Алекс Громов
На территории аргентинской провинции Мисьонес (бывших землях Парагвая) и в бассейне реки Парана (Парагвай) в начале 17 века было создано одно из самых таинственных государств за всю историю человечества –империя иезуитов, словно чей-то грандиозный эксперимент, подробности которого до сих хранятся в тайных архивах этого загадочного ордена.
Впервые иезуиты появились на землях Парагвая в 1588 году, всего через 50 лет после основания Асунсьона, его столицы. Онистали продвигаться в еще не освоенные европейцами земли и вскоре сумели найти общий язык с местным населением, индейцами гуарани.
Иезуиты собирали индейцев в поселения, называемые редуксьонес, где те жили единой общиной в специально построенных длинных зданиях, рассчитанных на несколько десятков семей.
Иезуиты, бывшие не только священниками, но и «на все руки мастерами», обучали индейцев плотницкому и скорняжному ремеслу, строительству лодок (вместо традиционных каноэ), выделке кожи, изготовлению манускриптов, гравюр и даже оружия. Многие индейские юноши даже отправлялись в Европу для получения классического образования.
Индейцы трудились в этих миссиях, но по сравнению с остальным испанским и португальским «беспределом» - когда заставляли работать без выходных и за малейную провинность строго наказывали, жизнь в этих поселениях была вполне благополучной, и поэтому хитроумным иезуитам даже не приходилось применять против индейцев силу или подавлять восстания. Священники-иезуиты настолько доверяли индейцам (предварительно все рассчитав), что организовывали индейские отряды самообороны – для борьбы с набегами белых, стремящихся ограбить миссии, а индейцев увести к себе в рабство.
Именно иезуиты, хотя и обращали гуарани в христианство, помогли сохранить их язык – так уже в 1524 году священник Антонио Руис де Монтоя составил первый словарь и грамматику языка гуарани.
Именно на гуарани (хотя иезуиты и преподавали индейцам испанский) были написаны христианские наставления для новообращенных индейцев и религиозные гимны. Музыка гуарани стала неповторимой смесью европейских и местных музыкальных традиций.
В период расцвета, в 18-м веке, на землях иезутов жило свыше 100 тысяч индейцев, а самой крупной миссией стала Сан-Игнасио-Мини. Здесь до сих пор возвышается собор, украшенный индейской резьбой с изображением ангелов и звезд, а на кладбище сохранились надгробия иезуитов, насчитывающие более двухсот лет.
Миссии богатели, возводили величественные постройки и соборы из камня, чо не нравилось ни местным испанским властям, ни соседям-конкурентам – португальцам. А своей собственной армии у иезуитов не было.
Поэтому когда в 1767 году испанский король Карлос Третий изгнал иезутов со всех своих владений, судьба этой загадочного государства была решена – когда иезуиты покинули свои бывшие владения, им на смену пришли работорговцы, гаурани бежали обратно в джунгли, а большинство миссий пришло в запустенье и со временем превратилось в руины, тоже заросшие джунглями.
О истории этих иезутских миссий и самих иезуитов рассказывает популярный фильм «Мессия».
Те, кто совершают поездки в Парагвай, могут посетить величественные руины изуитских миссий, расположеные в Сан-Игнасио. А неподалеку от нее находится и миссия Санта-Мария, основанная в далеком 1669 году. Здесь есть музей, в котором можно увидеть несколько десятков великолепно фигур святых, вырезанных столетия назад индейцами.
В Аргентине можно посетить места иезуитских миссий неподалеку от города Посадас.
|