Ливийский город Сидон. Сегодня эта древняя крепость является лишь тенью былого величия. Полуразрушенная фортификация более не является последним прибежищем от врагов. Ее стены не вызывают благоговейного трепета в сердцах ливийцев. Лишь ветхие летописи хранят память о священном месте, его победах и поражениях.
В 48 км к югу от Бейрута расположен древний город, название которого происходит от финикийского слова "сидон", рыбная ловля. Сегодня Сидон зовется на арабский манер Сайдой. О городе не раз упоминалось в Библии. Книга "Бытия" сравнивала его с "первенцем ханаанской земли". Когда-то он был самым сильным из мини-государств Финикии. Настолько сильным, что всех жителей прибрежных земель называли сидонянами.
Первые городские постройки был возведены на острове. Невдалеке располагался порт. Это одно из самых древних сооружений человека, которое до сих пор успешно функционирует. Порту около пяти тысяч лет. В тихой гавани, за мощной дамбой финикийский флот спасался от штормов. Остров же служил сидонянам последним убежищем во время неприятельских нашествий. Вообще-то, богатые жители всегда старались откупаться от захватчиков. Но когда к стенам Сидона подошел персидский царь Артаксеркс, горожане, чтобы не сдаваться жестокому врагу, заперли ворота и подожгли дома. В огне пожара погибло тогда 40 000 жителей. Могущество города оказалось подорванным, поэтому местное население не оказало никакого сопротивления Александру Македонскому. Видный военачальник практически заново отстроил Сидон и провел в нем Олимпийские игры.
Строительством здесь активно занимались и крестоносцы. Христианский король Иерусалима выбил из Сидона мусульман и возвел на острове настоящий морской замок. Прочность крепостных стен была предусмотрительно усилена римскими колоннами. Овладеть стратегически важным пунктом крестоносцам помог итальянский флот. За свои услуги генуэзцы, пизанцы и венецианцы получили привилегию собирать таможенные пошлины в сидонском порте. Кроме того, их одарили целым кварталом, где купцы организовали рынок, обустроили торговые и жилые помещения, возвели церковь. Около нее, однако, очень даже скоро вырос минарет. Сидон снова стал мусульманским. Исправлять это недоразумение послали скандинавов. 10 000 норвежских христиан возглавлял король Сигурд. Он прекрасно справился с поставленной задачей.
Один магометанский летописец писал о крестовых походах: "Счастливые звезды ислама опустились за горизонт, и солнце наших судеб скрылось за облаками. Над землями мусульман развивались знамена неверных, а победы неправедных пересиливали верных, которые нигде не находили спасения от жестокости христиан". Возможно, эти строки родились после того, как английский король Ричард Львиное сердце распорядился зарубить 2 000 мусульманских заложников. Или после того, как на дно пошел весь мусульманский флот. Его разгромом из сидонской крепости руководил все тот же Ричард. Король лично потопил большой магометанский корабль.
Очень скоро войска Салладина окружили город. Христиане были вынуждены есть убитых лошадей и пить их кровь, поскольку подвоз провианта из-за осады был прекращен. Кроме того, крестоносцы лишились поддержки византийцев. Константинопольский патриарх обещал каждому, кто убьет больше 10 католиков, полное отпущение грехов. В ответ на такой жест доброй воли Салладин разрешил на своих землях исповедовать православие. Надо ли говорить, что у засевших в сидонской крепости рыцарей не было ни малейшего шанса спастись. В июле 1187 г. христианский Сидон в очередной раз пал. Захват сопровождался, как водится, грабежами, убийствами и всякого рода зверствами. Жители покидали город либо платили дань за каждого оставшегося. Чтобы выбить почву из-под ног крестоносцев, Салладин приказал разрушить береговые укрепления, ибо христиане могли воспользоваться ими во время очередного похода. Не избежала печальной участи и сидонская крепость.
Когда к ней подошел Людовик IX, король Франции, освобожденный из мусульманского плена, то здесь он нашел лишь человеческие останки да дымящиеся развалины. Монарх собственноручно носил полуразложившиеся трупы к могилам, таскал камни, восстанавливал стены. За добропорядочный нрав, кротость и неколебимость веры его прозвали Святым и канонизировали. В Сидоне была построена церковь Святого Луи. Поскольку единства в христианском мире не было, в церкви Людовика Святого, ныне Великой мечети, зазвучали суры Корана.
Египетские эмиры покончили с крестоносцами, уничтожив их опорные пункты. Сидон стал Сайдой и был преобразован в один из главных центров антихристианского сопротивления. Может быть, поэтому в Сайде, неофициальной столице южного Ливана, традиционно сильны позиции мусульман. Город нашел в себе силы стать в Ливане третьим по величине и значимости. И это, несмотря на тяжелое наследие прошлого и ужасные последствия гражданской войны между ливанскими христианами и мусульманами. О ней до сих пор напоминают руины уже новейшей истории.
|