Йошизава Акира родился 14 марта 1911 г. в префектуре Тотиги в многодетной семье, и был предпоследним, шестым по счету ребенком. Из четверых старших сестер, трое умерли от болезней. Семья жила небогато: отец выращивал рис и овощи, продажа молока от нескольких коров позволяла кое-как сводить концы с концами. Но тем не менее в семье уделяли большое внимание искусству, в частности музыке; а совсем еще маленький Акира брал уроки живописи. Привитую с детства любовь к искусству он пронёс через всю жизнь. С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же, и несмотря на малый возраст, ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал самостоятельно заниматься оригами, осваивая традиционные для того времени фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио, где работает и учится в вечерней школе. В то время Акира увлекся буддистской философией и регулярно посещал храм.
В двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызвали интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Тогда Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами. Он изучает классическое японское искусство бонсай, в котором очень важны чувства линии, композиции и ритма, и понимает, что в отличие от умения составлять композиций из цветов, у оригами пока нет прочно завоеванных в стране позиций. Тем не менее, он решает специализироваться на складывании, прекрасно отдавая себе отчет, что ему придется идти нехоженой дорогой в одиночку. Разразившаяся война спутала все эти планы. Йошизава работал в военном госпитале, и в этих условиях уделяя время складыванию. Когда его подразделение оказалось в оккупированном Гонконге, он устраил выставку оригами для раненых, развешивая особо яркие фигурки над кроватями выздоравливающих солдат.
После окончания войны не было смысла возвращаться в разбомбленный Токио, где жизнь в это время была особенно тяжела и после демобилизации Йошизава едет в свою родную деревню в Тотиги, где несколько лет перебивается случайными заработками. Он по-прежнему не оставляет своих занятий оригами. Это был самый тяжелый период в жизни мастера: его жена, с которой он обвенчался незадолго до войны, умирает, годы идут, а его подвижнический труд остается незамеченным. Ситуация изменилась только в 1950 г., когда директора школы префектуры Точиги избрали президентом профсоюза преподавателей труда и искусств. Он был знаком с братом Йошизавы, и в результате Акира может продемонстрировать свои работы на выставке прикладного искусства, организованной профсоюзом. Выставка имела успех и Акире выпал шанс рассказать о роли оригами в образовании на съезде профсоюза – неожиданный поворот судьбы приносит мастеру некоторую известность. Тогда Акира решает вернуться в Токио и сделать оригами своей профессией.
В то же время японскому драматургу Тадасу Изаве приходит в голову мысль напечатать на страницах газеты "Асахи крафт" сложенные их бумаги фигурки, символизирующие цикл восточного календаря. Изаве советуют обратиться к Йошизаве, и тот сразу соглашается. Несколько дней и ночей Йошизава творит, не выходя из специально снятой для него комнаты. Опубликованные в газете фигурки производят настоящую сенсацию - настолько они изящны и грациозны. Таких оригами японцы еще не видели! Появление фигурок в "Асахи крафт" явилось поворотным моментом в жизни мастера - множество людей в Японии начинают оказывать ему всяческое содействие в деле развития оригами, он ездит по стране, выступая с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуют на страницах периодических изданий. В 1953 г. его работы становятся известны на Западе, в основном благодаря переписке, завязавшейся с Гершоном Легманом.
В 1954 г. на японском языке выходит его первая книга "Новое искусство оригами". Она совсем невелика и отражает лишь вершину айсберга творчества мастера. К моменту ее публикации у Акиры скапливается уже несколько тысяч оригинальных моделей. В том же году он организует общество оригами, а через два года повторно вступает в брак. Не имея детей, мастер и его верная спутница Йошизава Кайо считают, что все творения, которые выходят из рук мастера – это их родные дети. Известность и слава мастера растет.
Как и многие в Японии, Акира считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву. Ни одна из фигурок не похожа на остальные – у каждой своя поза, выражение, свой неповторимый облик. Большинство уникальных работ сделано на основе хорошо известных базовых форм, а накопленный с годами опыт позволяет мастеру извлекать из них все новые и новые неповторимые творения, удивительно напоминающие живые объекты. Кажется, что положение складок на некоторых фигурках мастера точно не определено, однако, это не так: "В оригами не должно быть случайных линий, – напутствует мастер новичков. – Каждая из них должна быть продумана".
|