Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.
В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.
А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных. Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.
Коньки были известны народам северных стран ещё в XII веке. Тогда их делали из кости. Они служили средством передвижения. Еще в древние времена, для быстрого передвижения по льду и снегу человек приспособил куски дерева и кости животных. Это подтверждают найденные при раскопках на берегах Ладожского и Чудского озер первые древние коньки.
С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски
В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.
Начиная с XIV века и до конца XVII, коньки делались из дерева с металлическими полозьями и прикреплялись к подошве обуви веревками и ремнями. А в самом начале XVIII столетия в Нидерландах и Англии появились первые стальные коньки.
Металлические коньки стали изготавливать в конце XVIII и начале XIX веков. А в начале 80-х годов XIX века норвежские конькобежцы К.Варнеп и А.Паульсен сконструировали беговые коньки.
Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I.
А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.
Первый конькобежный клуб открылся — это известно точно — в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге.
В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.
Самое первое издание правил о коньках вышло тоже в Англии в 1772 году. Оказывается, и полтораста лет назад уже существовали определенные принципы катания.
Книга эта была новаторской. На одной из страниц упоминается о том, что впервые коньки к ботинкам приказал приклепать русский император Петр Первый, который, строя корабли в голландском лесном порту Заандаме (ныне именуемом Зандамом), увлекся в «свободное от работы время» конькобежным спортом.
Здесь необходимо уточнение: коньки давно известны русским людям, которые очень любили эту полезную забаву.
Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян – катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.
Работая в Голландии, Петр Первый, увидев повальное увлечение народа бегом на коньках, не смог остаться равнодушным. И сам встал на коньки, и своих придворных увлек.
Историки спорта отмечают, что катание на коньках как элемент физической культуры и вид состязания, увиденное Петром Первым и его сподвижниками в Голландии и затем привезенное в Россию, вошло в быт народа, стало одним из любимых развлечений. Постепенно оно вытеснило дикие формы придворных забав в виде поединков между ловчими и дикими медведями, поединков, не уступающих по своей жестокости схваткам рабов со львами в римском Колизее для увеселения патрициев и паразитической толпы во II веке до нашей эры».
Дальнейший свет на историю коньков проливает заметка, напечатанная в русском журнале «Геркулес» в 1914 году. Ее автор, в частности, писал: «Со смертью Петра Великого исчез в России конькобежный спорт».
Да, коньки потеряли популярность, почти сто лет о них в России не было, как говорится, ни слуху ни духу… И лишь в двадцатые годы XIX века гениальный Пушкин (он и в пропаганде коньков первый!) спел им короткий, но до сих пор непревзойденный гимн в «Осени»:
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих ровных рек…
В двадцатые и тридцатые годы XIX века коньки возрождаются в России и даже становятся модными.
Первый каток «на суше» был залит в 1842 году в Англии жителем Лондона Генри Кирком; до того времени спортсмены пользовались льдом естественных водоемов…
Коньки для детей, которые учатся овладевать искусством скольжения, появились в 1900 году и имели два полоза…
|