Аристофан родился в Аттике в деме Кидафине примерно в 446 г. до н.э., в состоятельной семье. Он был клерухом - афинским колонистом на острове Эгине. Одна сохранившаяся надпись начала IV в. упоминает его имя как члена Совета пятисот в составе пританов филы Пандиониды.
Аристофан начал писать еще очень молодым и первые произведения (427-425 гг.) - "Пирующие", "Вавилоняне" (426) и "Ахарняне" (425), из которых сохранилось только последнее, - ставил под именем Каллистрата, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор.
В 426 г. до н.э. после постановки пьесы "Вавилоняне" Аристофан был привлечен вождем афинского демоса Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.
Он также выступал иногда и в качестве актера (например, играл роль Пафлагонца-Клеона во "Всадниках" (424)). При постановке в 423 г. до н.э. пьеса "Облака" потерпела неудачу, и Аристофану пришлось несколько переделать текст.
Последнее из дошедших до нас произведений, комедия "Богатство", было поставлено им в 388 г. до н.э. После этого он написал еще комедии "Кокал" и "Эолосикон", но они уже были поставлены после смерти Аристофана его сыном Араром (всего у него было 3 сыновей, и все трое - комедиографы).
Умер Аристофан в приблизительно в 385 - 380 г. до н.э. Всего Аристофан написал свыше 40 комедий, но до наших дней сохранилось только одиннадцать:"Арханяне" (425), "Всадники" (424), "Облака" (423), "Осы" (422), "Мир" (421), "Птицы" (414), "Лисистрата" (411), "Женщины на празднике Фесмофорий" (411), "Лягушки" (405), "Женщины в Народном собрании" (392 или 389), "Богатство" (388).
В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и "золотую" молодежь. Аристофан действительно не боялся нападать "на самых могучих". В комедии "Всадники" он высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более "злой" жанр - сатиру. Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в "Облаках" он сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории. Комедия "Облака" не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год до н. э.) "за поклонение новым божествам" и "развращение молодежи", комедия была использована как одно из доказательств виновности философа. До сих пор большой историко-литературный интерес представляет комедия "Лягушки". В ней Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы. Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков - Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида. Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил.
По сюжету, бог Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со смертью Эсхила и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на землю лучшего из трагиков - Еврипида. Дионис с большими трудностями переправляется через адское озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над олимпийцем, устремившимся в Аид, - отсюда название комедии. По Аристофану, театр - это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на воспитание граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных представлениях о воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях нельзя рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из ряда вон выходящие явления за норму жизни. Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за несколко лет до смерти переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не последнюю роль сыграл Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же благодаря именно спору двух непримиримых драматургов человечество узнало секрет сценического языка, который соединяет в себе преувеличение и правду, возвышенное и обыденное.
|