Консерватизм
как общесвенно-политическая доктрина
С конца 70-ых годов наиболее популярной политологи-ческой концепцией становится неоконсерватизм. Консервативная тенденция идёт от таких разных по своим позициям мыслителей как Платон, Аристотель, Цицерон, Маккиавели, Ницше и др. Письменная история консерватизма начинается со времён Великой Французской революции конца 18-го века. С первой половины 19-го века консерватизм выступает как идейно-политическая доктрина, отражающая, в основном, интересы дворянства в его борьбе против буржуазии. Позже, приняв отдельные положения классического либерализма, консерватизм становится идейно-политической платформой отдельных фракций буржуазии. Он выступает также как защитная реакция средних и мелких предпринимателей перед неудержимым динамизмом капиталистического роста, угрожавшего их существованию.
В целом консерватизм направлен на сохранение, поддержку исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых его основ. Он опирается на соответствующие стереотипы массового сознания и традиционалистские представления, благодаря чему имеет широкую базу среди представителей различных сословий. На пользу консерватизму «работают» негативные явления, сопровождающие общественный прогресс.
Приверженцами неоконсерватизма является та часть буржуазии, которая получила наивысший экономический статус, власть и привилегии. Он аппелирует также к фермерам, ремесленникам, сельским жителям и поддерживается религиозной философией. В конце 70-ых годов консервативные взгляды приобретают значительный авторитет среди трудящихся наёмного труда.
В процессе развития капитализма не оставалось неизменным содержание консерватизма. Основные его положения эволюционировали как обратная реакция на изменения противостоявших ему идейно-политических течений. После второй мировой войны консерватизм внёс в свои доктрины ряд серьёзных изменений, призванных обновить и усилить его социально-охранную функцию. В частности, он руководствуется такими либеральными принципами, как конституционализм, разделение власти, всеобщее избирательное право и другие, которые раньше отрицал.
Таким образом, термин «неоконсерватизм» не очень удачный, так как создаёт неверное впечатление стагнации и даже реакционности. Кроме этого неоконсерватизм проявил значительную открытость и гибкость, способность усваивать ценные элементы доктрин. В теоретическом плане он является синтезом неолиберализма и некоторых традиционных ценностей. Однако консерваторы принимают только такие изменения в своих позициях, которые не затаргивают сущности существующих институтов, системы власти и привелегий.
Современный консерватизм не имеет чёткой идеалогии. Можно говорить о «философии революционной заботы о сохранении». Консерватизм не провозглашает себя открыто врагом каких-либо перемен, тем более, приверженцем простого возвращения к прошлому. Вся система его ценностей основывается на уверенности, что прошлое лучше чем настоящее. Отсюда стремление к переменам, но ретроградным. Всё это определяет основные черты мировосприятия неоконсерватизма (Г.-К. Кальтенбруннер). Превая из них - забота о создании условий, в которых традиции и преемственность были бы приняты и реализованы обществом. Далее стабильность как главное условие утверждения ценностной ориентации человека. Имеется ввиду и такая черта, как порядок, который обеспечивается общественными институтами. Отсюда следует необходимость противостоять пагубному процессу освобождения человека от институционально обоснованного порядка. Существенной является и такая черта, как государственный авторитет. Поэтому государство обязано быть не только сильным. Оно должно стать проводником единой чётко выраженной политической воли. Важной чертой является также и принцип свободы - возможности осуществлять индивидуальную и общественную инициативу в границах, которые допускаются иерархическим порядком.
В соответствии с таким мировосприятием, формируются взгляды на основополагающие явления политической жизни. Подчёркивается, что власть не может быть подчинена каким-то функциональным целям - социальной справедливости, равности, свободе и т.п. Смысл её существования заключается только в том, чтоб командовать и заставлять тех, кто в другом случае занимался бы реформами и разрушением (Р. Скрутон). Мощность и эффективность государственной власти зависит от того, в какой мере ей удаётся соединить в своей политике авторитет и традиции.
Противостояние государства и гражданского общства считается губительным. Отсюда неуважительное отношение к либерально-реформистскому «государству всеобщего благополучия». Оно считается вредным, так как разлагает и угнетает волю индивидов и свой собственный авторитет. Общественное напряжение, недовольство снимаются не равенством, а приданием законной силы неравенству. Собственность рассматривается как основа раскрытия человеком его социальной сущности.
Подход неоконсерватизма к организации общественной жизни основывается на убеждении в безнадёжной несостоятельности людской природы, органичной неразумности и греховности человека, в ограниченности сферы человеческого разума и, значит, необходимости и важности универсального морального порядка. Такой порядок санкционируется и поддерживается религией. Особое значение в связи с этим приобретают традиции, символика и даже предрассудки.
В системе консервативных ценностей важное место занимает постулат о ненадёжности прогресса. И это не случайно. Именно в конце 20-го века как никогда остро стал вопрос о «цене прогресса», прежде всего научно-технического. Усложнилось его взаимодействие с социальным прогрессом. Возникла проблема сохранения человеческого рода. Глубинные сдвиги во всех сферах заставили задуматься над тем, оправдан ли пригресс, ведущий к отчуждению, разрушению традиционных связей. Отсюда тяга людей к вечным моральным и религиозным ценностям, традициям. Соответственно возник благоприятный климат для расширения консервативных идей.
Среди других постулатов выделяются извечное (физическое и умственное) неравенство людей; необходимость общественных классов и групп, то есть, бессмысленность попыток социального уравнивания с помощью закона; несовершенство правления большинства, которое склонно к потенциальной тирании; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; важная роль частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.
В общем, идёт речь об ориентации на экономическое, социальное и политическое неравенство, создание социальных структур, призванных обеспечить такое неравенство путём присуждения господстующих позиций «избранному меньшинству».
Наиболее сильная директива неоконсерватизма - экономическая, точнее - рыночная. Через призму экономической рациональности рассматривается ситуация в других сферах жизни. Широкое и гибкое использование рыночных принципов, ориентация на индивида, развитие личной инициативы, предпринимательства и активности, снятие бюрократических преград и одновременно усвершенствование, придание максимальной гибкости уже созданным регулирующим механизмам - всё это наиболее адекватно учитывает требования экономики при переходе к постиндустриальному, информационному обществу.
Экономическая программа исходит из концепции «экономики предложений», согласно которой активной основой общества являются капиталисты. Именно они выполняют важные экономические функции, пержде всего инвестицию в производство большей части своих доходов. Отсюда необходимость защитить богатство от любых посягательств, в том числе и от налогов. Так как они неизбежны, то единственно приемлимой считается регрессивная налоговая система. С этой целью необходимо покончить с государственным контролем над ценами, отменить гарантированный законом минимальный уровень заработной платы и т. п. Для уменьшения же гсоударственного доглга необходимо скоращение выплат на социальные нужды. В практической деятельности неоконсерватизм уяснил, что без надёжных социальных амортизаторов современное общество не может существовать.
В политической сфере провозглашается идея «сужения обратной связи», то есть возможности граждан влиять на политические процессы. Отсюда аппеляция к «сильному» в политическом плане государству. Основное ударение делается на функции прямого насилия как основной форме реализации власти, что предусматривает прежде всего постепенный демонтаж демократических институтов. Считается, что качество управления и демократия несовместимы и находятся в состоянии войны. Излишек демократии равнозначен дефициту управления.
В концентрированном виде ориентация на отрицание демократии воплощается в теории демократического правления элиты. Однако все согласны с тем, что нынешний объём демократических прав народа слишком велик. Участие населения в политическом процессе, считают они, должно ограничиваться одноразовым электоральным актом. Элементы прямой демократии решительно отрицаются, считаются губительными. Более того, разрыв между электоральной массой и представительскими институтами должен быть максимальным. Именно этому должна служить система функционального представительства. При этой системе правительство и другие органы исполнительной власти формируются сверху, в приказном порядке. Государство устанавливает их состав, полномочия, формулирует задачи, финансирует их, отсылает в них своих представителей. Такая система становится достаточно эффективным фактором ограничения представительского механизма, влияния на него в антидемократическом духе.
В сфере международных отношений неоконсерватизм опирается на концепцию «политического реализма». Расстановка сил в современном мире до последнего времени рассматривалась как биполярное противостояние сверхдержав. Единственно возможной формой такого противостояния провозглашалось наращивание военной мощи.
Международные отношения обязательно характеризуются жёсткой борьбой за власть между государствами, которые свои собственные интересы ставят выше всего. Поэтому и внешняя политика определяется как борьба за власть (Г. Моргентау). Вся мировая история, согласно такой концепции, создавалась из того, что государства либо готовились к войнам, принимали активное участие в них или возрождались из состояния организованного насилия в виде войны.
Любая политика сводится к усилиям сохранить или продемонстрировать силу. Поэтому все государства стремятся не к балансу, то есть равновесию сил, а к их преимуществу в свою пользу. В связи с этим превентивная война считается естественным порождением баланса сил, и, соответственно, целиком допустима. Наряду с этим выявляется способность неоконсерватизма учитывать новые реалии в сфере международных отношений. Достаточно сказать, что в 80-ые годы в вопросах войны и мира, международной безопасности не только левые силы отошли от своих небезопасных догм. Множество трезвых консервативных политиков сделали существенные шаги в этом направлении.
Итак, в конце 70 - начале 80-ых годов неоконсерватизм стал доктриной, которая была наиболее адекватной потребностям западного мира, его перехода от индустриального к потсиндустриальному обществу. Она открыла простор для модернизации и структурной перестройки экономики. Именно неоконсерватизм выступил за освобождение человека от государственных структур, которые сковывали его, за развитие инициативы и предпринимательства, увеличение свободы, ориентируясь на личные силы и потенциал индивидов. В неоконсервативной политике рядовые «средние» граждане видели силу, которая способна противодействовать таким явлениям, как вседозволенность, деградация морали, развал семьи, наркомания.
Но уже сейчас возникают проблемы, которые не находят решения в границах неоконсервативной модели развития. Это, в частности, угроза экологической катастрофы. Очень небезопасна для части населения нынешняя тенденция увеличения разрыва между Югом и Севером. Неоконсерватизм отбросил на задний план вопросы о социальных издержках модернизации. Делая акцент на конкуренции как на ведущем принципе организации межличностных отношений, неоконсерватизм усиливает жестокость общества, поощряет прагматизм, индивидуализм и эгоизм. Выступая за защиту принципа свободы, неоконсерваторы отбрасывают равенство. Они считают, что увлечение утопической идеей равенства приводит к уничтожению свободы. По сути это апология сильного. Она не совместима с гуманистическими основами. Уже это даёт основание утверждать, что неоконсерватизм пребывает на этапе кризиса, что создаются условия для существования и развития других идейно-плитических доктрин, в первую очередь неолиберализма.
Использованная литература
Политология
. Под редакцией акад. О.И.Семкива.
|