В народной традиции борода - признак мужественности, воплощение жизненной силы, плодородия. Обладает продуцирующей функцией. В обычном праве - знак зрелости.
В то время как у южных и западных славян рано распространилось обыкновение брить бороду, восточные славяне, особенно русские и белорусы, долго сохраняли ношение бороды. Бритье бороды введено на РусиПетром I, обложившим ношение бороды налогом и запретившим носить бороду высшим сословиям. Материалы Петровской эпохи и представления русских старообрядцев содержат множество сведений об архаичном отношении к бороде: отрезанную насильно бороду носили в мешочке, клали с собой в гроб, считая, что ее надо будет предъявить св. Николаю (ср.: "Без бороды и в рай не пустят"), в качестве родовой святыни передавали из поколения в поколение. По мнению противников реформ, бритых не следовало погребать в земле и творить по ним поминки, а нужно было бросать в ров ("аки псов"). В русском праве повреждение бороды расценивалось как большое преступление. Например, в "Псковской судной грамоте" (XIV-XV вв.) за это полагался наивысший штраф в сумме двух рублей (ст. 117); следующий по величине штраф в один рубль взимался, в частности, за убийство. Лишение бороды служило ритуализированной формой наказания. Согласно "Повести временных лет" (XII в.), Ян Вышатич распорядился выдрать бороды языческим волхвам.
Борода в первую очередь атрибут Бога (рус. староверческое "Борода - образ и подобие Божие"), реже - сатаны (особенно в иконографии, т.к. в народном представлении черт часто "лысый", "голенький" и т.п.), а также других персонажей божественного статуса (напр., святых угодников), некоторых сказочных героев (ср. рус. дедушка - золотая головушка, серебряная бородушка; сам с ноготь, борода с локоть). Характерно, что в.-слав. борода является общеязыковым и фольклорным эпитетом, а также метонимическим обозначением старика (иногда главы рода), мужчины, козла (при наличии характерных выражений козел, старый козел - "похотливый человек").
Ритуальным субститутом бороды как метонимии "Бога" является изготавливаемая из колосьев и сохраняемая в полях, амбарах, под иконами жатвенная ("божья", "дедова", "козья", "спасова", "николина" и т.п.) борода. Болгары в зап. Полесье, срезав такую бороду, прикладывают ее к бороде хозяина поля. При приближении сева мужчины отращивают бороду, чтобы был хороший урожай. Борода фигурирует в благопожеланиях. Словенцы говорят: "Длинной бороды, полного кошелька, хорошего настроения". В связи с противопоставлением мужского и женского занятий полесское поверье: если мужчина заглянет в квашню, у него перестанет расти борода.
Роль мотива бороды значительна в некоторых бытовых запретах. У женщины, которая ходит в церковь во время месячных, вырастет борода. Когда потеряют что-нибудь "завязывают черту бороду" - перевязывают ножку стола, приговаривая: "Черт, черт, поиграй, а опять отдай". Борода фигурирует в бранных формулах и формулах клятвы (клянусь своей бородой). В русской загадке как "чертова борода" загадывается помело (возможны и другие варианты - А.Б.): "Поле маленько, распахано гладенько, не сохой, не бороной, чертовой бородой". Особенно развиты представленные во всех слав. яз. иронические паремии, обыгрывающие мифологическую связь понятий "борода" и "ум": "Борода выросла, а ума не вынесла", "Борода до пояса, а розуму нi волоса" и т.п. Ср. также рус. оренбург. пустая борода при обычном пустая голова. 1
Список литературы
1. Терновская О.А. Борода // Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.229-230
|