Перевезенцев С. В.
Русская Православная Церковь празднует память святого митрополита Петра три раза в году: в день кончины — 21 декабря (3 января по новому стилю), в день перенесения мощей — 24 августа (6 сентября) и в день общей памяти пяти Московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — 5 (18) октября.
В конце XIII — начале XIV вв. тяжелые времена были на Руси. После монгольского нашествия, случившегося в 1237–1240 гг., русские земли попали под тягчайшее иго Золотой Орды — государства, созданного ханом Батыем. Тысячи и тысячи русских людей угонялись в монгольское рабство, погибали во время многочисленных грабительских набегов монголов. Другие, кто оставался жить в родных городах и селах, платили завоевателям огромную дань, да впридачу к ней — еще полтора десятков налогов и повинностей.
Не было мира и между русскими князьями. Они продолжали соперничать за власть, разоряли собственные земли постоянными междоусобными войнами. Эти междоусобицы были выгодны правителям Золотой Орды. В те времена сложился такой порядок: ханы Золотой Орды сами назначали русских князей на престол — давали им ярлык, специальный документ-разрешение. А чтобы никто из русских князей не стал самым сильным и не смог соперничать с Ордой, ордынские ханы намеренно стравливали их в борьбе за власть — давали ярлык то одному, то другому князю.
И только Русская Церковь сохраняла единство, поддерживая тем самым надежду русских людей на восстановление мира и единого государства. Именно в эти годы, в начале XIV столетия во главе Русской Церкви оказался митрополит Петр — первый московский святой и чудотворец.
Будущий митрополит родился на Волыни. К сожалению, в древних летописях не сохранилось мирское имя святителя, т.е. имя, которое он получил при рождении. Неведом нам и год рождения святого. Но известно, что семья его была богатой — боярской или купеческой. Еще в детстве он научился писать и читать. Но более всего он хотел посвятить себя Богу. Поэтому, когда ему исполнилось двенадцать лет, будущий святой ушел в монастырь, который находился недалеко от места его рождения. Здесь он продолжил свое обучение и, ко всему, овладел искусством иконописи. Поначалу отрок был послушником, а когда наступил положенный срок, он постригся в монашество с именем Петр. Под этим именем святитель и прославился в веках.
Многие годы провел Петр в этом монастыре. Но однажды, достигнув духовной зрелости, он решил покинуть обитель и основать новый монастырь. Петр удалился в пустынное место и вскоре устроил новую Спасо-Преображенскую обитель к северу от города Львова на реке Рате, левом притоке Западного Буга в Галиции.
В 1305 году Русская Церковь осиротела — скончался тогдашний митрополит Киевский Максим. И начались споры на Руси. Князь Михаил Ярославич Тверской, который в то время носил титул великого князя Владимирского, хотел видеть на столе митрополита своего кандидата — игумена Геронтия. Другой могущественный князь — Юрий Львович Галицкий — выдвинул в качестве кандидата ратского игумена Петра. Сам Петр вначале отказывался от высокой чести, но князь, бояре и многие епископы упросили его согласиться. После этого Петр отправился в дальний путь — в Константинополь. Такой тогда существовал порядок — русский митрополит назначался на свой пост константинопольским патриархом.
В Константинополе патриарх Афанасий с любовью принял Петра и рукоположил его во митрополиты Русские. На обратном пути Петр посетил и Орду, где получил от хана Токту специальный ярлык на митрополичий стол.
Подобные путешествия в те времена продолжались долго. Только летом 1308 года митрополит Петр торжественно въехал в Киев — официальную резиденцию русских митрополитов. Однако Киев, разоренный сначала междоусобными войнами русских князей в конце XII – начале XIII века, а затем и монгольским нашествием в 1240 году, уже не был столичным градом, и еще митрополит Максим переехал во Владимир — столицу тогдашней Северо-Восточной Руси. Вот и митрополит Петр уже в 1309 году перебрался во Владимир.
В начале XIV века ярлык на великое княжение Владимирское между собой боролись князья Михаил Тверской и Юрий Московский. "При сих князьях, — писал о Михаиле и Юрии еще в 1307 году псковский писец Диомид в приписке к изготовленному им Евангелию, — сеялось и разрасталось усобицами; погибала жизнь наша, в княжеских крамолах века сокращались люди". И митрополит Петр оказался в самом центре этих "крамол", этой борьбы, ведь каждому князю была важна поддержка главы Русской Церкви.
Прибыв на Русь, Петр столкнулся с жесткой оппозицией со стороны великого князя Михаила Тверского, ибо князь, видимо, не смог простить митрополиту поражения своего ставленника игумена Геронтия. Дело дошло до абсурда: Михаил Ярославич обвинил митрополита Петра в церковном преступлении — в симонии (продаже церковных должностей). На стороне митрополита выступили московские князья. В итоге, церковный собор, состоявшийся в Переяславле, оправдал иерарха.
Сам святитель поначалу старался не вмешиваться в княжеские распри, стремясь, наоборот, примирить русских князей. Известно, что в 1311 году ему удалось предотвратить войну между Тверью и Москвой. В том году умер нижегородский князь Михаил Андреевич, двоюродный брат Юрия Московского. Узнав о его смерти, Юрий тут же занял Нижний Новгород, что, естественно, вызвало негодование в Твери. Тверской князь Михаил Ярославич отправил к Нижнему Новгороду войско, чтобы силой выдворить из города москвичей. Но митрополит Петр отказался благословить тверской поход. Тверское войско три дня простояло во Владимире, но, так и не решившись двинуться дальше, вернулось домой. В 1315 году святитель сместил лояльных тверскому князю епископов Твери и Сарая.
И все же князья далеко не всегда слушались наставлений святителя. В 1317 году началась новая война между Тверью и Москвой. В результате войны, в 1318 году Михаил Тверской мученически погиб в Орде и был позднее канонизирован как святой. А Юрия Московского, в отместку за отца, в 1324 году убил сын Михаила, тверской князь Дмитрий Михайлович. В свою очередь, через год Дмитрий Михайлович был казнен за это преступление по приказу ордынского хана.
И после этой войны тверичи не хотели принимать у себя митрополита Петра. Зато самые теплые, сердечные отношения установились у святителя с новым московским князем Иваном Даниловичем Калитой. Митрополит Петр часто бывал в Москве, беседовал с московским правителем. И в итоге решил окончательно поселиться здесь.
В 1326 году митрополит Петр перенес резиденцию митрополита из Владимира в Москву. А 4 августа 1325 года по инициативе митрополита в Москве был заложен каменный храм во имя Успения Божией Матери — Успенский собор. По преданию митрополит Петр сказал Ивану Калите: "А если меня послушаешь и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои, и город твой славен будет по всей Руси, и святые будут жить в нем, и прославится Бог в нем, и кости мои здесь положены будут". Позднее, уже в конце XV в. Успенский собор будет выстроен заново и станет главным собором всего Русского государства.
Собор во имя Пресвятой Богородицы был построен в Москве неслучайно. По замыслу митрополита Петра и князя Ивана Даниловича, Москва становилась духовной преемницей двух русских столиц — Киева и Владимира. Первый храм, выстроенный Владимиром Святым в Киеве в IX веке, был также посвящен Богоматери (знаменитая Десятинная церковь). Успенский собор являлся главным собором и другой бывшей русской столицы — города Владимира. Но через прославление Богоматери Москва наследовала и более глубокие религиозно-мистические связи. Ниточка тянулась к Византии: под хранительством Пречистой находился Константинополь.
Таким образом, устанавливая и поддерживая в Москве особое почитание Божией Матери, митрополит Петр и князь Иван Данилович отдавали княжество под водительство и покровительство Пречистой и подчеркивали особую расположенность Господа к Московской Руси. Московский князь при полной поддержке Православной Церкви изначально стремился превратить Москву в наследницу и носительницу духовной миссии русского народа на земле, в хранительницу истинной православной веры.
Митрополит Петр прожил в Москве совсем недолго. По преданию, святитель предвидел свою смерть. Вот как об этом рассказывается в Степенной книге царского родословия, написанной в середине XVI века: "Некогда случилось христолюбивому великому князю Ивану Даниловичу по какой-то причине проезжать верхом близ реки Неглинной, где находится ныне монастырь, именуемый Высоким, в нем же есть и церковь во имя чудотворца Петра (здесь имеется в виду Высокопетровский монастырь в Москве, построенный при внуке Ивана Калиты, князе Дмитрии Ивановиче Донском. — Авт.). Внезапно увидел великий князь на том месте высокую и огромную гору, верх же той горы был весь покрыт снегом. Он же узрел видение это, и удивился ему, и показал рукою вельможам, бывшим с ним и все недоумевали о необычайной горе. И вдруг видят они: снег, лежавший на вершине горы, вскоре стал невидим. После этого долго всматривались они, и огромная и высокая гора также сделалась невидимой. Обо всем этой рассказано было великим князем святителю Божию Петру…"
Митрополит истолковал это видение так: "Высокая гора — ты, князь, а снег — я, смиренный, который скоро должен отойти из сей жизни в жизнь вечную…"
Святитель Петр заранее распорядился установить в строящемся соборе гробницу, а в самый день кончины передал москвичам мешок с деньгами для того, чтобы окончить строительство церкви. В последний же час, святой призвал к себе московского тысяцкого Протасия Вельяминова, управлявшего городом (князь Иван Данилович был в то время в отъезде), и сказал ему: "…Вот, чадо, я отхожу от жития сего, сыну же моему возлюбленному, князю Иоанну, и его потомству на век оставляю мир и благоволение Божие".
В ночь с 20 на 21 декабря 1326 года он скончался. Услышав о преставлении святителя, князь Иван Данилович поспешил возвратиться в город. Святителя похоронили в строящемся Успенском соборе, а Иван Данилович Калита сильно горевал и печалился, ибо потерял не только духовного наставника, но и верного друга.
Уже во время погребения митрополита Петр явил людям свидетельство своей святости. Некий человек, одержимый неверием, в мыслях своих стал поносить умершего митрополита. И вдруг увидел святителя сидящем на одре и благословляющим на обе стороны народ во все время, пока его несли к гробнице. А спустя несколько дней у гробницы исцелилось несколько болящих. Князь Иван Данилович повелел записать свидетельства о чудесах и начать почитать митрополита Петра как святого. А в 1339 году святость русского митрополита подтвердил специальной грамотой константинопольский патриарх Иоанн XIV.
Так Москва обрела своего первого святого — угодника Божиего и небесного покровителя. Мощи святителя Петра, хранящиеся в Успенском соборе Московского Кремля, до сей поры являются одной из главных русских святынь.
А люди того времени, увидев, что Москве утверждается святость, постепенно начали верить и в особую Божию избранность Московского княжества. И эта вера сыграла важную роль в том, что сама Москва смогла со временем исполнить возложенную на нее миссию спасения Руси от ордынского владычества.
От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.
Первое перенесение мощей святителя Петра состоялось 1 июля 1472 года. Связано оно было с началом строительства нового Успенского собора во время правления великого князя Ивана III Васильевича. Стены нового храма поначалу возводились вокруг старого, и когда эти стены поднялись в рост человека, прежнюю церковь разобрали полностью до основания. Тогда же из старого собора были перенесены мощи святителей Киприана, Фотия и Ионы (29 мая) и святого Петра, чудотворца Московского (1 июля). На время работ на месте алтаря строящегося храма была возведена деревянная церковь во имя Успения Божией Матери, которая и стала временным пристанищем для святых мощей.
Окончание же строительства нового Успенского собора в 1479 году вылилось в грандиозный праздник. На весь город и на все монастыри и церкви от имени великого князя раздали щедрую милостыню. А 24 августа 1479 года, при огромном стечении народа, в новый Успенский собор перенесли мощи святителя Петра. Тогда же решено было объявить этот день церковным праздником. Через несколько дней перенесли мощи и других московских святителей.
И до сего дня мощи святого Петра, чудотворца Московского являются важнейшей святыней Русской Православной Церкви.
|