Алекс Громов
История инков начинается с легенды, которая из уст в уста передавалось среди инков – однажды первый инка – Манко Капак и его сестра-жена Мама Окльо, выполняя священную волю своего великого отца Солнца-Инки, вышли из вод заповедного озера Титикака, чтобы создать огромную страну, где будут поклоняться их божественному отцу, который подарил им волшебный жезл, который и должен был отыскать лучшее место для строительства города, который и должен будет стать столицей новой великой империи. Империи Солнца.
Именно так, с легендарного первого инки, сына Солнца и началась династия правителей инков, каждый из которых все расширял пределы империи. Насчитывается двенадцать преемников легендарного первого инки. Их царствие продолжалось почти двести лет, пока на горизонте истории не возник инка Пачакути, по биографии смело можно было писать романы и ставить художественные кинофильмы. Он был младшим сыном наместника - инки города Куско. Именно с ним связано создание новой истории инков – по легенде, Пакачули велел уничтожить все предыдущие «документы», как недостойные великой империи инков. Многие даже его имя – Пакачули – переводят как инкское название «Конец старой и начало новой эпохи», а все, что совершали прежние инки до этого, практически бесследно кануло в Лету, нам остались лишь имена даты и предания, дошедшие через третьи руки. Но, как компенсацию исчезнувшей истории, Пакачули повелел подробно записывать все свои деяния. Так в дальнейшем поступали и все его наследники.
В пересказе его потомков, чья кровь уже смешалась с благородной испанской, давая постепенно начало новой нации, в 1438 году, первом году его правления, империя инков обрела новую столицу и новую историю. У империи даже появилась новая должность официального историка – им обычно становился кто-нибудь из родственников правителя, тщательно, с усердием описывающий его новые походы и победоносные битвы. Именно тогда армия инков стала захватывать берега озера Титикака. Инки завладели многотысячными стадами лам и альпак. Это было не только мясо, а также транспорт и одежда. Неслучайно Пакачули объявил эти стада собственностью правителя. Это было начало злотого века инков.
После его смерти его сменил на престоле его сын – инка Тупак Юпанки, ставший великим полководцем и удачливым императором-завоевателем. Ему на смену пришел племянник – Уайна Капак. Именно эти трое инкских владык и создали великую империю инков, на землях которой жило более десяти миллионов человек. В период своего недолгого расцвета она превосходила воинской мощью прославленную Римскую империю.
Инки были умными правителями, планирующим свои действия на десятилетия вперед. Так захват территорий соседей был по возможности бескровный, без резни и пожарищ. Инки бережливо относились даже к своим будущим потенциальным владениям, предпочитая, в отличие от испанцев, живых сельчан разоренным пустынным землям.
У инков не было денег и поэтому всю заботу о складах с продовольствием и одеждой брало на себя государство, возложив на свои плечи необходимость вовремя снабдить подданных всем необходимым для жизни во всех укромных уголках этой огромной империи. И это у инков действительно получалось, даже простые жители империи никогда не оставались при неурожаях без еды и одежды. В инской империи существовали специальные запасы – на случай войны, неурожая, стихийных бедствий и даже для помощи неимущим, престарелым и калекам. В специальных хранилищах лежали запасы маиса, одежды, оружия и многого другого на десятилетия вперед. Запасы, которыми инки так и не успели воспользоваться и которые большей частью достались неблагодарным испанцам. У инков существовало даже подобие будущей науки статистики – все население было поделено на возрастные группы и была подсчитана нагрузка на каждого, соответствующая его возможностям.
Империя инков сочетала в себе такие казалось бы несовместимые вещи как обожествление Великого инки и некоторые правила социализма, в государстве царила железная дисциплина – труд был обязателен, работать должны были все. Даже все посевы и сбор урожая начинался с личного примера великого инки в Куско. Для выполнения тяжелых работ (в шахтах, посадки коки и общественное строительство) и службы в инской армии назначалась специальная принудительная повинность, называемая мита. Ее несли здоровые мужчины в расцвете сил и она длилась три месяца в году.
Когда умирал верховный инка, потомок «божественного солнца», то по традиции его тело бальзамировали и мумию оставляли во его дворце. Новый владыка вынужден был строить себе новый дворец, а законной женой верховного инки могла быть только его сестра, а все остальные сотни его женщин были лишь наложницами, из которых самыми прекрасными считались юные красавицы-девственицы – «невесты Солнца». Для их выбора специальный государственный чиновник объезжал даже самые отдаленные места империи, выбирая среди десятилетних самых красивых и наиболее совершенных девушек, которых потом четыре года обучали искусству приготовления пищи, и потом из девушек снова выбирали лучших, которые и становились «невестами солнца». Они должны были хранить свою девственность, которую «имел право нарушить» только сам великий инка.
Беда, уничтожившая империю, пришла изнутри - когда правитель Уайн Капак внезапно умер, то на престол вступил его старший законный сын Уаскар. Но в другом городе жаждал власти его сводный брат Атауальпа и в борьбе за трон инков погибло более 150 тысяч человек, была уничтожена большая часть родни обоих правителей и убиты лучшие полководцы. А потом последний правитель великой империи инков Атауальпа был захвачен в плен отрядом Франсиско Писсаро. Император великой империи попал в плен к безжалостному человеку, который еще недавно был всеми презираемым неграмотным простым испанским свинопасом. И этот человек сумел обхитрить владыку почти целого континента, заставив его заплатить чудовищный по размерам выкуп, но взяв золото, Писсаро все-таки нарушил свое слово и «осудил» уже ставшего ненужным правителя инков на смерть.
Великолепные, не имеющие подобных по мастерству и дизайну золотые украшения из доставшегося выкупа были пущены в переплавку. Индейцы вновь и вновь поднимались на борьбу с чужаками – но теперь все было бесполезно. Когда одни из них боролись с испанцами, другие племена и города испанцам помогали, рассчитывая с помощью чужого невиданного оружия и наводящих ужас лошадей захватить престол великого инки и уничтожить конкурентов, отомстить за убитых родственников. Сведение счетов между инками зашло слишком далеко – никто не верил никому .Многие вожди инков в борьбе с испанцами оказались способными учениками - стали перенимать их тактику . Так, отбив у испанцев лошадей, индейцы заводили свою кавалерию и даже артиллерию, заставив пленных испанцев стрелять из своих же пушек сородичей. Но это уже не могло помочь – слишком много жадных чужаков оказалась на земле инков. Так за несколько десятилетий великая империя инков стала лишь историей.
|