С. Сако
Сакка-Доомей — наиболее популярное сокращенное название Нихон Пролетариа Сакка Доомей (Союза пролетарских писателей Японии). Второе сокращенное название «Саку-До». Создан в феврале 1929 в результате реорганизации Пан-японской федерации пролетарского искусства (NAPF). С.-Д. объединял почти всех революционных писателей, поэтов, драматургов, критиков и пр. по всей Японии.
На первом конгрессе этого Союза были приняты следующие основные установки: бороться за освобождение пролетариата и за создание классовой литературы, бороться со всяческими репрессиями, направленными против революционного движения. Председателем Союза был избран на первом конгрессе революционный писатель и драматург Фудзимори Сейкити, на втором конгрессе — революционный писатель Эгути Киоси.
Основная литературная деятельность писателей — членов С.-Д. была сосредоточена первое время в журнале «Сэнки» (Боевое знамя, выходит с 1928) и журнале для детей «Сёнен-Сэнки», а с октября 1930 — в ежемесячном журнале революционного искусства «NAPF» — органе вышеуказанной организации пролетарского искусства с тем же названием. После реорганизации журн. «NAPF» и создания нового ежемесячного журнала (тираж 6 000) «Пролетариа Бунгаку» (Пролетарская литература, янв. 1932) и «Бунгаку Симбун» (Литературная газета, с окт. 1931) — массовой газеты, выходящей каждые две недели (тираж 1-го номера — 10 000 экз., 3-го номера — 20 000 экз., 5-го номера — 25 000 экз., 11-го номера — 13 000 экз. вследствие репрессий), — органах С.-Д. — здесь в основном сосредоточивается деятельность пролетарских писателей. Кроме того С.-Д. издавал многочисленные произведения своих членов — рассказы, поэмы, романы и т. д.
Как видно из цифровых данных по отчету ЦИК С.-Д., в двух крупнейших буржуазных журн. «Каидзо» и «Тюо-Коорен» в период с апреля 1929 по март 1930 было помещено 11 пролетарских, 18 соц.-дем. и 69 буржуазных литературных произведений. С апреля 1930 по март 1931 — пролетарских произведений было напечатано уже 30.
Спустя несколько месяцев после начала войны в Манчжурии на основе решения V съеда Профинтерна по вопросу об агитации и пропаганде была организована «Нихон Пролетария Бунка Реммей» (Федерация пролетарских культурных организаций Японии) — сокращенно «КОПФЯ», активным участником в деле создания которой был С.-Д., входящий туда в числе 13 массовых организаций, объединяемых Федерацией. Инициатива создания этой Федерации исходила от известного литературного критика Курахара Корехито, находящегося с 1932 по настоящее время в тюрьме за свою коммунистическую деятельность. Какими быстрыми темпами шло развитие революционной литературы, несмотря на реакцию в связи с грабительскими действиями японской военщины, мы можем видеть хотя бы исследующих статистических данных: весной 1932 количество членов достигает значительной цифры 312 чел. С.-Д. насчитывает в 1932 г. 21 отделение, 260 кружков на предприятиях и в деревне, с общим количеством членов около 4500 чел.
Творчество С.-Д. за последние годы достигло высшей степени своего развития. В 1928—1929 в Японии пользовалась большой популярностью создавшаяся под влиянием советской литературы теория «пролетарского реализма», в духе которой были написаны такие произведения, как: «15-е марта 1928 г.» и «Краболов Кобаяси Такидзи, «Повесть о мирном житье-бытье Аязато» Катаока Теппейи др. — первые произведения ярко выраженного пролетарского характера. Наряду с этим в революционных литературных кругах широко обсуждался вопрос о массовизации революционной литературы. На основе этой дискуссии, продолжавшейся долгое время и закончившейся приблизительно в конце 1928, были созданы такие произведения, как рассказы «Митинг на валу» Фудзимори Сейкити, первый пролетарский роман «Улица без солнца» Токунага Наоси, пьеса «По всей линии» Мураяма Томоёси, «Рассказ о Тэцу» Накано Сигэхару и др.
Второй конгресс С.-Д. в апреле 1930 решил, что революционные писатели должны поставить перед собой задачу, общую с задачей японского пролетариата и его компартией, и «основной линией в литературном движении должна быть большевизация пролетарской литературы». Результатом этой установки явились такие значительные произведения, как пьеса «Восстание» Фудзимори Сейкити, роман «Заводская ячейка», повесть «Организатор» и ряд других произведений Такидзи Кобаяси и т. д. В то же время левацкое неверное понимание этой установки еще более усилило глубокие сектантские тенденции, в дальнейшем не только мешавшим развитию революционного литературного движения, но явившиеся одной из причин ликвидации С.-Д.
После начала войны в Манчжурии, несмотря на чрезвычайно трудные условия работы, революционные писатели — члены С.-Д. — выпустили подряд несколько антивоенных произведений и произведений в защиту Советского Союза, как напр. «Аванпост» и др. рассказы Куросима Дэндзи, роман «Военный завод» Савамото Цурутети, пьесу «Нефтяные поля Северного Сахалина» Хисаита Эйдзиро и др. С.-Д. уделял много внимания иностранной революционной литературе, не только переводя на японский язык русские, немецкие, американские, французские литературные произведения, но и большое место отводя организации связи с революционными писателями других стран, гл. обр. Германии и Америки. Наконец в конце 1930 С.-Д. послал в Харьков на съезд Международного объединения революционных писателей (МОРП) свою делегацию. Доклад японской делегации о работе С.-Д. вызвал одобрение всего съезда, что дало С.-Д. еще более широкие возможности в смысле развития своей деятельности в международном масштабе, а также усиления борьбы против соц.-дем. литераторов группы «Бун-Сэн». Через год, на своем 4-м конгрессе в июле 1931, С.-Д. открыто происоединился к МОРПу, став официально его секцией.
Параллельно с колоссальным ростом революционного литературного движения в Японии усиливались и преследования врагов: запрещение митингов, конфискация журналов (почти все номера запрещались. Так из 6 000 экземпляров июльского номера в 1932 — 5 400 было конфисковано и т. д.), книг, газет и др. материалов, выпускаемых С.-Д., нападения полиции на типографию, где печаталась революционная литература; аресты и заключения в тюрьму участников революционного литературного движения и пр. Особенно сильно это дало себя почувствовать весной 1932. Идеологический лидер и организатор революционного литературного движения, известный революционный литературный критик Курахара Корехито, о котором мы упоминали выше, и несколько других, всего около 60 писателей и критиков были арестованы и брошены в тюрьму. Такого рода явления были не только в центре, но и в провинции. В феврале 1933 был зверски замучен до смерти полицией молодой выдающийся революционный писатель-коммунист Такидзи Кобаяси — член С.-Д. В настоящее время многие товарищи еще томятся в тюрьме, из них Курахара Карехито, его последователь, тоже литературный критик — Миямото Кэндзи и один из основоположников революционной литературы — Ямада Сейдзабуро.
И все же работа С.-Д. шла вперед. «Бунгаку Симбун» (Литературная газета) твердо сохраняла свою сеть распространения примерно среди 10 000 читателей, которые по составу подразделялись на 20% рабочих, 30% крестьян и 50% служащих и студентов. Большую работу вел С.-Д. также вокруг «Комитета корейской литературы».
Значительно более, чем открытые репрессии, ослабляли С.-Д. внутренние происки врагов в лице провокаторов. В марте 1934 С.-Д. был ликвидирован.
Однако бывшие члены С.-Д., как напр. Токунага Наоси, Такеда Ринтаро, Хасимото Эйкити, Миоси Дзюро, Киси Сандзи, Накано Сигехару, Фудзимори Сейкити, Эгути Киоси, Кубокава Цурудзиро, Кубокава Инэко (писательница), Тюдзё Юрико (писательница, недавно арестованная), Куросима Дэндзи, Татэно Нобуюки, Цубои Сигедзи, Марияма Кэй и ряд других, организовали группы вокруг более 10 новых легальных журналов революционной литературы, как напр. «Бунгей» (Литература и искусство»), «Бунгаку Хёрон» (Литературный критик), «Сякау Хёрон» (Социальный критик), «Икита Симбун» (Живая газета), «Симпо» (Рост), «Бунгаку Кай» (Литературный мир), «Бунка Сюдан» (Культурный коллектив) и др., Нужно отметить, что кроме этих бывших членов С.-Д., за последнее время появились такие молодые революционные писатели, как напр. Симаги Кенсаку, автор сборника «Тюрьма», Хирата Короку, автор романа «Плененная земля», и др. Это показывает, какое большое влияние оказывал в свое время на этих писателей С.-Д., и говорит о богатом будущем революционной литературы.
|