Чернавская Валентина Николаевна, кандидат исторических наук
Россия внесла поистине огромный вклад в историю географических открытий и исследований земного шара. Географический кругозор европейцев, основанный на античной географической традиции, век от века расширялся, но "приподнять завесу, скрывавшую северные азиатские земли от взоров Европы, предоставлено было именно Московскому государству " (Алексеев М.П.). Русские землепроходцы и мореходы XVII – первой половины XVIII вв. с полным правом могут быть названы первыми исследователями Сибири и Дальнего Востока, впервые обратившимися к изучению географии, природы и населения этих земель.
Поход Ермака в 1581 – 1582 гг. положил начало активному переселенческому движению россиян от Урала на восток "встречь солнцу", к Тихому океану. Особую роль в этом процессе сыграл Якутский острог (Якутск), основанный Петром Бекетовым на р. Лене (с 1642 г. он стал центром административного управления, образованного Якутского уезда).
Отряд служилых людей (50 человек) привел из Томска в Якутск атаман Дмитрий Епифанович Копылов. Из Якутска он повел его на р. Алдан и далее на р. Майю. В устье р. Майи в мае 1638 г. отряд впервые встретился с аборигенами дальневосточных земель – эвенами Охотского побережья, которые рассказали им о наиболее удобном пути с Алдана к Охотскому морю.
28 июля 1638 г. в 100 км от устья Майи (вверх по Алдану) в земле эвенков рода "бута" казаки поставили Бутальский острог. (Только в 1989 г. удалось установить, что этот острожек находится по соседству с современным селением Кутанга). Чуть позже от эвенкийского шамана Томкони русские узнали о существоввании на юге большой богатой реки "Чиркол" (речь шла об Амуре). В низовьях ее, в земле Натков, то есть нижнеамурских нанайцев, имелась "серебряная гора", явно г. Оджал. Это были самые ранние сведения о Приамурье, о его пашнях и серебряной руде.
Из-за острой нехватки серебра в России, Копылов и решил послать на разведку своего помощника Ивана Юрьевича Москвитина. Отряд в составе 31 человека вышел в поход весной 1639 г. Проводники-эвены показали москвитинцам самый легкий переход через хребет Джугждур (Становой хребет) по притоку р. Майи – р. Нудыми на приток р. Ульи, впадающей в Охотское море. Этим путем в августе 1639 г. русские вышли на берега Тихого океана. Тогда же они заложили первое русское селение на Дальнем Востоке и на берегах Тихого океана – Усть-Ульинское зимовье и приступили к первому сбору ясака с аборигенов Дальнего Востока.
От сопровождающих эвенов казаки узнали, что реку "Чиркол" называют также "Омур" (название, возникшее от искаженного "Момур", которое произошло от нанайского "Монгму", "Монгоу" – "большая река", "сильная вода"). Так появилось название "Амур", получившее широкую известность во всем мире с конца XVII века.
1 октября 1639 г., в день Покрова Пресвятыя Богородицы, 20 москвитинцев отправились на речной лодье по морю на север и уже 4 октября 1639 г. первыми из русских дошли до р. Охоты, сыгравшей впоследствии особо важную роль в истории русского тихоокеанского мореплавания.
Около Усть-Ульинского зимовья – на специальном плотбище, которое можно назвать подлинной колыбелью русского тихоокеанского флота; они за зиму 1639 – 1640 гг. смогли построить два больших морских коча "по осьми сажен" длиной около 17 м. На них москвитинцы решили в 1640 г. по Охотскому морю войти в низовья Амура. Участникам морского похода довелось первыми из русских побывать на р. Удо, пройти мимо Шантарских островов, а потом дойти и до "островов гилятцкой орды", самым крупным из которых был Сахалин. Дойдя до района устья Амура, москвитинцы убедились, что их путь на Амур должен проходить мимо относительно большого поселения нивхов, и они не решились идти дальше из-за своего "малолюдства". Во время плавания летом 1640 г. и на обратном пути казаки собрали ценные сведения об Амуре его притоках, а также о живших там племенах: даурах, нанайцах, нивхах и о сахалинских айнах.
Выйдя на побережье Тихого океана, Иван Юрьевич Москвитин со своим отрядом завершил великий поход русских земплепроходцев "встречь солнцу", начатый Ермаком.
В настоящее время известны три основных источника о походе И.Ю. Москвитина. Самый ранний из них «Роспись рекам и имяна людям, на которой реке которые люди живут, тунгуские роды по распросу Томского города служилых людей Ивашки Москвитина да Семейки Петрова, толмача тунгускова, с товарищи» составлен в Якутске в 1641 г., сразу же после возвращения москвитинцев из похода. Это своеобразный походный дневник, в котором перечислены реки, на которых довелось побывать казакам или о которых они услышали от местных жителей. В ней содержатся также сведения о коренных народах, их расселении, численности, хозяйственной деятельности и обычаях, некоторые подробности жизни самих казаков во время похода.
Экспедиция Москвитина (1639 – 1641 гг.) имеет важное историческое значение. В результате ее русские впервые вышли на побережье Тихого океана, узнали о реках Амур, Улья, Охота, Уда, об "островах Гилятцкой орды"; было положено начало русскому тихоокеанскому мореходству и освоению дальневосточных земель.
Последовавшие за этим русские географические открытия в XVII – первой половине XVIII вв. на Востоке стали продолжением географических открытий западноевропейских стран в XV – начале XVI вв. на Западе.
В 1979 г. у устья р. Ульи был установлен памятник в ознаменование первого выходарусских на Тихий океан. На нем были даны имена 14 участников великого похода. В настоящее время, благодаря кропотливым исследованиям в архивах Б.П. Полевого, стали известны имена 25 из 31 его участников.
В 1971 – 1973, 1988 гг. В.А. Тураев проводил полевые исследования на большей части маршрута казаков-москвитинцев. Это позволило реконструировать маршрут экспедиции Москвитина к Охотскому морю, объяснить многие разночтения в документах и на этой основе уточнить существующие представления об этой странице русских и мировых географических открытий.
|