В. К. Христофорова, Алматинский областной институт профессионального развития кадров
Современный период характеризуется вступлением всей науки, в том числе и психологической, в новую системно-информационно-энергетическую фазу, которая может быть определена как синергетическая парадигма.
Синергетический подход правомерно распространен и на психологию развития, что находит отражение в работах С. П. Курддюмова, Е. Н. Князевой, В. И. Аршинова, Ю. И. Александрова. И хотя идеи синергетики, вызвавшие переворот в системе наших представлений о природе, возникли и разрабатывались, в первую очередь, в физике, именно эта современная философия науки перестраивает идеалы и нормы исследовательский деятельности в психологии, предполагая использование особых способов описания поведения человека, его развития.
Применения синергетической парадигмы к психологии развития неукоснительно влечет за собой не просто манипулирование синергетическими понятиями и терминами, но понимание на этой основе реально существующих явлений и механизмов психического развития. В то же время адекватность подобного подхода в психологии и построение синергетической модели развития могут быть оценены и проверены исключительно на практическом опыте.
Значимым представляется и выделение системообразующих элементов, определяющих характер психического развития ребенка в целом.
Такие компоненты в синергетике получили название управляющих параметров, факторами развития которых могут быть: регуляторный фактор, определяющий в первую очередь, формирование произвольной регуляции психической активности ребёнка; пространственный фактор определяющий развитие когниций и лежащих в их основе пространственных (пространственно-временных) представлений; аффективный фактор, представлен О.С.Никольской (2000) как система базовой аффективной регуляции.
Мы выделяем учащегося в образовательной сфере как единицу из единой и взаимосвязанной системы “ребёнок-среда” и сведения взаимодействия его с внешней средой исключительно к внешним воздействиям.
Опираясь на теоретические представления и опыт (Н.Семаго, М.Семаго 2000, 2003) в системном анализе структуры развития ребенка, рассматриваются три взаимосвязанные составляющие психического развития, каждая из которых представляет собой многоуровневую систему, которая последовательно и неуклонно простраивается, формируется в процессе развития ребёнка путем преобразования воздействий окружающей среды.
Исходя из этих представлений, любой психический феномен можно проанализировать с точки зрения сформированности (достаточной, недостаточной, избыточной) каждой из этих составляющих.
Как показывает практика, что формирование и усложнение структурных связей происходит благодаря внутренне присущей ребёнку активности (энергии), то есть развитию способствует преобразование информации, поступающей из внешней среды (М.Семаго, 2003), то есть самоорганизация системы.
Исходя из этого, основанием для выделения отдельных периодов развития ребёнка может стать качественное изменение и усложнение взаимосвязей как внутри каждой базовой составляющей (преобразование вертикальных внутрисистемных связей), так и между ними (преобразование горизонтальных межсистемных связей).
Подобное изменение системы базовых составляющих определяет и качественные изменения способов взаимодействия субъекта с окружающей средой, что можно оценивать как новый период развития. В рамках синергетического подхода подобные моменты можно оценить как моменты “взрыва”, фазового перехода системы к принципиально новому качественному состоянию.
В отечественной психологии периодизация развития опирается в первую очередь на социальную ситуацию развития и возрастные новообразования: ведущую деятельность, место ребенка в системе общественных отношений. На этом основании выделяются периоды и кризисы развития: новорожденности, года, трех лет, семьи, подростковый период и т.п.
На основе предлагаемой модели и методологии анализа развития можно по-новому представить и проанализировать не только подмеченные многими исследователями (в том числе и Д.Б.Элькониным) моменты принципиальных изменений (преобразований) психического развития, но и выделить новые этапы детского развития (особенно в раннем возрасте) которые отражают принципиальные “разграничения” качественных составляющих отдельных периодов жизни ребенка.
В возрасте от 2,5 месяцев до 3-х лет происходит сочетанное по всем трем “линиям” (произвольная регуляция, пространственные представления, аффективная регуляция) качественное изменение всей системы базовых составляющих развития.
По линии произвольной регуляций: ребёнок осваивает простые произвольные двигательные программы, включается произвольный компонент лепета (регуляция речевого аппарата). По линии овладения пространством и, соответственно, формирования пространственных представлений: ребёнок садится и в дальнейшем встаёт и ползает. Тем самым он не просто расширяет видимое пространство и свою активность в нем, но и принципиально изменяет положение основной оси своего тела (позвоночника) из преимущественно горизонтального в вертикальное. Этот же период характеризуется и активным “узнаванием” пространства телом через ползанье и тем самым формированием соотношений объёма движений и расстояния и т.п.
В этот период отмечается принципиальный скачок в овладении формой (Н.В. Дубровинская, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких, 2000) – возникает единый механизм восприятия формы как зрительно-можорной интеграции.
По линии аффективной регуляции в этот период формируется характерный феномен страха чужого и различия в типе отношений со “своими”, то есть аффективные дифференциации окружающих ребёнка и взрослых.
Именно в этот период в развитие взаимодействий с миром, пожалуй впервые, столь значимо и явно включаются механизмы третьего уровня аффективной регуляции (аффективной экспансии).
Подобные периоды возрастного развития отмечает Д.И.Фельдштейн, рассматривая понятие “узлового поворотного рубежа” (Д.И.Фельдштейн, 1999, стр.114) в плоскости качественного сдвига в социальном развитии, когда формируется социальная позиция личности, нравственное самосознание, обозначимые формулой “я и общество”, реализующая потребность растущего человека в определении своего места в обществе, в общественном признании.
В настоящее время можно говорить о других, не учитываемых ранее в психологической периодизации развития, узловых моментах. Возможно, что подобный аналитический подход может быть распространен и на другие периоды жизни человека – вплоть до закономерного завершения жизненного пути, как и на психологию развития в целом.
В то же время следует отметить, что исследование этого направления развития является далеко не завершенным.
Именно синергетический подход позволяет увидеть реальные черты методологии будущей психологии. “…Будущее уже здесь. Надо только научиться его видеть”. (Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, 2001).
Список литературы
1. Семаго М.С. Проблемные дети: основы диагностической коррекционной работы психолога. Руководство по психологической диагностике. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. 2000 г. 2003 г.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста. 1984 г.
3. Брушлинский А.В. Нерасчленимость психологических процессов. 2003 г
4. Беккер Л.М. Представления о “сквозных” психических процессах. 2000 г.
5. Никольская О.С. Формирование аффективной сферы человека. 2000 г.
6. Фельдштейн Д.И. Узловой поворотный рубеж! 1999 г.
7. Эриксон Э. Детство и общество. 1992 г.
8. Раттер М. Помощь трудным детям. 1967 г.
|