Сантьяго
Прекрасный город Сантьяго-де-Чили вырос на месте миссии Святого Яго, основанной испанскими конкистадорами. Здесь испанцы боролись с индейцами, а затем новая нация – латиноамериканцы боролись за свободу против испанского владычества. Здесь совершались перевороты и правили военные. Короче говоря, история города - отражение бурной истории Латинской Америки.
В центре Сантьяго находится Санта-Лючия. Это прекрасный и одновременно самый старый парк чилийской столицы. Внизу у подножия горы расположена Терраса Нептуна, а наверху, на вершине горы, примостилась миниатюрная средневековая крепость. Вот уже 160 лет ровно в полдень выстрел пушки с бастионов этого замка возвещает жителям Сантьяго о наступлении нового дня. Именно на этом холме стоял в 1541 г. испанский конкистадор Педро ди Вальдивия, пораженный красотой открывшейся ему картины. Очаровательная долина в окружении сумрачных гор словно специально была создана для строительства крупного поселения. Испанец решил, что лучшего места ему не найти.
Самым известным зданием в Сантьяго, несомненно, остается дворец Ла Манеда. Он прославился на весь мир благодаря военному перевороту 1973 г. и гибели здесь президента Сальвадора Альенде. Однако мало кто знает, что президентским дворцом Ла Манеда стал лишь в середине XIX века, а последним жившим здесь президентом был Карлос Эбаньес дель Кампо, оставивший этот опасный в Чили пост в 1958 г. Сооружение серой громады величественного здания Ла Манеды началось в 1788 г. Строительством занимался итальянский архитектор Джоакин Тоска. Правда, назначение у здания было совершенно другое - королевский монетный двор. Работы были завершены в только 1805 г., а Тоска занялся кафедральным собором на площади де Армас.
Она была разбита первым делом по велению командора ди Вальдивии еще в 1541 г. С самого начала пласа де Армас стала главной площадью Сантьяго. Поэтому здесь же и заложили первый храм, на месте которого Тоска и построил монументальный кафедральный собор, самый большой в Чили.
Площадь со времен испанской колонизации, естественно, сильно преобразилась, но, как и раньше, остается одним из популярнейших мест в городе. Здесь находятся первая почта и музей национальной истории. Как обычно бывает в таких местах, излюбленным занятием горожан остается кормление голубей и бесцельное наблюдение за праздношатающимися туристами. Здесь же высится конная статуя основателя города. Железный Педро ди Вальдивия холодно взирает на суетящиеся толпы на возникшей по его велению площади.
Чилийская кампания не принесла ему славы Эрнана Кортеса или Франсиско Писсаро. Вначале ничто не предвещало беды. Индейцы центральной долины оказались покладистыми и послушными. На их землях и был основан Сантьяго. Но вот дальше начались серьезные проблемы. Индейцы мапуче или арауканы оказались не в пример более доблестными соперниками, чем ацтеки или инки. Умереть в бою для них было высшим благом. Что случилось с конкистадором, точно не известно. Считается, что в 1544 г. Ди Вальдивия попал в плен, был привязан к дереву и обезглавлен. Казнивший конкистадора шаман вырвал благородное сердце испанца и съел его. В дальнейшем арауканы создали кавалерию по типу испанской, научились пользоваться ружьями, шпагами и пушками и активно противодействовали европейцам вплоть до середины XIX века. Конечно в конце концов индейцы были покорены, но эта печальная история обычно выпадает из общей идиллической картины испанской колонизации Южной Америки.
Педро ди Вальдивия погиб, а город, им основанный, процветал. Столицей Чили Сантьяго стал в 1818 г. с обретением независимости. До того это был самый обыкновенный бриллиант в испанской короне - один из многих городов вице-королевства Перу. Вдоль реки Мапоче, протекавшей через плодородную долину, возникали все новые и новые городские районы. Сегодня они превратились в старейшие городские кварталы - Баррио Беллависта, Провиденсия, Ла Конде. Рядом с ними расположились очаровательные городские парки. Создатели города постарались так спланировать его, чтобы пространство между городскими кварталами и подступающими к Сантьяго Андами обязательно заполнялось парками. И если парк Санта-Лючия стал первым, то Метрополитано - один из самых высоких. Четыре холма, на которых расположен парк, возвышаются над городом на высоте 800 метров.
Чтобы подняться сюда, можно воспользоваться подъемником. Старая станция паркового фуникулера, похожая на европейский замок, находится у подножия горы в районе квартала Барио Беллависта. Это один из старейших районов Сантьяго. Он и сегодня сохраняет свой патриархальный вид и уклад жизни. Двухэтажные особняки и старые дома передают неповторимую атмосферу старого Сантьяго: лавки и магазинчики, небольшие отели, утопающие в цветах чугунные решетки, тихие аллеи, седовласые кабальеро, прогуливающиеся после завтрака. Суета большого города где-то там - на главной улице Аламеда или пешеходной аллее Аумада. А здесь узкие улочки вплотную подступают к подножию горы Сан-Кристобаль. Некоторые даже врезаются в ее отроги. На одном из таких участков в свое время построили себе дом знаменитый чилийский поэт Пабло Неруда и его жена Матильда Уррутиа. Дом буквально врезан в скалу. Смотрится это сооружение очень живописно. Кажется, что постройка буквально висит на стене или же хочет вскарабкаться вверх.
Для того чтобы попасть на вершину горы, потребуется всего несколько минут. Подъемник исправно работает уже десятки лет. Первых пассажиров он поднял на почти километровую высоту в 1925 г. С тех пор изо дня в день он поднимает всех желающих на вершину, откуда открывается превосходный вид на город и где возвышается тридцатишестиметровое белокаменное изваяние Девы Марии. Перед ним находится площадка, на которой папа Иоанн Павел II читал мессу во время своего визита в Сантьяго в 1984 г.
Это одно из любимых мест начинающих художников: прекрасная перспектива, проекция, храм и памятник, природа, панорама города - все это как нельзя лучше подходит для того, чтобы уловить поверхностную сущность города. Но для того чтобы проникнуться его атмосферой, этого, безусловно, мало.
|