Иисус. Это создаёт высокую вероятность того, что именно брат евангельского Христа мог быть захоронен в каменном ящике. Жаль, что этот каменный ящик попал в руки ученых пустым.
|