Владимир Крысинский, эксперт Компании «МакЦентр»
От Пекина до выбитых миллионами ног каменных ступеней Великой Китайской стены всего 61 километр. А до ближайшего района технико-экономического развития, где расположены предприятия крупнейших мировых производителей, например, Fuji или завода по производству офсетных пластин компании PNE, только 30. Все близко – старое, древнее, вековое и современное, устремленное в будущее.
Сам Пекин выглядит как современный город с новыми высотными зданиями пятизвездочных гостиниц и офисных зданий ведущих мировых фирм, с прекрасными дорогами, потоком блестящих лаком автомашин (все произведены в Китае), многоэтажными супермаркетами, вездесущими Макдональдсами и подъемными кранами строящихся зданий. Конечно, в Пекине есть и кварталы, которые предпочитают не показывать иностранцам. Но парадная сторона производит впечатление.
Сегодняшний Китай напоминает гигантский кипящий котел, в который весь мир бросает инвестиции, инновационные технологии, технические и маркетинговые решения. Вместо наших газа и нефти на экономические весы Китай кинул почти полтора миллиарда дешевой рабочей силы и выиграл. Уже сейчас выиграл в борьбе за мировые рынки и продолжает выигрывать. Теперь не только знаменитый китайский ширпотреб (заметьте, высококачественный) почти полностью доминирует и в Европе, и в Америке. На все большем количестве самой высокотехнологичной продукции мы видим ставшую уже привычной надпись – «Made in China».
Когда котел кипит, то всегда образуется много пены. Она стекает туда, где это позволено. К большому сожалению, позволяют ей течь именно к нам. Не будем анализировать причины, по которым это происходит. Но в сознании населения России слово «китайское» прочно ассоциируется с дешевыми и некачественными подделками. Сразу вспоминаются ядовитые детские игрушки или пуховики, из которых через неделю начинает лезть перо. Несмотря на обилие и у нас действительно качественных китайских товаров, в том числе, например, электроники, стереотип настолько въелся в наше сознание, что даже анекдоты на эту тему придумывают. В одном из них новый русский рассказывает другому, как был в Лондоне на аукционе Сотбиз и купил там вазу. «Представляешь, – жаловался он, – даже там жулики. Сказали, что эта ваза эпохи Минь. Прихожу домой, гляжу внимательно, а она же китайская.» Смешно, конечно, но не очень. Уже сейчас мир не может обойтись без китайских товаров. Даже для знаменитых суперточных швейцарских часов восемьдесят процентов деталей делается в Китае.
Китайская продукция стала появляться и в полиграфии. Есть предложения по китайским печатным машинам. Уже активно продаются на российском рынке и офсетные пластины китайских производителей, причем под разными названиями и далеко не всегда, как именно китайские. И здесь, чтобы решить проблему выбора или хотя бы серьезно не ошибиться, существует несколько простых правил, которые у нас знают все, но постоянно забывают применять на практике. Мы по-прежнему сначала покупаем путевку в случайной турфирме не выясняя о ее репутации и если у нее лицензия, а затем обижаемся, что нас поселили в сарае вместо пятизвездочной гостиницы.
Таким образом, первое правило – это поинтересоваться, какая китайская фирма производит предложенные вам пластины. Не надо соблазняться звучным названием и заверениями поставщика, что пластины просто супер. В Китае более 20 производителей этого материала, среди которых есть и вполне серьезные фирмы, дорожащие своей маркой, а есть и такие, которые готовят пластины, что называется, на коленке.
Если производитель вам не знаком хотя бы понаслышке, поинтересуйтесь, имеется ли у него сертификат ISO 9001. Потребуйте, чтобы вам его показали и убедитесь, что в перечне производимых материалов значатся и офсетные пластины. Убедитесь, что и алюминиевая основа также сертифицирована. Неплохо было бы посмотреть и сертификат соответствия, в котором подтверждается, что пластины данной марки выпускаются именно этой фирмой.
Советы, конечно, немудреные и очень похожи на то, что говорят тетеньки и дяденьки хозяйкам по каналу «домашний». Одно сплошное занудство. Но есть во всем этом и своя сермяжная правда. Хоть в какой-то мере, но сертификат ISO говорит о наличии системы регулярного контроля. Ведь для получения сертификата нужно не только добиться определенного уровня качества, но и обеспечить его постоянство. При изготовлении офсетных пластин даже на современных автоматических линиях у любого производителя бывает брак и отклонения в технологии. У любого, а если вас уверяют в обратном, то это не более, чем рекламный шаг. Поэтому так важно, насколько четко происходит проверка качества, отбраковка, обеспечение постоянности свойств. Так что сертификат – это минимальная гарантия того, что, протестировав пачку предложенных пластин, вы потом не получите партию, в которой половину придется выкидывать, и что ваши претензии будут доходить до производителя.
Эти и многие другие мысли волновали нас, когда мы усаживались в кресла Боинга 747, чтобы через 8 часов оказаться в аэропорту Пекина.
К этому времени мы уже довольно много знали о фирме PNE, которой принадлежит один из крупнейших в Китае заводов по производству офсетных пластин.
Основанная в Сингапуре, фирма PNE является мощной корпорацией, имеющей целый ряд производств, в том числе полиграфических материалов, печатных плат, различных деталей для электроники и электрики, пластиковых изделий для автомобилестроения и т. д. Это обнадеживало, так как наличие серьезного капитала позволяет сразу же поставить дело на нужный уровень, то есть закупить и установить качественное оборудование, пригласить специалистов высокого класса, вложить деньги в исследовательские работы. Привлекало и то, что это частная, а не государственная компания, у которой есть постоянный госзаказ. В Китае примерно так же, как раньше у нас. Например, есть завод с государственным капиталом, который поставляет офсетные пластины для всех правительственных типографий, печатающих газету коммунистической партии Китая «Женьминь жибао» с ежедневным тиражом в сотни миллионов экземпляров. Такому предприятию не обязательно быть гибким и заботиться о сбыте. Правительственными решениями все типографии, печатающие партийные и правительственные издания, обязаны приобретать пластины только у этого завода. Частным компаниям приходится отвоевывать свое место на рынке в жесточайшей конкурентной борьбе и постоянно совершенствоваться.
Ко времени поездки представителей МакЦентра, в составе которой был и автор этой статьи, мы уже не только получили всю документацию и сертификаты, но и провели всесторонние, в том числе и лабораторные испытания аналоговых офсетных пластин NP-1 компании PNE. До заключения постоянного договора МакЦентр в течение года поставлял пробные партии пластин этого производителя на российский рынок, постепенно наращивая объемы, пока не сложилась уверенность, что данный материал не только обладает хорошими печатными свойствами, но и стабилен по качеству. Такая осторожность диктовалась и тем, что до сих пор МакЦентр, являясь самым крупным дистрибьютором Agfa, поставлял пластины только этой компании. Высокое качество материалов этого крупнейшего мирового лидера общеизвестно, и мы не хотели рисковать своей репутацией.
В принципе, широкие производственные испытания подтвердили наше мнение о пластинах NP-1. Это добротный, качественный материал для небольших и средних тиражей от 50 до 100 тысяч оттисков на листовых и малоформатных ролевых машинах. Слой ярко-зеленый, хорошо контролируемый как визуально, так и пригодный для считывания сканером. Пластины достаточно быстрые при изготовлении форм, то есть имеют небольшое время копирования и обработки. Для проявления подходит любой европейский или азиатский проявитель. Разрешающая способность в 10 мкм достаточно высокая, чтобы качественно подготавливать формы с линиатурой в 175 lpi. Первые же тесты показали и отличные печатные свойства нового материала. Пластины без проблем прекрасно работали на всех машинах с любым увлажняющим раствором. Это было не удивительно, так как зернение и анодирование проводилось по известной японской технологии «мультигран», а отлаживали и контролировали ее специалисты во главе с главным технологом, которые до этого трудились на заводе Fuji.
Нас, конечно, интересовало и то, как пластины поведут себя при сложных условиях печати на больших ротационных машинах, и мы, уже будучи в Пекине, попросили китайских коллег отвезти нас в местную типографию, постоянно использующую пластины NP-1. Обязательными условиями были не новая ротационная печатная машина, офсетная бумага без покрытия, многокрасочная продукция и большие тиражи.
Нам показали то, что мы хотели увидеть. В типографии, расположенной в пригороде Пекина, на старенькой четырехкрасочной ротации Solna, отнюдь не в ухоженном состоянии, в три смены ведется печать школьных учебников. Бумага местная, типа офсетной №1. Формы, изготовленные на пластинах NP-1, без обжига выдерживают тираж порядка 45-50 тысяч. Для больших тиражей пластины обязательно обжигаются. Тиражестойкость форм после термообработки составляет 140-150 тысяч оттисков.
Таким образом, NP-1 показали себя ничуть не хуже большинства европейских пластин, но нас больше заботило другое. Каждый, кому приходилось тестировать корейские, китайские, словакские, болгарские и другие пластины знает, что между тестами и постоянными поставками дистанция, как говорится, огромного размера. Как уже говорилось, вы можете получить отличные результаты при пробе пачки пластин, а потом, получив партию не знать, что с ней делать, так как треть нужно будет просто браковать из-за явных дефектов, а в остальных свойства будут настолько непостоянны, что чуть ли не для каждой пачки придется подбирать свою экспозицию на копировальной раме.
Таким образом, одним из важнейших свойств для пластин является стабильность качества и всех показателей. Обеспечить высокий уровень стабильности может только технически оснащенное и хорошо организованное производство. Мы специально брали пластины разных форматов и номеров полива, проводя сравнительный анализ. Результаты получились более чем обнадеживающие.
Это не значит, что абсолютно все нас удовлетворяло. Нет идеальных производств и безупречных материалов. Поэтому мы очень плотно работаем со специалистами завода, совместными усилиями вырабатывая такие условия, при которых пластины NP-1 могли бы зарекомендовать себя на российском рынке не только как недорогой, но и как безусловно качественный и надежный материал. Тем более, что все необходимые предпосылки для этого имеются. Нужно признаться, что на все наши претензии производитель реагирует немедленно, стараясь выполнить все наши пожелания.
Однако, русская пословица гласит, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Мы хотели увидеть сами, на каком уровне налажено производство как технически, так и организационно, и могут ли там выполнить все наши достаточно высокие требования.
Завод по производству пластин компании PNE был построен в 2001 году в технико-экономическом районе к востоку от Пекина. Это современное производственное здание, площадью около 26000 квадратных метров. Автоматизированная линия позволяет выпускать более 6 миллионов квадратных метров офсетных пластин разных наименований в год. Подготовлено помещение и начинается монтаж второй автоматической линии с производительностью 10 миллионов квадратных метров в год. На этой линии предполагается уже изготавливать не только аналоговые пластины, но и термальные для CtP.
Директор завода и его сотрудники подробно ознакомили нашу делегацию с производственным процессом и организацией контроля. Последнее нас особо интересовало. Мы выяснили, что на заводе PNE, естественно, помимо контроля на самой автоматической линии во время изготовления, каждые 20 минут проводится лабораторный анализ образцов. В лаборатории определяется качество зернения и анодирования, толщина копировального слоя и постоянство его свойств. Кроме того, перед упаковкой каждая пластина, заметьте каждая, проходит визуальный контроль на предмет нарушения и равномерности слоя, дефектов, которые могли возникнуть при обрезке, механических повреждений и прочее.
По этому поводу позвольте сделать маленькую ремарку. На крупнейших заводах ведущих фирм существуют системы сплошного лазерного контроля копировального слоя. Такие системы достаточно дороги и установлены в основном только на головных заводах ведущих фирм. Тем более, что лазерная система контролирует качество слоя только во время изготовления и не гарантирует отсутствия дефектов, возникающих после обрезки и упаковки. Та же компания Fujifilm в Японии имеет систему лазерного контроля. А вот на заводе Fuji в Китае контроль, как нам говорили, визуальный.
Теперь хотелось бы объяснить, для чего нужны такие подробности, которые, наверное, уже утомили читателя. Дело в том, что цель этой статьи не только рассказать о конкретной марке пластин, но и поделиться своими соображениями по поводу непростой ситуации, которая складывается вокруг китайской продукции.
Конфуций говорил, что трудно найти черную кошку в темной комнате. А если в этой темной комнате больше двадцати кошек, а вам нужно найти одну? Я думаю, что бедный Конфуций даже в страшном кошмаре не мог себе представить такую ситуацию.
Сейчас все больше поставщиков выходят на рынок с предложением офсетных пластин китайского производства. Причем, в подавляющем большинстве, под своими брендами и без каких-либо данных об изготовителе. Еще хуже, когда китайские пластины неизвестного происхождения пакуются в Европе и предлагаются уже как европейские. Простите за тавтологию, но такое предложение очень напоминает пресловутого кота в мешке. Ведь у пластин каждого производителя есть свои особенности, свои достоинства и недостатки. Наши полиграфисты неплохо научились разбираться в пластинах основных мировых производителей. Нужно высокое разрешение на качественных цветных работах, выберешь Agfa или Fuji, нужны пластины для больших тиражей при печати учебников на пылящей офсетной бумаге №1, тогда выбирай Kodak Virag и так далее.
Вообще-то продажа сопутствующих материалов других производителей под своим брендом часто практикуется крупными компаниями. Но, во-первых, именно сопутствующих. Во-вторых, для профессионала обычно достаточно названия европейской страны, чтобы понять, на каком заводе изготовлен данный продукт. Китай – это совсем другое дело.
Необходимо понимать менталитет китайцев. Основная идея китайского производителя – сделать свою продукцию как можно дешевле, вытесняя конкурентов за счет низких цен. На втором месте стоит допустимый при этом уровень качества. Если японский бизнес ставил своей задачей побеждать конкурентов за счет высокого качества, то китайский за счет дешевизны. Вспоминается одна байка, когда американцы заказали в Японии партию особо точных и сложных деталей, указав при этом, что экземпляров с отклонениями от заданных параметров должно быть не больше двух процентов. Японцы прислали детали в указанный срок, а в сопроводительном письме сообщили, что не совсем поняли, зачем американцам брак, но они выполнили просьбу заказчика и сделали два процента деталей с отклонениями, упаковав их, естественно, отдельно. Если такое требование выставить китайцам, то они в первой партии пришлют не два, а десять процентов брака, а во второй двадцать. Но когда вы обязательным условием поставите стопроцентное качество и будете жестко его контролировать, то вы получите все детали без брака.
В помещении контроля и упаковки завода PNE на стене висит большая доска со списком стран и регионов, куда поставляются офсетные пластины. Напротив каждого названия перечислены требования, которым должны соответствовать материалы для данного потребителя. Я ничего не понимаю в китайских иероглифах, но строчки для Японии и России были самыми длинными.
Мы жестко работаем с производителем по качеству, постепенно вырабатывая те требования, которые могли бы нас удовлетворить. При этом, совершенно сознательно, компания МакЦентр, заключив с PNE соглашение об эксклюзивной поставке пластин NP-1 в Россию, выбрала полностью открытую политику, когда вся информация о производителе становится доступна потребителям. С одной стороны, это честно по отношению к тем типографиям, которые будут работать на данном материале, так как они заранее смогут оценить возможность и область его использования. С другой стороны, это повышает ответственность как производителя, так и поставщика. Есть и еще одно немаловажное соображение. Мы не без основания предполагаем, что под безымянной маркой «пластины китайского производства» на наш рынок частично хлынут и материалы сомнительного качества и хотели бы заранее отгородиться от них.
А это важно, так как в самом ближайшем будущем большинству наших типографий, в том числе и тем, которые сейчас брезгливо отворачиваются при одном слове «китайские», придется иметь с ними дело по чисто экономическим соображениям. Уже теперь точно известно, что в течение первого квартала этого года все ведущие производители пластин повысят цену, прежде всего, на аналоговый материал в связи с ростом стоимости алюминия, энергии и рабочей силы. И далее эта цена будет только расти.
В таких условиях нам давно бы уж пора повернуться лицом к нашему великому соседу, который за короткий период не только смог подняться с колен, но и стремительно развивается и обучается, уже сейчас став крупнейшим мировым производителем самой разнообразной продукции. Но делать это нужно не с закрытыми глазами, соблазняясь только низкой ценой.
Один китайский бизнесмен в порыве откровенности сказал, что в Китае делают продукцию трех уровней качества. Первый или высший сорт – это то, что должно экспортироваться в Европу, США и Японию. Второй сорт предназначен для стран третьего мира, а все остальное отправляется в Россию. Как ни обидно, но частенько именно так и происходит. Но в наших силах изменить ситуацию. Именно поэтому мы считаем главным открытость и прозрачность отношений с китайским производителем, которые не оставляли бы никакой возможности перетекания к нам той самой пены.
Для этого есть все возможности, так как китайские предприятия из-за жесткой ценовой борьбы на внутреннем рынке, где все имеют равные условия, чрезвычайно заинтересованы в экспорте, поскольку за границей у них больше преимуществ за счет возможности использования дешевой рабочей силы. Тот же завод компании PNE экспортирует в настоящий момент около 40% своей продукции, в том числе Японию и Америку. И эта цифра будет расти, потому что продавать за рубеж выгоднее, чем внутри Китая.
Как видите, статья получилась не только, а точнее не столько о конкретном материале, а скорее о тех проблемах, которые с ним связаны. Надеюсь, что высказанные здесь соображения помогут читателю сделать правильный выбор.
|