Т. Иванова
К началу XX века семейство Морозовых насчитывало пять поколений предпринимателей. Савва Васильевич - его основатель - стоял у истоков подъема хлопчатобумажной промышленности в России начала XIX столетия. Савва первый проявил деловую хватку еще будучи крепостным: в деревне Зуево Московской губернии открыл небольшую мастерскую по производству шелковых ажурных тканей и лент. За 100 верст носил свой товар в Москву. Скупщики шли на встречу, чтобы перехватить превосходные по качеству изделия Морозова. Скопив небольшой капитал, выстроил маленькую фабрику, производил добротную нанку и плис. В 1820-м Савва Морозов сумел выкупить с четырьмя сыновьями у помещика Рюмина и выстроил бумагопрядильную фабрику, выросшую в знаменитую на весь мир Никольскую мануфактуру. Оснастил ее современным оборудованием, пригласил английских специалистов. В 1842-м получил потомственное почетное гражданство и купил дом в Москве у Рогожской заставы.
Внук от старшего сына Саввы Васильевича (Елисея Саввича) Викул Елисеевич стал родоначальником Морозовых -"Викуловичей". Их предприятия были сосредоточены в Орехово-Зуеве. В.Е.Морозов,потомственный почетный гражданин,мануфактр-советник, купец первой гильдии, в1882 году учредил Товарищество мануфактур Викула Морозова с сыновьями. Построил при своей мануфактуре школу, больницу, богадельню и церковь. Основал Саввинскую фабрику. Жил в особняке в Москве( Введенский пер.21; ныне здание издательства "Знание"). Один из крупнейших жертвователейнаПсихиатрическую больницу имени Н.А.Алексеева в Москве, а также на Александровское коммерческое училище. Оставил 400 тыс.руб. на строительство детской больницы,которая и была построена его сыновьями и известна как Морозовская детская больница.
Внуки и правнуки от другого сына С.В.Морозова-Захара Саввича известны как "Захаровичи". Они также отличались стремлением к благотворительности.Один из членов семейства -Константин Васильевич-выделил средства на строительство бесплатного ночлежного дома на 1300 человек со столовой в Гончарном переулке (ныне Котельническая наб. д.33),
Внуки С.В.Морозова от третьего сына-Абрама Саввича- владели предприятиями в Твери и известны как "Тверские" или "Абрамовичи". Давид Абрамович, почетный гражданин, совладелец Товарищества Тверскоймануфактуры бумажных изделий.В 1891 основал богадельню своего имени на 120 мест и детский приют в Шелапутинском переулке, 3 (ныне роддом). Его жена Елизавета Павловна жертвовала средства на строительство Гинекологической клиники на Девичьем поле. Представитель ветви "Тверских" Арсений Абрамович известен не только как удачливый коммерсант и щедрый благотворитель, но и как влделец раскошного особняка на ул.Воздвиженка, д.16 ныне "Дом дружбы с народами зарубежных стран".Особняк построен 1894-99 г. по проекту архитектора В.А.Мазырина в "мовританском" стиле. За кружевную резьбу аттика и балконной решетки, мощный портал с аркой и двумя круглыми башнями, иметирующими крепостные ворота за стены, поскрытые экзотическими морскими раковинами, получил название "испанское подворье".
Жена М.А.Морозова Маргарита Кирилловна Морозова, урожденная Мамонтова имела знаменитый салон в особняке на Смоленском бульваре (д.26/) который посещали А.Белый, А.Серов, А.Н.Скрябин, Л.В.Собинов, Е.Н.Трубецкой и другие деятели культуры. Морозова была однним из директоров Московского отделения русского музыкального общества, субсидировала С.П.Дягелева. Владелеца издательства "Путь" она финансировала журнал "Новый путь", "Московский еженедельник" учредила Белкинский народный дом и детскую колонию "Бодрая жизнь".
Ветвь династии Морозова, происходившая от Ивана Саввича, известная как "Ивановичи", рано пресеклась. Одной из его ярких представительниц была жена С.Морозова Феодосия Ермиловна. Она открыла несколько училищ Московской губернии. На ее средства в 1911 годупостроена Покровско-Успенская старообрядческая церковь ГАвриков пер., 29. В память об умершем сыне ею в Рогожском поселке в 1907 году сооружены при храме Рождества Богородицы Предел Сергея радонежского, трехэтажное здание больницы с амбулаторией и аптекой, школа. Родоначальник ветви "Тимофеевичей" стал младший сын С.В.Морозова Тимофей Саввич, потомственный почетный гражданин, мануфактур советник, купец первой гильдии, действительный статский советник.
После смерти отца Никольская мануфактура перешла к Тимофею Саввичу. Тот поставил перед собой цель: вывести фабрику на первое место в России - и достиг ее. Все знали, что морозовский товар можно брать с закрытыми глазами.
В 1885-м году родственники Тимофея Морозова создали паевое товарищество, директором которого назначили его старшего сына - 25-летнего Савву. Он недавно окончил Московский университет, работал на текстильной фабрике в Манчестере, готовился защищать диссертацию по химии в Кембридже, имел патент на изобретения. Савва Второй полностью сменил оборудование фабрики на новейшее английское, закупил американский хлопок, отличные иностранные красители. Фирма стала третьей по сумме годового дохода среди российских компаний. В конце 90-х годов на фабриках Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К» было занято 13,5 тысяч человек, ежегодно производилось около 440 тысяч пудов пряжи, 26,5 тысяч пудов ваты и до 1800 тысяч кусков тканей.
Савва Тимофеевич возглавил строительство Московского художественного театра, став председателем правления «Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра» и вложив в его создание около полумиллиона рублей. Один из крупнейших в стране капиталистов, мануфактур-советник, он не гнушался никакой черной работы в театра - будь то труд бутафора, электрика, костюмера, плотника.
В Москве много говорили об участии С.Т.Морозова в революционном движении, на которое он давал значительные суммы. В 1905 году, после Кровавого воскресенья, Никольская мануфактура забастовала. Родственники отстранили Савву Тимофеевича от дел. Консилиум именитых врачей засвидетельствовал у него «тяжелое общее нервное расстройство» и посоветовал выехать на юг Франции. В Каннах, в номере «Ройяль-отеля», он застрелился... Ему было всего 43 года.
В своих воспоминаниях В.И. Немирович-Данченко так объяснил кончину Саввы Морозова: «Человеческая природа не выносит двух равносильных противоположных страстей. Купец не смеет увлекаться. Он должен быть своей стихии, стихии выдержки и расчета. Измена неминуемо поведет к тригическому конфликту...»
|