шейного отдела спинного мозга
Кандидат медицинских наук, доцент Н.М. Валеев, Ибрагим Валаа Фадел, Д.М. Шапиро, Российская государственная академия физической культуры
Травматические повреждения спинного мозга представляют собой одну из серьезнейших медико-социальных проблем в силу стойкости и глубины как нарушений двигательной сферы, так и изменений социального статуса больного. Актуальность проблемы определяется частотой травм, составляющих от 26 до 145 случаев на 1 млн населения, увеличением числа инвалидов: ежегодно на 5-6 тыс. человек [5], наиболее трудоспособным (45 лет) средним возрастом пострадавших.
Реабилитация больных с последствиями травматической болезни спинного мозга остается недостаточно эффективной, о чем свидетельствует установление I и II группы инвалидности у 80% больных [2]. Сложность проблемы реабилитации заключается в том, что она касается специалистов разных профилей: нейрохирургов, травматологов, невропатологов, специалистов лечебной физкультуры и др.
Наблюдения ряда авторов [1, 3, 4, 6] свидетельствуют о тесной взаимосвязи соматического и психологического компонентов личности при травматической болезни спинного мозга.
С целью изучения состояния нервно-психической сферы больных с травматической болезнью спинного мозга в позднем периоде и определения путей повышения эффективности реабилитации нами обследованы 42 больных с последствиями травм шейного отдела спинного мозга на различных этапах физической реабилитации в условиях специализированного отделения восстановительного лечения спинальной травмы в ГКБ Москвы за 1994-1995 гг. В клинической картине у большинства больных (88,1%) преобладали тетрапаре-зы. А поражение верхних конечностей характеризовалось различной степенью смещенных парапа-резов с нарушением функции хвата и удержания предметов; в нижних конечностях диагностировались спастические парапарезы и параплегии с нарушением функции опоры и передвижения. У 11,9% больных последствия травмы шейного отдела спинного мозга были менее выраженными и характеризовались гемипарезами с умеренным нарушением двигательных функций на одной стороне тела.
Большинство больных при поступлении передвигались в колясках, нуждались в постоянном постороннем уходе и не имели навыков самообслуживания.
Анализ выявленных нервно-психических нарушений показал, что среди факторов, определяющих состояние нервно-психической сферы, ведущую роль играет травматический, связанный с повреждением шейного отдела спинного мозга, в значительной мере участвующего в регуляции психических функций высшего уровня. Следует отметить, что травмы шейного отдела спинного мозга не исключают наличия сочетанной черепно-мозговой травмы и развития шокового состояния, что также способствует нарушению психики в отдаленном периоде. Это проявляется в виде расстройств пространственной ориентации, нарушений схемы тела, зрительных, слуховых и речевых расстройств, снижения внимания и памяти, обшей истощаемости психических процессов.
Другим фактором, определяющим степень психических расстройств, является тяжесть последствий травмы шейного отдела спинного мозга в виде выраженных двигательных и чувствительных расстройств, нарушений функции тазовых органов, нарушений со стороны дыхательной и сердечнососудистой системы и обмена веществ.
Третьим значимым фактором формирования психических расстройств у больных в позднем периоде травматической болезни спинного мозга является социальный. Ограничения передвижения, зависимость больного с травмой шейного отдела позвоночника от постороннего ухода в повседневной жизни, социальная дезадаптация - все это определяет подавленное состояние психики, усугубляет функциональные и соматические расстройства. Необходимо подчеркнуть, что социальный фактор, являясь комплексным, включает в себя как чисто социальные, так и личностные компоненты. К социальным компонентам относятся такие, как установление инвалидности, невозможность выполнения работы, снижение уровня материального обеспечения, изоляция, сужение круга общения и ограничение видов занятий. К личностным - взаимоотношения в семье, трудности сексуальной жизни, проблемы рождения и воспитания детей, зависимость от постороннего ухода и т.п.
Как известно, процесс реабилитации является комплексным и все его виды органически связаны между собой и дополняют друг друга. Особенно тесно взаимодействуют психологический и физический виды реабилитационных воздействий. Действительно, средства физической реабилитации (ЛФК, массаж, ряд физических факторов), восстанавливая двигательную способность пациента, способны улучшить и его психологическое состояние. Повышение возможностей самообслуживания способно заметно снизить психическую напряженность больного и повысить его социальный статус.
Используя же психотерапевтические методы, мы в состоянии повысить мотивацию больного к выполнению физических упражнений, убедить его в возможности компенсировать с помощью ЛФК и массажа утраченные двигательные функции и тем самым добиться его сознательного отношения к занятиям ЛФК.
Полноценный комплекс реабилитационных мероприятий может осуществляться лишь при активном включении больного в реабилитацией -ный процесс. И в этом отношении оба рассматриваемых вида реабилитации целенаправлены именно на активное участие больного в процессе реабилитации.
Наиболее действенными психотерапевтическими методами являются психотерапия, которая должна пронизывать все звенья лечебной помощи больному, аутогенная тренировка, психогимнастика, игровая терапия, семейная психотерапия.
Одна из важных задач ЛФК при работе с больным с поражением шейного отдела - это снизить или снять спастичность скелетной мускулатуры, и в методике с этой целью используются упражнения на расслабление мышц. В данном случае на помощь специалистам ЛФК может прийти аутогенная тренировка, которая строится в соответствии с этапами лечебной физкультуры. I период - основной, его задачей является обучение больных активному расслаблению мышц. II период - использование идеомоторных движений в аутогенной тренировке с целью локализованного воздействия на изолированные группы мышц на фоне их общего расслабления. III период - использование идеомоторных движений с целью активизации больных и овладения навыками правильной ходьбы и самообслуживания.
Еще более тесное взаимодействие этих двух видов реабилитации происходит на занятиях по психогимнастике. Каждое занятие включает ряд упражнений и специальных заданий: 1) собственно психогимнастика (разминка, дыхательные упражнения, мышечная релаксация, ритмические упражнения); 2) упражнения, направленные на тренировку эмоциональной сферы; 3) выбор сюжетов, ролей для пантомимы, разыгрывание сцен.
Лечебная физкультура - также психологический фактор, стимулирующий общий тонус нервной системы больного, и это имеет важное значение для оптимизации восстановительного лечения, которое требует мобилизации волевых и физических усилий больного, а также его уверенности в успехе.
Это комплекс органично взаимосвязанных воздействий, стимулирующих сохранные стороны личности больного, активизирующих деятельность различных сторон организма, повышающих ком-пенсаторные функции и способствующих адаптации больного в условиях социальной среды.
Таким образом, взаимодействие физической и психологической реабилитации - двух наиболее важных факторов для процесса реабилитации больных с поражением спинного мозга - способствует взаимному обогащению друг друга и повышает эффективность их применения.
Список литературы
1. Аксенова И.А. Нейропсихологическое исследование при травме спинного мозга /Нейрохирургическая патология спинного мозга. М., 1986, с. 112-113.
2. Боева Е.М. с соавт. Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация инвалидов вследствие спинномозговой травмы. М., 1991.
3. Власова Г.А. Реабилитация больных с травматическим поражением спинного мозга. Автореф. канд. лис. Л., 1986.
4. Егоров С.П. Особенности личностных нарушений у больных с травмой спинного мозга /Функциональные и прикладные вопросы реабилитации больных с позвоночно-спинномозговой травмой. Симферополь, 1989, с. 49-54.
5. Макаров А.Ю. с соавт. Врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация больных и инвалидов с последствиями травм спинного мозга. М., 1993, вып. 3.
6. Elliot T. Assertiveness, social support and psychological adiuistmant following spinal cord injury. Behaviour research and therapy. 1991, v. 29, № 5. p. 141-147.
|