.
Карпенко Ю.П.
Исследования паранормального являются местом встречи различных традиций веры и знания. Из двух основных хранителей опыта паранормального в истории человечества: мировые религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, - последние в первую очередь в лице опыта медиумов и экстрасенсов стали предметом систематических психических исследований, начиная с конца XIX века.
Известно, что одной из характеристик, различающих мировые религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, является тема посмертного освобождения или спасения. В последних, в отличие от первых она отсутствует [11], хотя вера в существование души человека после смерти его тела является универсалией всех религиозных традиций, также как и в существование и возможность контакта с потусторонним миром.
В целом тему смерти активного носителя внеконфессиональных магико-мистических традиций, переживших в отечественном контексте как трагедию репрессий, так и идеологический прессинг, в традиционных источниках и современных исследованиях можно видеть в следующих формах: 1) в связи с проблемой трансляции традиции, передачи знания, как со стороны старшего поколения (трудная смерть в случае отсутствия преемника), так и со стороны младшего поколения при ненаследственном типе трансляции традиции (тема "шаманской болезни" и отказа от зова духов); 2) феноменология в первую очередь шаманских состояний сознания и глубоких стадий практики (шаманские путешествия и околосмертный опыт; каталептические и коматозные состояния в шаманских практиках; вселение духа и выход из тела); 3) отмеченность мест захоронения.
Если поместить интересующие нас способности в контекст конфессиональных практик, то можно обнаружить, что очень часто по крайней мере некоторые из них ассоциируются с глубокими стадиями духовного опыта, который во многом обретает свой смысл в связи со стремлением к посмертному освобождению или спасению. Эта связь также позволяет предполагать, что мeханизмы по крайней мере некоторых из этих способностей связаны с процессом смерти [4, 10.5], что подтверждается не только сообщениями об экстраординарном контроле над жизненно важными функциями организма, которые демонстрируют некоторые адепты йоги, буддизма, суфизма, но и некоторыми общими положениями о связи высшего духовного опыта со смертью, с одной стороны, и укорененности в нем человеческой природы, с другой [4, 10.5].
Как уже отмечалось в [3], понятия ?сакральное¦, ?священное¦, ?святое¦ используются главным образом в связи с опытом религиозных традиций, но не практик, с опытом которых и редкими случаями нарушения законов природы (полтергейст, например) парапсихологи имеют дело в первую очередь. Однако поскольку во многом одни и те же способности и явления встречаются как в опыте практик, так и в опыте религиозных традиций, то поляризации сакральное-профанное в исследованиях опыта паранормального в какой-то мере можно сопоставить сосуществование и перплетение парадигм паранормального и сверхъествественного, о которых шла речь в [3].
Очень часто, опыт сакрального, священного ассоциируется с контактом человека с силами иного, божественного мира. Когда такой опыт помещается в контекст научных исследований, то его статус изменяется: он становится "всего лишь психическим" (К.-Г.Юнг), "внутренним пространством индивида", а ?психология и психоанализ заменяет духовную проблематику¦ [11]. Cобственно переход из одного мира в другой происходит в процессе смерти человека. Хочется надеяться на то, что исследования самого процесса перехода могут пролить дополнительный свет на эту сложнейшую проблему.
Рассматривая место темы смерти в исследованиях паранормального, можно обнаружить, что оно различно в обозначенных в [3] парадигмах сверхъестественного и паранормального. Если в первом случае эта тема является ключевой как в смысле активного участия потусторонних сил в паранормальных явлениях, так и в смысле постановки в ней проблемы посмертного существования субстанций человека, то в парадигме паранормального тема смерти принимает другие формы [4, 10.3-10.6].
Рассмотрим некоторые из них [4, 10]. Две формы проявления темы смерти в парадигме паранормального можно видеть в различных аспектах описания состояний человека [10.4, 10.5]. Так, одна обнаруживается в условиях, способствующих активизации паранормальных способностей: одним из таких условий являются близкие к смерти состояния, кома [10.4]. Другая - в гипотезах о возможных механизмах некоторых паранормальных способностей. Например, обсуждается гипотеза о том, что опыт выхода из тела, который в наиболее глубоком варианте описан в исследованиях осознаваемой клинической смерти, существенен для понимания целого ряда паранормальных способностей [10.5] (ср. значимость этого опыта для современного понимания опыта шаманов). Обсуждается также высказанная еще Флуддом де Флуктибусом (1574-1637) идея о связи механизма левитации с мало исследованным явлением изменения веса тела в момент смерти человека и животных [10.5]. Это явление показывает, что смерть человека является не только психологическим, физиологическим, нейрофизиологическим, биохимическим, но также, по-видимому, и макроскопическим физическим явлением.
К.Г.Коротков сообщает о том, что основанный на эффекте Кирлиан метод газоразрядной визуализации позволяет различать причину смерти людей. Мониторинг в течение 3 дней после смерти 9 трупов показал, что характеристики посмертной ауры существенно различаются в случае смерти от старости, суицида и в результате несчастного случая [5]. Эти данные в целом согласуются с результатам посмертного мониторинга 8 доноров внутренних органов, которые показали временное восстановление рефлексов некоторых мышц ног через 6-40 часов после регистрации смерти мозга [6].
Одним из важнейших элементов парадигмы паранормального являются физические подходы к паранормальным явлениям. Поскольку систематические исследования паранормального в определенном смысле вторичны по отношению к естественным наукам, физике, то к паранормальным явлениям часто применяются те конструкты теоретической физики, в которых сознание присутствует по крайней мере в дискуссионной форме [1,2]. Некоторые современные физические подходы к паранормальным явлениям, как представляется, позволяют обнаружить тему смерти в парадигме паранормального не только в отмеченных выше формах, но и в связи с этими подходами [10.2, 10.3, 10.6]. В первую очередь это касается поисков общей основы материи и сознания, результат которых часто выражается в некотором отождествлении предельных конструктов теоретической физики (единой поле, физический вакуум) с Сознанием, Богом, Абсолютным Ничто [1, 2, 10.3, 10.6]. Теми редкими явлениями, для описания которых предлагается привлекать такие идеи, является материализация и телепортация, т.е спонтанные появления и исчезновения макроскопических объектов [8], другим - например, психокинез на больших расстояниях [9].
В конфессиональной перспективе опыт, соответствующий этому уровню организации Универсума, уровню единства материального и идеального, связывается с высшим духовным опытом, в котором феномен смерти играет ключевую роль. В связи с этим естественно предполагать, что не только абстрактные, безличные категории сознания, материи, но и процесс смерти человека существенен как для описания указанного уровня организации Универсума, так и для по крайней мере некоторых из интересующих нас явлений и способностей [10.3, 10.6]. Общую классификацию смерти йогинов, данную одним из выдающихся буддийских мастеров XIV века [8], в частности, включающую тип смерти с полным исчезновением вещества тела, в которую почти невозможно поверить современному человеку, но которая, по-видимому, соответствуют описанному выше подходу, можно видеть в [7].
Список литературы
1. А.Е.Акимов, Ю.П. Карпенко, "Место проблемы сознания в системе научного знания", Сознание и физическая реальность. Т. 4, N 5, сс. 24-35, 1999.
2. Карпенко Ю.П. О способе применения физики к описанию паранормальных явлений// Парапсихология и психофизика. N1, сс. 23-40, 1998.
3. Карпенко Ю.П. О некоторых особенностях исследований паранормального// В этом томе.
4. Карпенко Ю.П. О теме смерти в исследованиях паранормального// Доклад на IV международной междисциплинарной научной конференции "Этика и наука будущего. Феномен времени", ИВ РАН, г. Москва, 24-26 марта 2004 г.
5. Коротков К.Г. Свет после жизни. СПб, ИД "Весь", 2002, 159 с.
6. Родштат И.В. Клиническая физиология некоторых оккультных представлений// Парапсихология и психофизика. - М., 1997. - N2. - C.3-14.
7. Смерти вопреки. Антология секретных учений о смерти и умирании в традиции Дзогчен тибетского буддизма. Перевод с тибетского и комментарий Ламы Сонам Дордже. М., 2003.
8. Ханцеверов Ф. Эниология: чудеса без мистики. Кн. 2. Москва, МАЭН, АМН, 1999.
9. Boldyreva L.B., Sotina N.B. Into the deep of matter// Physicists in parapsychology. Essays. Ed. by L.B. Boldyreva and N.B. Sotina, M., Hatrol, 2002, pp. 55-84.
10. Karpenko Yu. P. Closing the gap. 1-6. // International Seminar on Earth Fields and Influence on Organism, 26-29.06.03, Kloogarand, Estonia, 2003. Geopathic society, 2003, pp.45-58; Lithuania, Tamosava, june 3-6, 2004; to be published
11. Townsend J. B. The spirit call: shamans and non-shamans - a critique// Шаманский дар. К 80-летию д.и.н. А.В.Смоляк. Серия "Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам", т. 6, ИЭА РАН, М., 2000, с. 292-311
|