Ольга Воробьева
Приказ № 227 по объединению «Гознак» вышел 22 июня 1941 года. В нем указывалось, что коллектив работников «Гознака», как и все трудящиеся нашей Родины, должны своим трудовым энтузиазмом, сплоченностью, отсутствием паники обеспечивать бесперебойную работу предприятия в условиях военного времени.
Бумажная фабрика «Гознак», как и многие другие предприятия города была перепрофилирована на выпуск продукции военного назначения.
Первый военный приказ был связан с выпуском для нужд фронта противоипритной и документной бумаги. Здесь же на фабрике противоипритную бумагу пропитывали специальным составом и клеили из нее накидки. Для контроля качества продукции была организована особая лаборатория, на фабрику был доставлен иприт. Заказ был успешно выполнен. Второй заказ был связан с изготовлением корпусов мин. С этой целью в одной из мастерских были подготовлены станки со специальными приспособлениями. Уже в октябре 1941 года производство чугунных корпусов мин было налажено. В отдельные дни изготавливали до 300-400 мин в сутки.
Третий заказ – это освоение на предприятии одного из заменителей продуктов. Вопрос о заменителях пищевых продуктов в городе остро встал в конце сентября 1941 года, когда кольцо окружения вокруг Ленинграда замкнулось и подача продовольствия по суше прекратилась. В начале октября в Смольном было созвано совещание. Перед присутствующими была поставлена задача организации производства пищевых продуктов и их заменителей из непищевого сырья. Задача была сложной, так как использовать можно было только то сырье, которое оставалось в осажденном городе.
Научных сотрудников Всесоюзного научно–исследовательского института гидролизной промышленности обязали всего только за одни сутки разработать режим получения гидроцеллюлозы (ее называли пищевой целлюлозой) и приготовить опытный образец для испытаний его в лаборатории хлебопечения. Работа была выполнена в срок. Выяснилось, что добавка пищевой целлюлозы в количестве 10-15%, не ухудшая органолептических свойств хлеба, увеличивала его массу. Через несколько дней после получения согласия медиков приступили к промышленному выпуску разработанного продукта на нескольких предприятиях города, в том числе и на бумажной фабрике «Гознак».
В качестве сырья использовали древесную целлюлозу. Пищевая целлюлоза организмом человека не усваивалась, ее можно было использовать лишь в качестве добавки к «блокадному хлебу». По воспоминаниям работников фабрики, были случаи, когда рабочие стали употреблять пищевую целлюлозу в чистом виде вместо хлеба и погибали целыми семьями.
Работать приходилось в тяжелых условиях. Только за один день сентября 1941 года на фабрику и жилые дома, где жили гознаковцы, было сброшено более двухсот зажигательных бомб. С первых дней на фабрике начала работать аварийно – восстановительная служба.
На фабричной вышке было установлено круглосуточное дежурство, работники этой службы своевременно тушили зажигательные авиабомбы. За весь период войны на фабрике не было ни одного пожара.
Выпуск пищевой целлюлозы на фабрике достигал до 2 тонн в сутки (по сухой массе). В составе блокадного хлеба в первом квартале 1942 года добавка гидроцеллюлозы достигла 5%, а уже в четвертом квартале ее содержание было повышено до 10%, при этом, продолжительность выпечки хлеба пришлось увеличить. На вид хлеб получался привлекательным, имел румяную корку, но вкус был горьковатым. Пищевая целлюлоза применялась не только при выпечке хлеба, но и приготовлении котлет. Общее количество гидроцеллюлозы, выработанной в Ленинграде, составило 15 тысяч тонн, и там была доля целлюлозы, полученной на «Гознаке».
По воспоминанием гознаковцев, на фабрике была также разработана технология утилизации табачной пыли. Это помогало решению проблемы табака в условиях блокады города. Было получено табака по этой технологии около 6 тысяч тонн и его качество, по заключению специалистов, соответствовало маркам табака 2 сорта.
Производственные работы на фабрике продолжались до ноября 1941 года, а затем прекратилась подача электроэнергии, и основное производство было подвергнуто консервации. Все цеха и отделы были подготовлены таким образом, что в случае необходимости, все должно было быть взорвано.
Для освещения фабрики в центральной лаборатории круглосуточно изготавливали свечи. Когда стало холодно, на фабрике стали использовать печки – «буржуйки». Они быстро нагревались, но недолго сохраняли тепло и требовали большого количества дров.
После того, как Ленинград был отрезан от источников снабжения топливом, спасти положение могли только лесозаготовки в лесопарковой зоне города и торфоразработки. В середине октября 1941 года первые отряды лесозаготовителей, в том числе и из «Гознака» были направлены в Токсово, Невский лесопарк и другие пункты. Работа велась в непосредственной близости от фронта.
Гознаковцы вместе с сотнями тысяч других ленинградцев были направлены для сооружения оборонительных рубежей. Лом, лопату, топор, пилу взяли в руки люди, привыкшие к совсем другой работе. Самолеты расстреливали работающих на бреющем полете, разбрасывали листовки. Перед ноябрьскими праздниками они появились с таким содержанием: «Ленинградские матрешки, вымойте окошки, доедайте бобы, готовьте гробы, 7 будем бить, а 8 - хоронить». Иногда было и такое, что стреляли немцы, и стреляли наши, люди находились под перекрестным огнем.
Летом 1942 года многие работники ленинградской фабрики «Гознак» были перевезены по приказу на Краснокамскую бумажную фабрику, которая выпускала тот же ассортимент бумаги, в 1945 году многие из уехавших, вернулись в родной город на родную фабрику.
В период блокады для обеспечения города электричеством, было решено проложить кабель по дну Ладожского озера. В начале 1942 года на заводе «Севкабель» стали осуществлять сборку этого кабеля. Для его изготовления требовалась кабельная бумага, которой в осажденном городе не оказалось. Взяли бумагу, которая была в городе, и по свойствам приближалась к кабельной. Это была бумага, выработанная на бумажной фабрике «Гознак». В августе 1942 года было изготовлено 123 метра кабеля, один метр его вместе со свинцовой оплеткой весил 58 кг. Этот кобель часто называли кабелем «жизни» или кабелем с «денежкой». После войны его проложили под Невским проспектом, где он лежит до настоящего времени.
Технологическое оборудование фабрики в период блокады поддерживалось в удовлетворительном состоянии, поэтому, когда в июле 1943 года было вынесено решение о частичном пуске фабрики, то уже всего только через один месяц началась выработка продукции. До войны на фабрике работало 1600 человек. К пуску первую бумагоделательную машину готовил 121 работник.
Выпускалась бумага в количестве 50 тонн в месяц. Бумагу отравляли на фронт и использовали для нужд города. В годы блокады и на фронтах Великой Отечественной войны погибло 642 гознаковца.
При вручении городу – герою Ленинграду 27 января 1945 года ордена Ленина было сказано: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы – мужчины и женщины, старики и дети этого города, никогда не изгладиться из памяти самых отдаленных поколений».
Продукция ленинградской фабрики «Гознак»: пищевая целлюлоза в составе блокадного хлеба, табак, бумага в кабеле «жизни», и другая специальная бумага спасали жизнь ленинградцам в осажденном городе. С работой фабрики в этот период можно будет познакомиться в музее предприятия.
|