С. К. Семенов
Процессы долларизации в мире
На территории России находится большое количество иностранной валюты, особенно наличной, превышающее рублевую денежную массу. Это явление, как правило, сопутствующее инфляции и достаточно распространенное в мире, получило название «долларизация», так как доллар США является резервной, наиболее распространенной иностранной валютой в других странах.
Долларизация — вытеснение национальной валюты иностранной валютой (чаще всего долларом США), применяемой в функциях средства обращения, платежа, сбережения, меры стоимости. Это обычно связано с высокой инфляцией в стране, где имеет место долларизация. В любом случае, чрезмерная инфляция — изначальный стимул к долларизации экономики.
Долларизация классифицируется на официальную, полуофициальную и неофициальную.
При официальной (формальной, полной) долларизации страна отказывается от эмиссии национальных денег, а в обороте используется определенная иностранная валюта, или национальная валюта (иногда одни монеты) используется как второстепенная.
Многие государства, и отнюдь не слаборазвитые, допускали инвалюту во внутренний денежный оборот. В частности, в тех же США до 1857 г. допускалось использование иностранной валюты.
Целый ряд небольших государств (независимые и зависимые от США и Великобритании) официально применяют доллар США как единственное законное платежное средство: от Эквадора (используется с 2000 г.) с населением чуть более 13 млн человек до крошечного острова Питкэрн (с начала XIX в.), где проживает несколько десятков человек. Среди наиболее известных государств и территорий — Сальвадор, Панама, Пуэрто-Рико.
С образованием зоны евро США стали беспокоиться из-за вероятности утраты долларом положения основной резервной валюты и активизировали работу по расширению долларовой зоны: ожидалось присоединение к ней Гватемалы, существовал прогноз о возможности присоединения в отношении Аргентины, Бразилии, Мексики, других латиноамериканских стран, Индонезии и других государств.
В других небольших странах (самая крупная — Черногория) с режимом официальной девальвации обращаются также евро, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, датская крона, австралийский доллар, новозеландский доллар, турецкая лира.
При официальной долларизации государство отказывается от проведения самостоятельной денежно-кредитной политики и чаще всего ликвидирует центральный банк, теряет доходы от эмиссии национальных денег (сеньораж — разность между номиналом денег и расходами на их изготовление), оказывается в определенной экономической зависимости от страны-эмитента инвалюты, используемой во внутреннем денежном обороте. Вместе с тем, в обороте используется твердая, хоть и чужая, валюта, часто уменьшается инфляция, возрастают иностранные и национальные инвестиции, возвращается вывезенный ранее национальный капитал, страна часто получает экономическую помощь и кредиты от страны-эмитента и международных финансово-кредитных организаций.
Долларизация оказывает определенное влияние и на страны-эмитенты инвалюты. В частности, для США это в основном, связано с практически бесконтрольным использованием долларов за границей. Сокращение контроля уменьшает эффективность осуществляемого ФРС США денежно-кредитного регулирования. Напротив, страны с официальной долларизацией получают возможность в какой-то мере влиять на процентную политику ФРС , а также на экономику США в целом, например, отказаться от режима официальной долларизации и эмитировать национальную валюту, что может вызвать массовый сброс доллара и значительное уменьшение его валютного курса.
В то же время у официальной долларизации имеются существенные преимущества для страныэмитента, в частности, для США возрастает значение доллара как резервной валюты, увеличиваются доходы от эмиссии (сеньораж), уменьшаются валютные и операционные риски.
Часто официальной долларизации предшествует таргетирование валютного курса национальной денежной единицы (установление целевых ориентиров колебаний курса, например, известный «валютный коридор») или валютное правление (валютный комитет). При валютном правлении центральный банк ликвидируется, а создается специальный орган, который устанавливает жесткую привязку национальной валюты к иностранной и следит за ее неукоснительным соблюдением: национальная валюта эмитируется с учетом фиксированного курса только в объеме, соответствующем золотовалютным резервам страны или полученной помощи (кредитам).
В ряде стран существует полуофициальная долларизация, которая определяется бивалютной системой, где по методике МВФ инвалюта является вторым легальным средством платежа, т. е. существует параллельное денежное обращение. Иностранная валюта в этих странах достаточно широко и свободно применяется в экономике, но обязательно является второстепенным средством платежа относительно национальных денег. Инвалюта часто используется как деньги банковских депозитов, а оплата труда, уплата налогов, некоторые расходы осуществляются только в национальных деньгах. Продолжает функционировать центральный банк, у которого остается возможность проведения, в определенных рамках, национального денежно-кредитного регулирования. Пример — Таджикистан, где наряду с таджикским рублем обращается российский рубль, при этом разрешено использование других иностранных валют.
Таким образом, официальная и полуофициальная долларизация имеет место в нескольких десятках небольших государств мира.
Однако наиболее широко распространена неофициальная, или теневая долларизация, когда национальные деньги обслуживают небольшие сделки и официальные платежи, а иностранная валюта — крупные операции и сбережения.
Долларизация в России
Положение с использованием инвалюты в денежном обороте России не является неофициальной (теневой) долларизацией, хотя и достаточно близко к ней.
Незначительные элементы долларизации наблюдались в ССР и до начала рыночных реформ. Достаточно вспомнить сеть валютных магазинов «Березка» и валютных баров при гостиницах, где обслуживали за иностранную валюту — официально только иностранцев. Оборот и хранение (сбережение) инвалюты преследовалось уголовно, а субъекты этих незаконных валютных операций именовались «валютчиками».
С началом рыночных реформ началась и валютная либерализация, а затем и долларизация: хозяйствующие субъекты получили самостоятельность осуществления экспортно-импортных операций, граждане — возможность покупкипродажи инвалюты банкам, хранения наличной инвалюты, депонирования иностранной валюты в банковские вклады.
Вывоз капитала с начала рыночных реформ, что, думается, также является следствием долларизации, оценивается более чем в 300 млрд долл. США. В настоящее время имеет место обратный процесс — приток капитала, включая, вероятно, и возврат ранее вывезенного, но оценить долю последнего достаточно сложно.
Инвалюта, в основном доллар США, стал полуофициально выполнять функции сбережения, а неофициально (государство этого не разрешало) функции меры стоимости (цены в инвалюте или условных единицах — у. е.), средства обращения (например, оборот между гражданами; между предприятиями, хотя оформлялись эти операции как рублевые; теневой и криминальный оборот). Процессы долларизации стали нарастать, охватив практически все сферы экономики.
Масштабы долларизации впечатляют. По оценке Банка России на руках население хранилось на начало 2005 г. 25 – 50 млрд долл. , на конец 2006 — 27 млрд долл. Эти деньги в основном используются как сбережения и частично в функции обращения, вывозе за рубеж при «челночном бизнесе» и туризме.
Однако скорость обращения наличной инвалюты в России в несколько раз меньше, чем наличных рублей, так как наличная инвалюта больше применяется в функции сбережения, а наличные рубли используются как средство обращения. Вклады граждан в иностранной валюте в банках составили на 1 ноября 2004 г. 490 млрд руб. — 27 % от общей суммы депозитов против 38 % на 1 марта 2003 г., на 1 января 2006 г. — 672,5 млрд руб. (соответственно 24,4 %), на 1 января 2007 — 629,9 (16,6 %).
Значение инвалюты в экономике России настолько велико, что Банк России ввел, как уже говорилось, специальный денежный агрегат, частично характеризующий объем инвалюты в стране — широкая денежная масса М2Х, равная сумме рублевой денежной массе М2 и остатков средств на инвалютных счетах (по курсу в рублевом эквиваленте).
В последнее время модно задавать вопрос: надо ли было вообще допускать иностранную валюту на внутренний рынок, в частности, разрешать покупку-продажу инвалюты населением банкам и депонирование гражданами инвалюты в банковские вклады? Думается, нет, не надо. Но что тогда было бы со сбережениями?
Иностранная валюта дезорганизует национальный рынок и денежное обращение России, создавая параллельный денежный оборот в инвалюте; уменьшает доходы от эмиссии национальных денег (сеньораж); сокращает возможности национальной денежно-кредитной политики и т. д.
Граждане России, покупая и складывая наличные доллары в «чулок» обеспечивают эмиссионный доход и осуществляют беспроцентное долгосрочное кредитование США в лице Федеральной резервной системы США, увеличивая объем инвестиций в экономику США, способствуя ее росту и повышению конкурентоспособности, в частности, по сравнению с российской.
Есть и определенные успехи: существенно сократился вывоз капитала за границу (суммарный отток частного капитала в 2004 г. — 8,4 млрд долл. США) с дальнейшей сменой тренда на ввоз капитала (суммарный приток частного капитала в 2005 г. — 1,1 млрд долл. США, в 2006 — уже 41,6 млрд долл.) ; с уменьшением инфляции снижался объем цен, номинированных в условных единицах.
С 1 января 2005 г. вступили в силу изменения к Федеральному закону «О защите прав потребителей», согласно которым «информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях», что можно отчасти считать мерой государства по дедолларизации экономики.
Кроме того, Госдума РФ выступила с инициативой запретить чиновникам использовать денежные суммы в инвалюте во внутрироссийских экономических сопоставлениях, что было закреплено законодательно, но... как рекомендация. Банковские вклады в инвалюте, по некоторым оценкам, все чаще формируются за счет наличной инвалюты, ранее хранимой дома. Сокращается ввоз наличных долларов из-за рубежа. В декабре 2006 г. банки вывезли американской валюты на 1 114 млн. долл. (по всем инвалютам — 335) больше, чем ввезли в целом за 2006 год, соответственно, 6 574 и 86 млн долл. . Однако этих позитивных явлений недостаточно, нужны более решительные, экономические меры по вытеснению инвалюты из отечественного оборота.
Административный запрет покупки-продажи инвалюты населением банкам и прием инвалюты в банковские вклады от граждан, что иногда предлагается, эффекта не даст, не говоря уже о панике среди населения.
Налог на покупку инвалюты, который кроме фискальных функций можно рассматривать как своеобразный барьер долларизации, себя не зарекомендовал и был отменен. Однако комиссию в размере 30 руб. на операции с инвалютой ввел в 2005 г. Сбербанк России.
Снижению долларизации могли бы способствовать плавающие процентные ставки на рублевые депозиты как средство защиты от инфляции и инвестиции в золото.
Наличную инвалюту в сбережениях населения могли бы заменить (по крайней мере, временно, до достижения рублем полной конвертируемости) золотые мерные слитки, что более надежно из-за наличия соответствующего сертификата, а счета граждан в инвалюте — золотые металлические счета в коммерческих банках.
Однако вложения в золотые слитки сдерживает НДС в размере 18 % при покупке слитка в банке, который при продаже слитка не возвращается, что делает вложение экономически невыгодным. В связи с чем, считаем необходимым отмену НДС при покупке золотых слитков (отменили же налог на покупку инвалюты!) или возврат суммы НДС при обратной продаже слитков.
При возврате НДС государство все равно получит определенную выгоду — время хранения слитка населением (а это могут быть многие годы) государство будет использовать сумму полученного НДС как беспроцентную ссуду, учитывая также реальное обесценение этой суммы в процессе инфляции.
С начала рыночных реформ имело место многолетнее уменьшение курса рубля к доллару, в частности, в угоду экспортерам и производителям неконкурентоспособной продукции. Ослабление рубля усиливало также инфляционные ожидания и саму инфляцию.
В целом снижение курса национальной валюты может быть благом до известного предела и на определенном временном интервале. Так, за последние годы более чем в десяти государствах, к примеру в Таиланде и Мексике, уменьшение курса национальной валюты привело к смене экономического роста на глубокую рецессию. Поэтому, думается, тенденция падения рубля себя в основном исчерпала, и время ее прошло.
Следует отметить, если и раньше происходило некоторое реальное усиление рубля (в последние годы — постоянная тенденция) — курс рубля к доллару США уменьшался медленнее темпов инфляции, то с начала 2003 г. имеет место периодическое номинальное усиление рубля. Сильная валюта делает привлекательным инвестиции, в том числе иностранные (инвесторы получают дополнительные доходы от укрепления рубля); удешевляет импорт, включая сложное оборудование для перевооружения экономики.
Вместе с тем, укрепление рубля (особенно быстрое) безусловно оказывает негативное влияние на экспорт, поэтому, в идеале, желателен разумный баланс интересов различных отраслей экономики, экспортеров и импортеров. Следовательно, «сильный» рубль имеет и слабые стороны, но дедолларизация экономики России — однозначно положительная тенденция.
Процесс дедолларизации — очень хрупкий процесс. Например, ущерб дедолларизации — замедлению процесса отторжения чужой валюты нанес летний 2004 г. кризис банковской ликвидности: население запаниковало, и покупка иностранной инвалюты резко увеличилась, а с ней и приток наличной инвалюты в экономику в целом. К концу 2005 г. вновь наметилась тенденция к снижению доли депозитов в инвалюте в М2Х, которая к 1 января 2006 г. составила 16,3 % (на 01.01.2005 — 17,7 %), на 1 января 2007 г. — 11,3 % .
Оптимальное усиление рубля, если такая тенденция сохранится, сделает неэффективным сбережения в долларах США в форме банковских вкладов, и особенно в наличном виде, из-за отрицательной доходности сбережений в долларах США; а также расчеты в наличных долларах; усилит и сделает неотвратимыми процессы дедолларизации экономики России.
Необходимо экономически убедить граждан и агентов экономики в целесообразности отказа от использования инвалюты во внутреннем обращении. Нужно вернуть доверие к отечественным банкам, в частности, обеспечив эффективное функционирование созданной системы страхования вкладов; компенсировать вклады, обесцененные в ходе либерализации цен, а возможно, и дефолта 17 августа 1998 г., что повысит доверие к государству и его экономической политике.
Таким образом, долларизация — феномен современной экономики, стимулом которого является инфляция.
Дедолларизация и полная конвертируемость рубля
Проблема дедолларизации экономики могла бы быть решена после перехода рубля в режим полной конвертируемости.
Конвертируемость валюты — возможность обмена (конверсии) национальной денежной единицы на иностранные валюты.
Валюты классифицируются на свободно конвертируемые (СК В), частично конвертируемые и неконвертируемые валюты.
Свободно конвертируемая валюта — валюта, которая неограниченно и свободно, без специальных разрешений обменивается на другие валюты в текущих сделках (внешняя торговля и неторговые платежи, иностранный туризм и другое) и операциях по движению капитала (внешние заимствования и инвестиции).
С отнесением рубля к СК В теряет смысл накопление наличной инвалюты, ее внутренний оборот и прочие «атрибуты» долларизации. Агенты экономики России получат возможность торговать за рубли на международных рынках, что само по себе должно увеличить товарооборот, занимать в рублях по низким процентным ставкам на мировых финансовых рынках и другие преимущества.
Немного истории. Свободно конвертируемый рубль Российской империи утратил конвертируемость в октябре 1917 г.. Затем российский рубль стал частично конвертируемой валютой в период НЭПа (по оценкам некоторых экономистов, даже достиг уровня СК В). Потом опять период неконвертируемости после НЭПа и до распада ССР .
С началом рыночных реформ в России рубль вновь стал частично конвертируемым: была введена конвертация национальной валюты по текущим операциям. При этом, как и в других странах с переходной экономикой, в России сформировался высокий спрос на СК В, особенно наличный доллар США как инструмент сбережений, что связано с резким падением реального и номинального курса рубля и сопровождалось снижением уровня производства и конкурентоспособности большинства отраслей. С оживлением экономики и началом промышленного роста началось и увеличение реального курса рубля, что является индикатором выздоровления экономики и усиления темпов дедолларизации. Именно изменение и состояние валютного курса определяют готовность экономики к условиям полной конвертируемости национальной денежной единицы. Вместе с тем, для перехода к полной конвертируемости рубля России недостаточно отмены в 2006 г. ограничения на капитальные операции — свободная конвертируемость рубля возможна при полном восстановлении и подъеме хозяйства страны, проведении структурных реформ, в частности, в монопольном секторе экономики, при господстве высоких технологий и высокотехнологичной продукции, при достижении уровня развитой экономики.
С. К. Семенов, кандидат экономических наук, доцент Астраханского государственного технического университета
Список литературы
Финансы и кредит 30 (270) - 2007 август
|