Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.
Главными памятниками Нововавилонского царства являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км 2. Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7м, вторая — 8 м, а третья — 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину.
Город имел четкую планировку, проявившуюся в системе пересекающихся прямых улиц, так называемых «дорог процессий». Однако кварталы между этими улицами были застроены, как правило, беспорядочно. Через весь город с северо-запада на юго-восток проходила главная улица, которая соединяла храм бога Мардука с главными воротами города, посвященными Иштар. Сейчас эти ворота, облицованные синими глазурованными кирпичами, находятся в Пергамон-музее в Берлине.
В Новом Вавилоне было более 50 больших и маленьких храмов . Среди них выделялся семиярусный зиккурат Этеменанки — знаменитая вавилонская башня, «дом основания неба и земли» (первое упоминание о Древнем Вавилоне мы находим уже в начальных главах первой книги Библии — Бытие). Высота этого храма, в последний раз восстановленного при Набопаласаре и Навуходоносоре II, превышала 90 м. Всего вавилонскую башню выстраивали заново не менее 5 раз. До наших дней от этого сооружения сохранился только фундамент.
Не менее знаменитым вавилонским зданием были огромный дворец Навуходоносора II с Висячими садами Семирамиды, которые древние греки считали вторым из семи чудес света. Предание гласит, что это строение было возведено по приказу Навуходоносора II для его любимой жены-мидянки, скучавшей в непривычной для нее пустынной равнине, окружавшей Вавилон. В начале XX века немецкая археологическая экспедиция раскопала мощный фундамент Висячих садов. По-видимому, наземная часть этого сооружения представляла собой сложную конструкцию из стен или столбов в несколько этажей, на которых были расположены террасы с оранжереями, куда при помощи специальных устройств подавалась вода из Евфрата.
В парадных композициях, изображающих торжественное предтояние царя перед божеством, использовались традиционные приёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти.
Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изображения становится совершенно иной. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного вавилонского наследия.
Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоёванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишённые движения композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.
Письменность и литература
Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.
Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.
Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.
Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.
Математика
К концу III тысячелетия до н. э. была создана математика древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятеричная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятеричная система вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в привычном делении окружности на 360 градусов.
Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали теорему в последствии названную как теорема Пифагора, о свойствах прямоугольных треугольников (впервые она встречается в клинописных текстах времён царя Хаммурапи), могли решать достаточно сложные задачи стереометрии (например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды).
Скорее всего чисто интуитивным методом подбора они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни.
Среди вычислительных задач на клинописных табличках встречаются задачи на арифметические и геометрические прогрессии, представления о которых у вавилонян были более развиты, чем у египтян. Методы решения в основном опирались на идеи пропорциональной зависимости и среднего арифметического. Вавилонские писцы знали правило суммирования п членов арифметической прогрессии:
n(a 1+a n)
S n=
2
В клинописных текстах содержатся первые задачи на проценты — ведь Вавилон стоял на пересечении торговых путей, и здесь рано появились денежные знаки и кредит. Было у вавилонян и правило для приближённого вычисления квадратных корней.
Большое число задач сводится к уравнениям или системам уравнений первой и второй степеней. Их записывали без символов, в своей особой терминологии. Разговорным языком вавилонян был аккадский, но в науке в качестве терминов они употребляли шумерские слова. Каждое из таких слов изображалось одним знаком и потому выделялось в общем тексте на фоне более позднего по происхождению слогового письма.
Искусство решения уравнений достигло высокого уровня в XVIII в. до н. э., в эпоху царя Хаммурапи. Обычно в задачах требовалось найти «длину» и «ширину» или «множимое» и «множитель», для которых были сформулированы различные условия. Произведение длины и ширины именовалось «площадью». В задачах, сводящихся к кубическим уравнениям (а были и такие!), появлялось третье неизвестное — «глубина», и произведение всех трёх величин называлось «объёмом».
Хотя терминология указывает на геометрическое происхождение задач, для вавилонян это были прежде всего просто числа, вот почему они свободно складывали длину с площадью и т. п. В древнегреческой математике (и ещё долгое время после) этого делать было нельзя.
Таковы достижения древних вавилонян в алгебре. Их успехи в геометрии были скромнее и относились в первую очередь к измерению простейших фигур. Наряду с теми фигурами, которые встречались в геометрических задачах египтян, — кубом, параллелепипедом, призмой, цилиндром — вавилоняне изучали некоторые правильные многоугольники, сегмент круга, усечённый конус. Вероятно, было известно правило для вычисления объёма усечённой пирамиды. Длину окружности рассчитывали, утраивая диаметр, т. е. для п брали значение 3- С тем же значением п определяли площадь круга.
Открытия, сделанные математиками Междуречья, поражают своим размахом. Ведь именно здесь появилась первая позиционная система счисления, и в итоге техника вычислений оказалась даже выше, чем у греков. Здесь впервые была разработана алгебра линейных и квадратных уравнений и рассмотрены первые неопределённые уравнения, возникшие из геометрических задач.
Вавилонские традиции можно проследить в работах Герона и Диофанта, а ещё позднее — у аль-Хорезми и других основателей алгебраической школы страны арабского Востока. Преобразование математики из совокупности отдельных расчётов и правил в стройную логическую систему, в которой эти приёмы и правила получили строгое обоснование, стало главным делом античных учёных.
Религия Вавилона
В отличие от великих городов Древнего мира Вавилон, кроме крупнейшего политического центра, представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство, как это видно из хронологии, Вавилон часто и на долгие сроки утрачивал, то господство религиозное он сохранял всегда. Этот город являлся столицей мирового жречества, куда съезжались жрецы Египта, Сирии, Элама, Ассирии, Тира, Персии, Сидона, Аравии, Мидии, Эфиопии, Ливии, Малой Азии и т. д., где они обучались жреческой науке, докладывали главному жрецу тайны своих стран, получали от него приказы.
В центре Вавилона высился огромный храмовый комплекс Эсагила — местопребывание главного жреца и тайный центр всей тогдашней политики Древнего мира. Центральным сооружением Эсагилы была огромная храмовая башня Этеменанка, заложенная на месте знаменитой вавилонской башни и бросавшая вызов всем и вся, говоря о вечности Вавилона. Кроме Эсагилы в городе располагалось бесчисленное количество храмов, посвященных богам всего тогдашнего мира. Однако особо почитаемыми богами Вавилона были: Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Наина, Таммуз С именем последнего связана следующая история. У основателя Вавилона Нимрода была жена Семирамус, которая вела крайне разгульный образ жизни, усилившийся особенно после смерти Нимрода. Одним из ее незаконных детей был Таммуз. Его рождение царица объявила от бога и поэтому, когда молодой Таммуз случайно погиб, Семирамус возвела его в ранг богов и приказала праздновать его день 25 декабря. Именно поэтому и сегодняшнее рождество приходится на этот день. Ибо день появления на свет Спасителя мира неизвестен, но чтобы удовлетворить многочисленную часть общества, император Константин, принимая христианство, приказал праздновать рождество в день, в который ранее праздновали праздник Таммуза-Митры, т. е. день Солнца.
В Вавилоне были также составлены первые книги по астрологии, гаданиям, разработаны приемы вызывания духов, т. е. заложены основы спиритизма. Учение древнего Вавилона быстро распространялось в разных странах. И сегодня вновь обрели огромную популярность гороскопы, астрологические прогнозы, колдуны, предсказатели, хилеры. Тезис вавилонских жрецов о том, что для счастливой жизни как на земле, так и после смерти достаточно жертвовать большие деньги, сегодня тоже имеет большое распространение, не говоря уже о пышных церковных обрядах, весь принцип которых взят из Вавилона.
|