"Земец первого призыва" Н.А. Клепинин
В. П. Микитюк
6 мая 1905 г. в одной из екатеринбургских газет было опубликовано сообщение следующего содержания: "Телеграф принес с Кавказа грустную весть: 3 мая в 6 часов утра в Пятигорске скончался на 65-м году своей жизни один из старейших земских деятелей Урала Николай Андреевич Клепинин" [1]. Другая местная газета, опубликовав подобное же сообщение, грустно констатировала: "Екатеринбург лишается лучших сынов своих" [2].
Николай Андреевич Клепинин, смерть которого вызвала искреннюю скорбь у многих уральцев, является ярким представителем того поколения общественных деятелей, которое приняло живейшее участие в осуществлении реформ, проводившихся в царствование Александра П. Один из биографов Клепинина писал по этому поводу: "Н. Д. Клепинин выступил на арену общественной деятельности в знаменательное время, в тот исторический момент, когда на Урале разбивались вековые цепи крепостничества и готовилось введение великих реформ великого царствования" [3].
Николай Клепинин родился 24 апреля 1841 г. в семье дворянина Андрея Григорьевича Клепинина, владевшего незначительными земельными участками в Екатеринбургском уезде. Отец Николая Андреевича постарался дать своему сыну хорошее образование, устроив его в 1852 г. во 2-ю Казанскую гимназию. Учился молодой Клепинин неплохо, особенно преуспевая при изучении русского и иностранных языков, а также истории, зоологии и ботаники. Успешная учеба позволила ему получить прекрасный аттестат, который разрешал "прием его, как оказавшего отличные успехи при отличном поведении, в студенты юридического факультета Казанского университета, по разряду юридических наук, без вступительных экзаменов" [4].
Закончив полный курс гимназии в 1858 г., Николай Клепинин поступил в Казанский университет. Однако годы учебы на юридическом факультете были омрачены тяжелым заболеванием, которое в конце концов заставило Николая Андреевича покинуть университет и уйти с 4 курса. По возвращении домой Николай Андреевич недолго оставался без дела. Начавшаяся эпоха реформ заставила его полностью забыть личные неудачи и целиком отдаться общественной деятельности. Либерально настроенный вчерашний студент не мог не увлечься идеями царя-реформатора. Поэтому уже в 1865 г. Николай Андреевич работает сначала в качестве кандидата в мировые посредники по Красноуфимскому уезду, а затем мировым посредником по Оханскому уезду.
Отдав деятельности в качестве мирового посредника более 5 лет, Николай Андреевич в 1870 г. вступил на новую стезю, приняв самое непосредственное участие в создании и становлении органов земского самоуправления.
Уже первое собрание земских деятелей Екатеринбургского уезда выбирает Н. А. Клепинина членом уездной земской управы, а второе собрание, состоявшееся в октябре 1871 г., выбирает Николая Андреевича на должность председателя управы, которую он занимал около двух лет. Хорошие организаторские данные, образованность, умение ладить с людьми снискали Клепинину широкую известность и популярность среди различных слоев населения Екатеринбургского уезда и уважение коллег по уездному земству, что гарантировало ему успешную карьеру в органах земского самоуправления.
Однако судьба рассудила иначе: в 1873 г. в Пермской губернии вводится институт мировых судей, и Николай Андреевич, влекомый давним пристрастием к юриспруденции, оставляет службу в земстве и становится мировым судьей.
Отдав 6 лет мировой юстиции, Н. А. Клепинин в 1879 г. возвращается, в уездное земство, и 12 октября того же года избирается председателем земской управы.
Возвратясь в земство, Николай Андреевич в то же время продолжал работать в качестве почетного мирового судьи. Оказавшись на посту председателя уездной управы, Николай Клепинин взвалил на свои плечи тяжелую ношу. Перед ним и его коллегами стояли сложнейшие задачи в области народного просвещения, здравоохранения, страхования, налогообложения и т.п. Кроме того, должность председателя управы обязывала становиться членом попечительных советов различных учебных и медицинских заведений, а также членом уездного крестьянского присутствия и председателем уездного воинского присутствия, гласным Екатеринбургской городской думы и Пермского губернского земства и пр.
Окунувшись с головой в организаторскую работу, Николай Андреевич сумел многого добиться. Обеспечив управу работоспособными кадрами, он сделал ее весьма эффективным органом. Несмотря на несовершенство механизма финансирования земских органов, Николай Андреевич и его коллеги приложили немало усилий для увеличения числа больниц, библиотек, учебных заведений.
Многое делалось для предотвращения пожаров: земство стремилось создавать в наиболее крупных деревнях пожарные дружины и пожарные обозы. Стремясь помочь крестьянам улучшить обработку земли, земство стало практиковать продажу по относительно низким ценам различной сельскохозяйственной техники, которая первоначально проходила публичные испытания.
В 1887 г. Николай Андреевич принял предложение, исходившее от Уральского общества любителей естествознания, возглавить кустарный отдел Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Прекрасно понимая значение выставки для развития уезда, Николай Андреевич дал положительный ответ, тем более, что он состоял членом УОЛЕ с 1881 г. Работая над комплектацией кустарного отдела, он привлек к этому делу большое количество кустарей Екатеринбургского уезда, добился поддержки выставки со стороны губернского земства, что в конце концов сделало кустарный отдел одним из наиболее полных и интересных. УОЛЕ, отмечая его заслуги, нашло возможным сделать следующую констатацию: Н.А. Клепинин "Принимал великое участие в устройстве обществом... выставки" [5].
Тратя большое количество времени и сил на выполнение своих обязанностей, Николай Андреевич постоянно сталкивался и с внештатными ситуациями. Одна из таких ситуаций была порождена неурожаем 1891 г., который сделал реальной угрозу голода для большинства крестьянского населения Екатеринбургского уезда. Н.А. Клепинину пришлось руководить сложнейшей работой по обеспечению продовольствием и посевным материалом "свыше ста тысяч душ голодающего, разоренного населения" [6]. Ценой неимоверных усилий ему совместно с уездными гласными и государственными чиновниками удалось предотвратить массовый голод. Эта работа неблагоприятно сказалась на состоянии Н.А. Клепинина, не обладавшего железным здоровьем, а теперь заполучившего тяжелую болезнь сердца. Ситуацию усугубляло и то, что в стране значительно изменилась общественная атмосфера. В царствование Александра III наметилась отчетливая тенденция на урезание прав органов земского и городского самоуправления, на подчинение последних государственным чиновникам. Особенно болезненным было сокращение источников финансирования земской деятельности. Все это неблагоприятно сказывалось на настроении Николая Андреевича, который был весьма эмоциональным человеком.
Один из его современников писал: "Верный хранитель светлых традиций, завещанных великой освободительной эпохой, земец первого призыва и первый мировой судья, Николай Андреевич не мог не страдать, видя, как шло какое-то как будто стихийное разрушение, которое, казалось, не оставит от великих реформ камня на камне" [7].
Несмотря на все преграды, обильно встречающиеся на пути русского общественного деятеля, Николай Андреевич продолжал работать, сохраняя верность тем идеалам, которые зародились у него в эпоху реформ Александра II. Он успевал усердно трудиться на посту председателя уездного земства, неутомимо защищал интересы уезда на собраниях гласных Пермского губернского земства, активно участвовал в заседаниях попечительских советов реального училища и женской гимназии и т.д. Кроме того, Николай Андреевич самым активным образом участвовал в деятельности екатеринбургского музыкального кружка. Он неоднократно избирался в состав исполнительных органов кружка. Например, 3 октября 1887 г. он был избран распорядителем драматического отдела кружка. Являясь страстным поклонником драматического искусства, Клепинин часто участвовал в концертах кружка, а также в постановке драматических спектаклей. Не довольствуясь участью актера-любителя, Николай Андреевич успел попробовать себя в роли антрепренера городского театра, но эта попытка ничего, кроме огорчения, ему не принесла. Более успешными были его выступления в роли драматического актера, хотя критики порой весьма нелестно отзывались о его актерском даровании. Но это не отпугивало Николая Клепинина, поскольку музыка и театр помогали ему восстанавливать душевное равновесие, весьма необходимое для общественной деятельности.
Начало нового века принесло Николаю Андреевичу серьезные огорчения. Болезнь сердца становилась все тяжелей, а врачи все настойчивей советовали отказаться от активной деятельности и уйти на покой. После долгих раздумий он решил последовать совету лечащих врачей и 21 сентября 1904 г. отказался от должности председателя уездного земства. Оказавшись не у дел, Николай Клепинин отправился на Кавказ, чтобы пройти курс лечения, но болезнь зашла слишком далеко, и 3 мая 1905 г. Николай Андреевич скончался.
Смерть Клепинина произвела удручающее впечатление на родных и знакомых, которые постарались что-нибудь сделать для сохранения его памяти. Уездное земство решило поставить портрет Клепинина в зале земских заседаний, а также открыть библиотеку-читальню имени Николая Андреевича в одном из уездных поселений. Аналогичное решение приняла жена Клепинина, Надежда Николаевна, открывшая библиотеку в селе Никольском. Одна из известных благотворительниц - Ольга Ивановна Дрозжилова - учредила стипендию имени Н.А. Клепинина для учениц женской гимназии.
Николай Андреевич Клепинин, отдавший общественной деятельности свыше 40 лет, являлся одним из известнейших земских деятелей Урала конца XIX - начала XX в. Лучшей оценкой его труда служат следующие слова: "Он был не только честный земский деятель, но и гражданин и семьянин, жизнь которого заслуживает подражания" [8].
Список литературы
1. Уральская жизнь. 1905. 4 мая.
2. Урал. 1905. 5 мая.
3. Уральская жизнь. 1905. 4 мая.
4. ГАСО. Ф.11. Оп.11. Д.335. Л.45.
5. ГАСО. Ф.101. Оп.1. Д.139. Л.327.
6. Уральская жизнь. 1905. 4мая.
7. Уральская жизнь. 1905. 4мая.
8. Уральская жизнь. 1905. 4мая.
|