Б. Песис
Аполлинэр Гильом [Guillaume Apollinaire, 1881–1918] — псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика.
А., в начале своей литературной карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, которого считали эстетическим террористом, способным разрушать музеи и даже — похищать памятники искусства (в 1911 А. был арестован по нелепейшему обвинению в краже «Джиоконды»), поэт, написавший: «Люди будущего, помните обо мне — я жил в эпоху, когда кончались короли», издевавшийся над буржуазной публикой (постановка драмы А. «Сосцы Тирезия», вызвавшей возмущение зрителей), в то же время всячески старался демонстрировать свою благонадежность и добивался ордена Почетного легиона. Эта неустойчивость привела к тому, что во время войны А., некогда осмеивавший военщину, обратил свои футуристские лозунги бодрости и борьбы со «старьем и рутиной» на служение империализму, требуя не только победы над Германией, но и «возмещений».
Нужно отметить, что этот патриотический подъем сопровождался, по словам биографа А. — Ф. Супо, — «психической растерянностью» и упадком творческих сил. В период расцвета А. был активным деятелем не только в области литературы, но и в области живописи, со многими представителями которой (Пикассо, Анри Руссо) он был близок. А., изложивший в своей книге «Живописцы-кубисты» [1912] принципы живописного кубизма, сам испытал на себе влияние этой школы и пытался перенести ее приемы на искусство слова.
Не довольствуясь нарушением канона в области синтаксиса, метра и словаря, А. изгоняет из своих стихов пунктуацию, прибегает к типографским ухищрениям и др. приемам, цель которых — дать в поэзии присущее живописному кубизму многопланное ощущение объекта. Таковы «каллиграммы» и «идеограммы» А., в которых он стремится сделать стихи выразительными не только поэтически, но и графически.
Лучшие книги А. («Alcools», «Calligrammes») обнаруживают подлинного лирического поэта с некоторой склонностью к сатире. А. обладал значительной, характерной для ученика символистов эрудицией, к которой несколько иронически относились его левые друзья и враги, считавшие ее одной из причин «рассудочности» А.
От шаблонного футуризма А., испытавшего на себе влияние не только Рембо (см.), но и Гейне (см.) и Бодлера (см.), отличает его связь с литературой прошлого. Даже своими каллиграммами и идеограммами А. обязан не только новаторским тенденциям, но и знакомству с поэзией александрийцев. А. оказал значительное влияние на новейшую французскую поэзию вплоть до последних ее представителей — сверхреалистов (см.), которые не только самое название своей школы, но и принцип «сверхреалистской» импровизации заимствовали у А.
Список литературы
I. Важнейший произведения: сборн. стихов — «Алкоголь» (Alcools), 1913
«Каллиграммы» (Calligrammes), 1918
«Имеется» (Ilya), 1924
романы и новеллы — «Разлагающийся чарователь» (L’enchanteurpourrissant), P., 1921
«Ересиарк и К-о» (L’HérésiarqueetC-ie), P., 1922
«Убийство поэта» (Lepoèteassassiné), P., 1927, и др.
II. Эфрос А., Три силуэта, «Современный Запад», № 4, П. — М., 1923
Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, «Печать и революция», № 4, М., 1924
Lalou René, Histoire de la littérature française contemporaine, P., 1922
Duhamel G., Les poètes et la poésie, P., 1922
Billy A., A. vivant, P., 1923
спец. номер журн. «Esprit Nouveau», окт., P., 1924
Soupault Ph., G. A. ou Reflets de L’incendie, Marseille, 1927.
|