К тому времени, когда Абд аль-Рахман достиг Испании, арабы уже закрепились на Пиренейском полуострове. Их пребывание и жизнь там вписали одну из самых славных глав в истории ислама.
После того, как Шарль Мартель установил заслон походам на Францию, мусульмане решили сосредоточить все внимание на южной области Испании - Андалусии, которую они называли Аль-Андалус, и построили там цивилизацию, значительно превосходившую те, что когда-либо знала Испания. Властвуя мудро и справедливо, они проявляли высокую терпимость к христианам и евреям, что побудило впоследствии многих из них принять ислам. Кроме того мусульмане развивали и совершенствовали торговлю и сельское хозяйство, покровительствовали искусствам, вносили значительный вклад в развитие науки и создали в Кордобе наилучшую на то время инфраструктуру в Европе.
К десятому столетию Кордоба могла похвастать населением в 500000 человек (тогда как, например, в Париже в то время насчитывалось около 38000 жителей). Согласно летописи тех дней, в городе к тому времени было построено 700 мечетей, около 60000 дворцов и 70 библиотек, в одной из которых по имеющимся сообщениям находилось 500000 манускриптов. В Кордобе было более 900 публичных бань, впервые в Европе появились уличные фонари. В пяти милях за городом размещалась резиденция халифа Мадинат аль-Захра. Строительство этого комплекса из мрамора, гипса, слоновой кости и оникса, заняло сорок лет, расходы на него составили треть общей казны Кордобы. В те времена - до разрушения в 11-м веке - его считали одним из чудес света. Его реконструкция и восстановление, начатые в первых годах двадцатого столетия, все еще продолжаются.
Тем не менее к 11-му веку слабое сопротивление христиан начало расти и войска под предводительством Альфонсо Шестого вновь заняли Толедо. Это было началом исторического периода, называемого христианами Реконкистой. Оно отчетливо обозначило главную проблему, что омрачала ту благородную и грациозную эпоху: неспособность многочисленных правителей Исламской Испании сохранять и поддерживать единство. Когда множественные христианские королевства начали представлять серьезную угрозу, ослабленные междоусобицами мусульманские правители были вынуждены обратиться за помощью к Альмоваридам, североафриканской берберской династии. Альмовариды сокрушили восставших христиан, однако в конечном итоге сами захватили власть. В 1147г. Альмовариды в свою очередь были разгромлены Альмохадами - еще одним союзом берберских племен.
Несмотря на то, что подобные внутренние распри и междоусобная вражда никоим образом не были необычными по тем временам, - христианские королевства также непрестанно воевали между собой - они, тем не менее, ослабляли силу мусульман в то самое время, когда христиане начали создавать сильные союзы и альянсы, формировать могущественные армии и готовиться к походам и кампаниям, которые в более поздние времена положили конец Арабскому правлению в Европе.
Тем не менее, арабы не собирались с легкостью сдаваться; Аль-Андалус была также и их родиной. Постепенно, однако, они вынуждены были отступать - вначале из Северной Испании, затем из ее центральной части. К тринадцатому столетию их когда-то обширные и протяженные владения уменьшились до размеров нескольких разбросанных глубоко в горах Андалусии княжеств, которые, однако, не только боролись за выживание, но и процветали.
Одновременно удивительно и впечатляюще было то, что именно за последние два века своего правления арабы и создали то великолепное королевство, которое больше всего их прославило, - Гранаду. Кажется, будто во время своего медленного отступления на юг они вдруг осознали, как писал Вашингтон Ирвин, себя народом без страны, и приступили к строительству величественного памятника - Альхамбры, цитадели, возвышающейся над Гранадой, которую писатель-современник оценил так - "великое чудо цивилизованного мира".
Постройка Альхамбры началась в 1238г. Мухаммадом ибн аль-Ахмаром, который во время осады Гранады королем Арагона Фердинандом явился в его шатер и смиренно пообещал стать в обмен на мир и безопасность его народа вассалом короля.
То решение было необходимо, хоть и трудно, особенно, когда Фердинанд потребовал от него согласно заключенному договору предоставить войска в помощь христианам против мусульман при осаде Севильи в 1248г. Верный своему слову, Ибн аль-Ахмар исполнил просьбу короля Арагона, и Севилья пала перед христианами. Но, вернувшись в Гранаду, где ликующие толпы людей приветствовали его как победителя, он раскрыл бурю, бушевавшую в его душе, коротким и горестным возгласом: "Нет победителя, кроме Бога".
Вначале выстраиваемая как крепость, Альхамбра в правление преемников Ибн аль-Ахмара постепенно разрасталась в выдающийся комплекс изысканных восхитительных зданий, укромных внутренних дворов, прозрачных бассейнов и скрытых от глаз садов. Позднее, после смерти Ибн аль-Ахмара, и сама Гранада также перестраивалась и реконструировалась и стала, как писал один из арабов, посетивших ее: "подобна серебряной вазе, наполненной изумрудами".
Тем временем христианские короли выжидали. Беспрестанно и непреклонно наступая, они захватили Толедо, Кордобу и Севилью. Уцелела лишь Гранада. В 1482г. произошла очередная мелкая ссора между ее правителями, которая привела к расколу мусульманского союза на две враждебные группировки. Этим воспользовались два сильных христианских монарха: Фердинанд и Изабелла заключили брачный союз и объединили свои королевства. В итоге спустя десять лет Гранада пала. Второго января 1492г. - в год, когда они снарядили экспедицию Колумба в Америку, - Фердинанд и Изабелла подняли флаг христианской Испании над Альхамброй и Боабдиль, последний мусульманский правитель в горести отправился в изгнание, сопровождаемый разгневанной престарелой матерью: "Оплакивай, подобно женщине, город, который ты не сумел защитить как мужчина!"
Описывая судьбу ислама в Испании, Ирвинг пришел к заключению, что мусульмане были стремительно изгнаны из Испании. Никогда прежде изгнание народа не было столь масштабным. При переселении в Северную Африку и в другие земли многие мусульмане несли с собой остатки испанской эры и, таким образом, сумели внести значительный вклад в материальную и культурную жизнь приемных земель.
Большая часть переселения, однако, наступила позже. Вначале большинство мусульман оставались в Испании: им, отрезанным от своих первоначальных корней временем и расстоянием, просто некуда было идти. Кроме того, вплоть до наступления эпохи Инквизиции условия жизни в Испании не были невыносимыми. Христиане позволяли мусульманам работать, служить в армии, владеть землей и даже исповедовать их религию. Все эти уступки были обусловлены важностью присутствия мусульман для продолжавшегося в то время процветания экономики Испании. Но затем, во времена Инквизиции, у мусульман были отобраны все права, жизнь их стала невыносимо трудной, и многие из них начали покидать эту землю. В конце концов, в начале 17-го века оставшиеся в Испании мусульмане были изгнаны силой.
|