Вера Хомичевская
Совершенно очевидно, что абсолютно у каждой профессии, как и у медали, есть две стороны – сторона парадная, которая значима, интересна, которая привлекает к себе все новых и новых соискателей, и сторона обратная – издержки этой профессии. Парадная сторона профессии видна почти всем, она публична и обсуждаема даже теми, кто имеет к ней весьма поверхностное отношение. Обратная видна только изнутри и, зачастую, весьма далека от расхожих представлений.
Вот уже много лет мне по роду деятельности приходится не только просто замечать - какое мнение и как высказывают люди о профессии бухгалтера, но и вести невольную статистику.
В разговорах "за жизнь" обычно выясняется, что среди наших соотечественников огромное количество "экспертов" не только по футболу или балету, но так же и по бухгалтерскому учету. Когда разговор заходит о бухгалтерах, а тем более о главных, многие люди, весьма далекие от этой профессии, высказываются приблизительно в таком ключе, что если знаешь арифметику (читай – способен складывать-вычитать и умножать-делить в рамках школьной программы), то милое дело идти "в бухгалтеры" - "тепло, светло и хлебно". Самое грустное, что среди владельцев и руководителей подавляющего большинства малых и многих средних предприятий это мнение является едва ли не догмой, со всеми, вытекающими отсюда последствиями.
Иное приходится слышать от тех, кто в эту профессию уже "нырнул", а тем более провел в ней некоторое количество лет. И в моей практике приходилось узнавать немало интересных и показательных эпизодов из "закулисной" жизни бухгалтеров, рассказанных ими самими в обстановке, когда их собирается "больше одного" и нет необходимости (или сил и желания) обсуждать какие-то свежие изменения методологии и законодательства. Именно в таких беседах ярче всего видна разница мнений об этой профессии "снаружи" и "изнутри". Именно в таких беседах становится очевидным, что психологическое состояние человека, вольно или невольно посвятившего себя этой профессии, находится под постоянным прессингом многих разрушающих факторов.
Справедливости ради хочу сказать, что обобщающих и безапелляционных выводов, типа: "Это так, и это относится абсолютно ко всем!", в этой статье не будет. Потому что диапазоны таких параметров рабочего места бухгалтера, как объем документооборота, мера ответственности, количество разнообразных видов деятельности, наличие аудиторской и юридической поддержки и т.п. настолько широки, что сравнивать степень сложности и условия работы, скажем, бухгалтера - операциониста и главного бухгалтера холдинга было бы странно и некорректно. А если к этому прибавить еще и территориальное расположение на просторах нашей страны и неизбежные при этом особенности местного менталитета, то я бы назвала некорректным любое обобщение.
Но где могут собраться бухгалтеры в количестве больше одного» для обсуждения своих проблем? Где возникает расслабляющий "эффект купе", когда высказанное наболевшее не станет назавтра предметом обсуждения "коллег по цеху" в тесном коллективе? Где можно поговорить о наболевшем, а не о том, как отражать ту или иную хозяйственную операцию в свете новых изменений методологии? В бытность работы главным бухгалтером, мне было известно только одно такое место "групповой взаимной психотерапии" – очереди на сдачу отчетности. Однако, они (к счастью или несчастью) редеют, не без помощи почты, обычной и электронной. Есть еще одно "место встречи" – курсы обучения пользователей компьютерных программ по бухгалтерскому учету. Именно на них, проводимых более пяти лет, у меня и собрался материал, который и предлагается вашему обсуждению. На третий-четвертый день обучения, когда напряженность и страх перед программой отступают, а группа успевает перезнакомиться, приходится наблюдать очень интересные сцены. Вот одна из них:
В группе занималось шесть человек. Пятеро – главные бухгалтеры, шестая – молодая женщина, которую полюбили все – Валерия, Лерочка, вообще не имела представления о бухгалтерии. Но она обладала навыками пользователя компьютера, почему ее и отправили на эти курсы, - планировалось создать некий тандем из нее и главного бухгалтера с очень солидным стажем, но имевшего довольно натянутые отношения с техникой.
Шел четвертый день занятий. Теоретическая часть, я сижу за демонстрационным компьютером, а за моей спиной мои слушатели, смотрят на большой экран. Я рассказываю о программе, но постепенно начинаю понимать, что за моей спиной идет разговор, причем совершенно не о программе. Замолкаю, поворачиваюсь к своим слушателям. И слышу, что мои "главные" рассказывают друг другу о том, у кого и что творится со здоровьем на почве профессиональной деятельности. У кого сон расстроился, у кого дома отношения напряженные стали, потому что ни выходных нормальных, ни праздников, у кого еще что-то. Тут и я подключилась, вспомнив один невеселый период из своей бывшей бухгалтерской практики.
И вот минуте на пятнадцатой этого импровизированного перерыва Лера внезапно вскакивает с места, буквально в четыре огромных шага пересекает класс со словами: "Я никогда не буду бухгалтером!", и вылетает за дверь! Оставшиеся замерли в недоумении – что это было?! Ни дать, ни взять, – финальная сцена из "Ревизора"!
Лера вернулась минут через пять, видать покурила, успокоилась. Вошла она в класс со словами: "Теперь я понимаю, почему всех бухгалтерш называют стервами!".
Комичный эпизод? Да, конечно! Но вместе с тем и очень показательный. Недавно, в перерыве одного крупного специализированного мероприятия для бухгалтеров, мне удалось поговорить с несколькими десятками участников о том, какие ощущения и какие настроения приносит им их работа. Не стану утверждать, что реакция на вопросы психолога была однозначно положительной, что совершенно естественно. Но три четверти моих собеседников проявили к теме психологического аспекта их работы неподдельный интерес.
В психологии существует понятие "профессиональной деформации". Профессия, предъявляя к человеку определенные требования, перестраивает его под себя, особенно если он вынужден отдавать ей большую долю своих жизненных ресурсов (время, энергия, знания, эмоции и т.п.), и делает это на протяжении долгого времени (хотя понятие "долго" в данном случае довольно субъективно).
Для того чтобы продолжить тему, мне бы хотелось сфокусировать внимание на самой массовой части российского бухгалтерского профессионального сообщества, которая представлена главными бухгалтерами малых и средних предприятий – так получилось, что именно этот контингент я знаю лучше всего, со всеми проблемами и чаяниями. Обычно это главбухи-одиночки, иногда с некоторым штатом помощников. У них, как правило, нет надежного "тылового обеспечения", в виде постоянных и квалифицированных юристов и аудиторов, и им приходится "держать удар" по всем фронтам одновременно. Кроме того, оплата их труда зачастую совершенно не адекватна реальной нагрузке. И конечно, все рассуждения этой статьи не относятся к тем бухгалтерам, которые выбрали эту профессию "по любви", которым она истинно интересна и стала их призванием.
В современной жизни наличие стрессов это уже скорее правило, чем исключение. Давайте проанализируем в общих чертах состав стрессовых факторов профессии "бухгалтер".
«Много законов хороших и разных»
Первый по значимости – это объем текущего законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету. И еще, поскольку мы говорим об учете в России, этот стрессовый фактор является фактором динамическим, так как мало знать текущее, актуальное положение дел, практически необходимо держать в памяти всю историю изменений, причем часто пересчитывать показатели "задним числом". Плюс – наличие двух параллельных и далеко не во всем совпадающих линий учета – бухгалтерской и налоговой. В наши дни к этому следует прибавить потенциальную необходимость изучения МСФО. Конечно, о том, что мы живем в эпоху перемен, знает сейчас каждый, кто желает об этом знать. Но если вывести такую единицу измерения, как количество перемен на одну человеческую персону, боюсь, что профессия бухгалтера попадет в "зону риска" скорее, чем многие другие.
При этом хочется подчеркнуть, что все перечисленное справедливо лишь в одном случае – в случае, если мы имеем дело с действительно профессиональным бухгалтером, причем профессиональным по сути! Халтурщиков и дилетантов от профессии вышеперечисленные (да и ниже тоже) рассуждения не касаются, потому что поводов для волнения они себе просто не создают!
Ответственность в агрессивной среде
Второй фактор, который усугубляет наличие первого, это ответственность. Стоит сказать о том, что не сама по себе ответственность плоха или хороша в данном случае. Люди огромного количества профессий ответственны за результаты своей деятельности. Она становится критичной потому, что риск ошибки в условиях часто не стыкующихся между собой положений законодательства о бухучете и различных налогах давно стал «притчей во языцех», потому, что при определенной степени сложности хозяйственной деятельности не зацепить хотя бы одну из крепко натянутых фискальных «струн» невозможно в принципе. Поэтому вопрос зачастую стоит не о том, как не задеть их вовсе, а как постараться задеть минимальное количество с минимальными последствиями. Давайте, к тому же учтем: страх ошибки – это массовое явление, унаследованное, как правило, из детства и всей системы воспитания и образования (о чем давно уже говорят психологи и над чем работают на многочисленных тренингах личностного роста). И получим в итоге вывод, что ответственность бухгалтера влечет за собой практически непрекращающуюся в течение 24 часов в сутки работу логической части ума. Прибережем этот промежуточный вывод "на потом".
Коллектив
Следующий фактор стресса я хотела бы обобщенно назвать – "коллектив". Почему обобщенно?
Да потому, что при разных условиях в это понятие могут входить и разные составляющие!
Если мы говорим о главном бухгалтере, у которого нет штата подчиненных (как правило – ситуация малого предприятия), то "коллектив" - это в первую очередь руководитель и/или владелец. Не открою Америки, если скажу, что действующие нормативные акты учета не являются факторами, способствующими предпринимательской деятельности. В свою бытность главным бухгалтером я регулярно испытывала на себе косые взгляды своих руководителей, явно подозревавших меня в излишней любви к фискальным органам только за то, что я требовала, или (что чаще) пыталась настаивать на надлежащем оформлении первичных учетных документов. И если бы я была в этом одинока! Увы! Подозрение на то, что главная задача бухгалтера – ставить палки в колеса хозяйственной деятельности предприятия – наше отечественное, и, к сожалению, массовое явление! Усугубляет этот фактор во множестве случаев именно безграмотность многих руководителей предприятий в вопросах управленческого учета, да еще и заведомо заниженная оценка сложности этой сферы.
Как правило, такое же отношение ко всему, что касается бухгалтерии, у сотрудников всех других подразделений предприятия. Вот и еще один фактор стресса – попробуй доказать, что требования к правильному и своевременному оформлению "первички" - не занудство, а суровая необходимость!
Если же у главбуха есть помощники, то ко всему прибавляется необходимость владеть высоким искусством управления персоналом, разрешать внутри- и межгрупповые конфликты, а, кроме того, вечно исправлять ошибки бухгалтеров-операционистов, не облеченных достаточной ответственностью. И это тоже мы отложим "про запас", как промежуточный вывод.
Автоматизация
Ну и последний из стрессовых факторов, которые хотелось бы рассмотреть в данной статье, это необходимость постоянного освоения новых программ автоматизации учета. Странно, скажете вы, – ведь именно для облегчения всех бухгалтерских проблем и создаются многочисленные программы! Это, безусловно, верно, равно как верно и то, что за все приходится чем-то платить. Внедрение программы, которая впоследствии значительно облегчит жизнь бухгалтера, сначала снимет свою ресурсную "жатву" в виде переходного периода – обучения, перестройки на новую технологию (при ломке технологии старой, старых стереотипов и приемов работы), периода двойной параллельной работы – в старой и новой системах. Хорошо еще, если подготовка к внедрению новой автоматизированной системы планируется заблаговременно, с привязкой к относительно свободным от отчетности периодам. А если нет? А если решение принимается по принципу "упал – отжался" и "внедрить вчера"? Стресс? Не иначе!
...Это, или что-то другое, но в один совершенно не прекрасный момент, когда ситуацию довершит "последняя капля", может произойти внутренний взрыв. Куда и как он будет направлен, - это малопредсказуемо для каждого конкретного человека.
Немного лингвистики
Патриархальная линия развития цивилизованного человечества подарила нам название рассматриваемой профессии в виде существительного мужского рода, которое традиционно олицетворялось скучного вида дядькой в нарукавниках и со счетами в руках. Несмотря на то, что в России конца 80-х и начала 90-х профессия массово обрела «женское лицо» за счет массового притока выброшенных в "свободный полет" технарей и гуманитариев женского пола, слово "бухгалтерша" явно находится за рамками не только делового, но и общеупотребительного разговорного языка.
Случайно ли это?
То, что женщина – существо по природе своей преимущественно правополушарное, знают сейчас уже не только психологи. Свойственная большинству женщин интуитивность и образность, а также высмеиваемая в анекдотах нелогичность – это вовсе никакой не недостаток, а прекрасная особенность прекрасного пола.
Профессия же бухгалтера вся – сплошная логика, жесткая логика, бескомпромиссная. Хотя, справедливости ради следует отметить, что при изучении хитросплетений и противоречий современного отечественного законодательства как раз возникает мысль об обратном, об ее отсутствии. И, тем не менее, – бухгалтерский учет – это только алгоритмы, даже когда учет ведется вручную. Жесткие правила, разветвленные и пересекающиеся, противоречащие самим себе, но все же – алгоритмичные. Не соблюдая эти алгоритмы невозможно свести ни одного баланса!
А любой алгоритм, любые правила, регламенты – это работа левого полушария головного мозга.
И что же мы имеем? Да "мелочь", всего-то "ничего" – жестокий диссонанс между тем, для чего создала женщину природа, гипертрофированное использование логики в противовес природной интуиции. Усиленная, принудительная тренировка "мышц" левого полушария, и хроническая невостребованность способностей правого. Еще один фактор стресса для женщин, которых большинство в этой профессии.
Мне бы не хотелось давать пищу для нападок феминисткам, поэтому повторюсь – я не отношу все вышенаписанное поголовно ко всем женщинам в этой профессии. Увы, прошлый век сильно сместил акценты, женщины повсеместно осваивают и традиционно мужские профессии, и традиционно мужские функции. Насколько они становятся от этого счастливее – это отдельный вопрос и не для этой статьи.
Недавно я услышала в разговоре такую фразу: "Моя подруга – бухгалтер. Она говорит: "Я ненавижу эту профессию! Но я не умею делать ничего другого!".
Интересно было бы провести анонимный социологический опрос среди всех российских женщин-бухгалтеров, попросив поставить оценку своей любви к нынешней профессии. Вы догадываетесь, каков был бы усредненный результат?
И, представьте себе, невооруженным взглядом заметно, что чем более жесткими становятся нормативно-законодательные рамки, тем больше включается в бухгалтерах некий рефлекторный механизм самосохранения! Когда нет сил перелопачивать гору и самих первичных регламентных документов, и многочисленную периодику, на всякий субъективный лад трактующую очередные комбинации противоречий, начинают руководствоваться принципом Марьи-Искусницы из одноименной киносказки: "Что воля, что неволя – все равно!". С учетом того интеллектуального "геноцида", который исходит из административных и законодательных "вулканов", ежедневно выдающих "на-гора" изменения к изменениям, поправки к поправкам и прочие "упрощения налогообложения и учета", смотреть на людей этой профессии бывает довольно горько. Но надо жить, надо работать… А бухгалтеры требуются везде!
Два классических вопроса
Теперь давайте суммируем все, перечисленные выше, но отложенные нами для анализа, факторы стресса и поговорим о том, что делать в том случае, если вы сейчас не видите иных способов своего существования в этом мире, кроме этой работы? Решим на какой из двух классических вопросов мы ищем ответ: на "Кто виноват?" или "Что делать?"
Путь только один – сначала честно разобраться с собой. Факторы, негативно влияющие на здоровье, на психику, необходимо разглядеть, осознать. Видимый враг гораздо слабее невидимого. Осознанный источник стресса, по крайней мере, можно диагностировать и принять меры по его снижению. Благо, что и в литературе и в соответствующих курсах по работе со стрессами сейчас нет недостатка. В том числе создан и уникальный личностный тренинг для бухгалтеров.
Не лишним будет вспомнить старую истину о том, что если мы можем что-то изменить – надо изменять, если мы не можем чего-то изменить – надо изменить к этому отношение, и что, по большому счету, было бы здорово научиться отличать первое от второго.
Учитывая, что едва ли не большая часть бухгалтеров выбрали эту работу не "по любви", не по внутреннему призванию, а по необходимости, "по расчету", не видя иных путей приложения своих способностей, в качестве первого шага можно предложить тренинги и практику расширения видимой картины окружающего мира, его возможностей. В отличие от ранних девяностых, сейчас весьма востребованы нестандартные, творческие виды деятельности, гораздо более свойственные женщинам с их природным правополушарным типом мышления. Найти то, что истинно интересно и отзывается в чувствах, а не выводится, как формула существования рациональным умом, сформулировать цель и начать к ней идти. Чему-то научиться, где-то проконсультироваться, наконец, просто разрешить себе стать самой собой, стать успешной. И стать! Постепенно, шаг за шагом, выходя из замкнутого круга, очерченного собственным разумом.
Потому что если нам что-то категорически некомфортно в нашей жизни, и кажется, что мы не можем этого изменить, следует честно спросить себя – мы действительно "не можем" или все-таки "не хотим", скорее всего, совершенно неосознанно. Оправдывать такую ситуацию как безвыходную, конечно, можно, равно как и можно полностью переложить ответственность за ухудшающееся здоровье на внешние обстоятельства. Это собственный выбор каждого.
Но если с этой работой действительно нельзя "развестись" (точнее – вы не нашли в себе такого желания), надо научиться с ней жить, причем жить с минимальными разрушительными последствиями для собственной личности и здоровья. Тут совершенно необходимо выстроить баланс (в небухгалтерском смысле слова) между "надо", "должна" с одной стороны и "хочется", "приятно" - с другой. Задать первой стороне определенные пределы, рационализировать работу (используя рекомендации тайм-менеджмента), научиться распознавать манипуляции руководства и подчиненных, научиться не поддаваться на эти манипуляции. Научиться говорить законное "Нет!". Перераспределить работу так, чтобы вам оставалось только то, что вы не вправе делегировать другим, и научиться требовать качественного исполнения. Обязательно ввести в свою жизнь категорию "«мое личное время" и найти те варианты проведения досуга, которые дали бы возможность использования ваших "правополушарных" особенностей.
И почаще вспоминать Козьму Пруткова: "Хочешь быть счастливым? Будь им!".
|