Петрова Н. Г.
Русские имена, отчества и фамилии
Имена, существовавшие на Руси до принятия христианства, образовывались несколькими способами. Имена давали, например, по внешним признакам: Белой, Долгой, Мал, Губа, Лобан, Черныш, или по особенностям поведения: Молчун, Шумило, Крик, Неулыба, Смирняк, Смеяна, Несмеяна.
Существовали также имена, данные по названиям животных: Воробей, Волк, Баран, Белка, Воробей. В древности у каждого рода был свой тотем - священное животное, которое должно было оберегать, охранять людей. И поэтому ребенку могли дать имя по названию этого животного.
К именам-оберегам относятся и такие имена: Некрас, Нехорош, Плохой. Подобное имя должно было охранять ребенка от злых сил.
Часто встречались имена - номерки, которые давали ребенку в зависимости от того, каким он родился в семье: Первой, Третьяк, Четвертак, Семуха, Девятой.
Существовали имена, данные по времени рождения ребенка: Весна, Зима, Мороз.
Некоторые древнерусские имена дошли до наших дней: Любава, Рогволд, Надежа или Надежда. Последнее имя носили и мужчины.
Многие славянские имена состояли из двух корней: Святослав, Твердислав, Ратибор, Ярополк, Святополк, Вячеслав. Это были чаще всего княжеские имена-титулы.
Иногда имена звучали весьма неблагозвучно и напоминали прозвища: например, Умойся Грязью, Собачья Рожа, Волкохищенная Собака, Дубовый Нос или Свистун Неблагословенный.
После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские, или календарные имена, которые давались по святцам - церковному календарю. Однако долгое время старые, языческие имена и новые, христианские сосуществовали. Некалендарным именем человека могли называть дома, а христианским - по документам. Так, в письменных источниках встречаются имена, которые совмещали календарное имя и прозвище человека - Федор Губа, Прокопий Горбун и др.
Не только простые люди, но и князья чаще упоминались под простыми, не христианскими именами. Так, князь, при котором Русь приняла христианство - Владимир Красное Солнышко - больше известен нам по этому имени, хотя при крещении он был назван Василием. Его бабка Ольга, крестившись, именовалась Елена, а Ярослав Мудрый - Георгий (Юрий). И, например, великих князей киевских Владимира Святославича и его сына Ярослава Владимировича Мудрого в некоторых источниках называли только христианскими именами – Василий и Георгий.
Помимо личного имени человек мог упоминаться также именем отца, т.е. по отчеству. Например, "Добрыня Никитов сын" или "Добрыня Никитич". Отчество образовывалось не только от имени отца, но и от названия его занятий, звания, местности, где он родился или названия народа, к которому он принадлежит. Такие отчества носили былинные герои: Суровен Суздалец, Алеша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович. Со временем такие "прозвания", как их называли на Руси, стали передаваться по наследству, т.е. оформились в фамилии. Само же слово "фамилия" вошло в обиход только в петровскую эпоху.
Процесс формирования фамилий был длительным, и завершился лишь к XVII в. Однако это относилось лишь к князьям, боярам или дворянам. Фамилии духовенства оформились к началу XIX в., а крестьянские - к началу XX в.
Многие русские фамилии происходят от простых, некалендарных имен: Воробьев, Баранов, Белов, Большаков, Третьяков, Некрасов, Молчалин.
Не менее многочисленна группа фамилий образованных и от календарных имен: Иванов, Васильев, Михайлов, Дмитриев, Сергеев.
В крестьянской же среде самыми распространенными являются фамилии, образованные от профессий: Кузнецов, Мельников, Гончаров, Бондарев, Бочкарев, Рукавишников.
Княжеские и боярские фамилии могли происходить и от названия их владений: Вяземский, Белосельский, Оболенский.
В документах человек часто упоминался не только по личным именам - календарному и простому, но и по двум именам отца. Например, Юрий Григорьевич Волк Каменский и его сын Слепой Волченок Иван Юрьевич Волков сын Каменский.
На Руси бытовало много и иностранных фамилий, которые озвучивали на русский лад. Так, венгр Калаш становился Калачевым, англичанин Гамильтон - Хомутовым, немцы Коос фон Дален и Пагенкамф - Козодавлевым и Поганкиным.
История русских родословий
Сегодня наиболее изучена генеалогия русского дворянства. Весь состав русского дворянства условно можно разделить на несколько групп:
1. Потомки Рюрика и потомки Гедимина.
2. Потомки аристократов нерусского происхождения.
3. Старомосковские роды.
Потомками Рюрика и потомками литовского князя Гедимина были княжеского рода и составляли верхушку русской аристократии. Титулы на Руси до царствования Петра I не жаловались, а передавались по наследству. Поэтому князем нельзя было стать, им можно было только родиться. Княжеский титул до XV в. означал реальное владение княжеством. Сыновья Ярослава Мудрого - потомки Рюрика - стали родоначальниками множества княжеских династий: рязанских, черниговских, смоленских, ростовских, тверских и московских. Можно назвать такие наиболее известные в истории России княжеские роды Рюриковичей: Воротынские, Одоевские, Оболенские, Вяземские, Курбские, Шаховские, Прозоровские, Шуйские, Пожарские, Ромодановские и др.
Наиболее известные потомки Гедимина - князья Трубецкие, Бельские, Голицыны, Куракины, Хованские.
Среди родов, ведущих свое начало от предков, выехавших из других земель, также есть княжеские.
На следующей после князей ступени феодальной лестницы располагаются бояре и среди них наиболее родовитые - старомосковские бояре. Когда-то их предки помогали московским князьям добиться для Москвы роли главы русских земель. Среди боярских родов можно назвать Морозовых, Салтыковых, Захарьиных, Плещеевых и др.
Объединение русских земель под властью московского князя привело к слиянию боярских и бывших княжеских удельных родов. Все это привело в свою очередь к рождению такого явления, как местничество. Под местничеством понимают систему служебных отношений, основанную на взаимном расположении родов, которое всегда должно оставаться одним и тем же. При назначении на должность учитывались не личные качества человека, а положение, которое занимали его дед и отец. Так, сына большого воеводы, командовавшего полком правой руки, нельзя было назначить вторым воеводой. Если кому-то из рода удавалось выдвинуться и занять более высокое положение, то в будущем это означало и повышение положение потомства. Спорить с представителем другого рода по поводу занимаемого положения или нового назначения называлось "местничать", а победить в таком споре - "пересидеть". В конце XVII в. местничество было официально отменено.
Дворянство составляли в основном потомки обедневших боярских родов, потомки бояр прежде независимых княжеств, бывшие княжеские и боярские холопы, получившие земли за службу.
Становились дворянами и выходцы из других сословий, принятые на службу и получавшие поместное жалованье. Таким образом, среди дворянства различались "служилые люди по отечеству", т.е. получившие дворянство по наследству, и "служилые люди по прибору", т.е. состоящие на службе и получавшие поместное жалованье. Дворянство в XVI–XVII вв. было сословием довольно пестрым и по происхождению, и по имущественному положению.
Родословные книги
Первые родословные книги, составленные по приказанию царя, "Государевы родословцы", появились в середине XVI в. и затем постоянно пополнялись. Обычно родословная роспись упоминает в установленном порядке потомков (в русских родословных - только по мужской линии) и позволяет таким образом установить степень родства. Вот фрагмент из родословной Пушкиных, приведенной в "Государеве родословце":
"1. Из Немец пришел Ратша.
2. У Ратши сын Якун.
3. У Якуна сын Алекса.
4. У Алексы сын Гаврило Алексич.
5. У Гаврилы дети: Иван Морхиня да Акинф Великий.
6. У Ивана Морхини один сын Александр.
7. У Александра Морхинина пять сыновей: Григорий Пушка, Владимир Холопище, Давид Казарин, Александр да Федор Неведомица".
Последняя по времени из родословных книг - "Бархатная книга". "Бархатной книгой" на Руси называли официальную родословную книгу, составленную в XVII в. Эта книга состояла из глав, посвященных отдельным дворянским родам. Свое название получила по бархатному переплету. Поручение составить родословную роспись было дано царем Федором Алексеевичем (1661–1682): "А которые княжеские и иные честные роды при предках государевых и при нем Великом Государе были в честях, в боярех и в окольничих и в думных людех, также и старые роды, которые хотя и не являлись в честях, а с царства прадеда его государева <...> Ивана Васильевича явились в посольствах и в полках и в городех в воеводах <...> написать ныне в особую книгу".
Несмотря на многочисленные дополнения, в "Бархатную книгу" входят далеко не все знаменитые и древнейшие русские роды. В 1787 г. "Бархатная книга" была издана Н.И. Новиковым под названием: "Родословная книга князей и дворян российских и выезжих" и является и по сей день ценнейшим документом для генеалогических исследований.
|