Священник Николай Киселев
В домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними. Первые дороги также шли вдоль рек. Есть сведения, что уже в Москве первых десятилетий существования ее как города радиальное расположение главных улиц диктовалось направлением уходящих на Смоленск, Владимир, Ростов, Коломну, Новгород и Боровск трактов.
В период татаро-монгольского ига дорожная сеть быстро развивалась - этого требовали завоеватели-степняки для оперативного сбора дани и наблюдения за порядком.
Основатель Московского государства святой благоверный князь Даниил Александрович (1261-1303), рачительный и дальновидный хозяин, разделил свой московский удел на станы, волости, погосты и постарался связать их удобными путями сообщения. К югу от Москвы на стоящие по Оке города Коломну, Каширу, Лопасну, Серпухов, Алексин и Калугу также пролегли дороги. Особо важное государственное значение среди них приобрела Большая Ордынская. Она вела из Москвы через Лопасню, Тулу на Великий переволок Волго-Донского междуречья в столицу Золотой Орды Сарай.
На своем тысячеверстном протяжении Ордынка имела ответвления у села Верхние Котлы - на Каширу, у села Молодцы - на Боровск и Калугу, у села Зачатьевское - на Серпухов, Алексин, Белев, Орел, Курск, Приднепровье и Крым. Основная же трасса в XII-XVI веках шла от Молодцев на Ростовцы через Бяконтов Мыс на Пахре, а далее от села Зачатьевского вдоль реки Лопасни через Хатунь и Сенькин брод - к городу Лопасне на южном берегу Оки и затем к Туле.
Название «Ордынка» бытовало в XIII-XIV столетиях; позже, в XIV-XV веках, дорогу именовали преимущественно Серпуховской, а в XVI-XVII-м - Крымской. В припахринской области на 40-верстном участке от села Молодцы до села Ростовцы (ныне Молоди) местные жители в древности говорили: «Ростовецкая» или «Ростовка».
Начиналась Ордынка от Красной площади; пройдя по мосту через Москву-реку, в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка, где еще в XIV веке сложились Татарская и Толмачевская слободы, население которых обслуживало златоордынских послов, воинов и купцов, прибывавших в Москву. От Серпуховской заставы Ордынка вела к Данилову монастырю, далее - мимо деревни Котлы в низовьи речки Котловки, миновав которую, поднималась по гребню к Верхним Котлам с Каширской развилкой; вскоре у непроходимого Чертановского леса сворачивала на запад (там теперь начинается Нахимовский проспект) и вдоль Котловки приводила в село Зюзино-Борисовское (в древности называемое Скрябиным и Скорятиным). Оттуда путь лежал водоразделом бассейнов реки Чертановки (с востока) и Раменки (с запада) в районе села Коньково-Троицкое к селу Теплый Стан. Обогнув Битцевский лес, путешественник затем сворачивал к деревне Голубино при истоке реки Битцы (Абитцы, Обицы) и попадал, следуя северным берегом Битцы, в древнее, известное по документам с XIV века великокняжеское село Ясенево. Далее была переправа у деревни Абитцы (Старой Битцы) между селами Садки и Качалово и поворот на юг, к становому селу Чермневу (Черневу). От Никольского-Неверовского (ныне - деревня Староникольское в черте Москвы) Ордынка шла по правому берегу Малой Десны до станового села Молодцы и села Сарово (ныне Старосырово) за речной переправой. В Молодцах брала начало Боровская (она же Старокалужская) дорога, через Красную Горку и Подольскую переправу на Пахре уходившая на Перемышль, Малоярославец и Калугу. Ордынка же после Сарова убегала на восток - к селу Васильевскому и потом к Бяконтовому Мысу на Пахре, здешняя переправа через которую являлась ключевым пунктом обороны Московского государства с юга.
С течением времени маршрут Ордынки в пределах современной Москвы и ближайшего Подмосковья претерпел изменения. К концу XVII века Тульско-Серпуховской тракт шел от Котлов прямо на юг через Чертаново, Красное, Бирюлево и Старую Битцу, минуя Ясенево, а далее - через село Подол с почтовой станцией «Пахрино», куда переместилась развилка старой Калужской дороги с ответвлением на Серпухов-Молоди-Зачатьевское. Развилка при Сарове (путь на Бяконтов Мыс) потеряла свое былое значение. По-видимому, тогда же, в Петровскую эпоху проложили прямую Калужскую дорогу (Коньково и Теплый Стан-Красное-Вороново-Кресты).
В 1845 году было построено новое Варшавское шоссе, напрямую соединившее Москву с Подольском: от Красного через Анино и Печатнино на Битце, Бутово, Ново-Никольское, Щербинку и Новосырово. Отрезки Ордынки между Коньково и Староникольским стали дорогами местного значения и использовались для прогона скота из южных губерний на московские рынки.
Древняя Ордынка хорошо сохранилась до наших дней на почти трехкилометровом участке, который можно видеть, следуя на юг от Староникольского через Молодцы, Старосырово и по Сыровскому полю до поселка Знамя Октября. Ее тваердое, ровное и достаточно широкое для встречного разъезда полотно, возвышающееся над прилегающими полями на метр-полтора, за 700 лет существования нисколько не оплыло и отличается завидной прочностью. Представление о столь надежном способе дорожного строительства могут дать результаты археологического исследования валов близлежащего города Перемышля на Моче (XII-XIII столетия): укладка слоя местного известкового бута на дрова, которые поджигали, нанеся сверху слой глины, и так несколько раз - своеобразная «закалка». Не исключено, что и Ордынка строилась подобным образом, ибо в разрезе мы наблюдаем четыре слоя уплотненной крупчатой субстанции серого цвета. В любом случае участок дороги XIII века в окрестностях Молодцев является уникальным историческим памятником и должен охраняться государством.
Интересно отметить, что, по-видимому, с самого начала строительства и использования Ордынки духовным покровителем всех по ней путешествующих, а также несущих ратную и пограничную службу православных христиан стал святитель Николай Чудотворец Мирликийский. Начало дороги осенял его резной образ на Никольской башне Кремля. Храмы святителя Николая стояли в Толмачах и Пыжах, по выезде из Москвы - в Котлах, а далее храмы в селах Молодцы, Васильевское, Пахра-Подол, Ровки на Лопасне и в городе Перемышле на Моче...
|