История Гонконга не началась с момента появления здесь англичан. Но тем не менее именно они стали той движущей силой, которая придала этому району невиданные темпы развития.
Конечно, история Гонконга не началась с момента появления здесь англичан. Но тем не менее именно они стали той движущей силой, которая придала этому району невиданные темпы развития. В течение тысячелетий эти места были довольно дикими и отсталыми. К 1839 г., к началу первой опиумной войны, остров Гонконг представлял собой одинокую дикую скалу в море, поросшую лесом и кустарником. На острове была всего одна микроскопическая рыбацкая деревенька и больше ничего. Прибрежные скалы служили идеальным укрытием для пиратов всех мастей, которые с удовольствием грабили торговые корабли и отправляли на дно целые караваны. Через эти места проходили торговые маршруты европейцев и американцев в Кантон - город в устье Жемчужной реки - единственный порт во всей огромной Китайской империи, в котором европейцам было разрешено появляться для сбыта и покупки товаров. Китай для Европы был закрыт, поскольку китайцы считали европейцев варварами и дикими людьми. В сущности, по-другому и быть не могло, поскольку первые португальцы, появившиеся здесь в XVI веке, с легким сердцем принялись грабить китайские корабли и города единственно по причине нехристианской веры их обитателей. В конце концов португальцев, а с ними и всех европейцев изолировали в Макао. Но Макао все-таки был португальской колонией, а Великобритании нужен был свой опорный пункт, которым в результате и стал Гонконг. Правда, произошло это не сразу и не без проблем.
В позднее средневековье Европа с удивлением открыла для себя новый отменный напиток - чай. Это сегодня мы говорим о традиционном английском чаепитии. Но тогда для Англии чай был внове, а традиционным он как раз был для Китая. Но китайцы в принципе ни в чем не нуждались. На все предложения англичан о взаимовыгодной торговле они отвечали, что их империя настолько широка и обильна, что не нуждается в варварских товарах. Единственное, что китайцы соглашались брать за чай - это серебро, для пополнения государственной казны. Очень скоро запасы серебра в Англии закончились, поскольку Китай ничего взамен не покупал. Кроме чая в Европу также шли корабли с шелком и пряностями. В конце концов, европейцы нашли товар, который пошел в Китае на ура - индийский опиум. Но поскольку торговля им была запрещена, все сделки стали совершаться контрабандно. Размеры наркоторговли приняли грандиозные размеры. Торговый баланс резко сместился в другую сторону. Официальные доходы имперской казны резко упали, что вызвало страшный гнев императора. Именно по этой причине в 1839 г. и были сожжены те самые 20 000 ящиков с опиумом, послужившие яблоком раздора. Англия привела в устье Янцзы целую флотилию боевых артиллеристских кораблей. Впрочем, войной это можно было назвать с большой натяжкой - так, несколько столкновений, которые закончились в 1841 г. подписанием Нанкинского договора. Отныне огромная страна открыта для западного капитала. Кроме того, китайцы были обязаны установить для иностранцев таможенные льготы и открыть пять новых портов, первым среди которых оказался Шанхай. Но главное - остров Гонконг навечно был передан Великобритании.
Очень быстро Гонконг становится центром вольнодумства и свободомыслия. Китайские власти ничего не могли поделать со своими подданными на чужой уже территории. Авантюристы, дезертиры, преступники, контрабандисты - все они прекрасно себя чувствовали на новой британской земле. Мгновенно расплодились антикитайские тайные общества - "Триады". И поделать с ними демократические английские законы ничего не могли. Параллельно с этим идет бурный экономический рост, который постепенно превратил Гонконг в один из экономически развитых районов не только Азии. Но и всей планеты.
Самым модным районом очень быстро становится пик Виктории - холм, названный так, естественно, в честь британской королевы. В 1885 г. здесь проложили первую подвесную дорогу, а затем и трамвайные пути. Пик Виктории и сегодня остается самым престижным местом во всем Гонконге. Знаменитый бордово-золотой пик трам поднимет любого желающего на высоту 554 метра. Отсюда открывается великолепная панорама современно Гонконга. Здесь лучше всего видно, во что превратилась простая скала в море за каких-то 150 лет. Правда, произошло это не сразу. В 1978 г. в Гонконге был построен первый небоскреб, а сегодня кажется, что они существовали тут всегда.
Чтобы упрочить свои позиции в этом районе, Англия спровоцировала вторую опиумную войну. В результате в вечное владение ей были переданы полуостров Коулун и остров Стоункатер. Ну а в 1898 г. в результате очередных военных препирательств Британия получает право аренды новых территорий, прилегающих к островам на 99 лет за символическую плату в 1 доллар. За счет этой нехитрой операции территория Гонконга разом увеличилась в десять раз. Китай всегда утверждал, что все договоры по Гонконгу были подписаны им под военным давлением. Англия это отрицала, но так или иначе законность самих договоров под вопрос никто не ставил. А раз так, то час расплаты рано или поздно должен был наступить. Он и наступил в 1997 г.
Еще раньше Дэн Сяопин ясно дал понять, что Китай намерен забрать Гонконг обратно. Естественно, сохранив все в том виде, каком есть - "одна страна - две системы". Англичане вначале вяло сопротивлялись, пытаясь оставить за собой полуостров Коулун и собственно остров Гонконг, ссылаясь на законные договоры, но из этого ничего не вышло. Тогда в 1899 г. никто не мог предположить, что спустя сто лет Китай станет мировой ядерной державой и легко сможет диктовать свои условия.
1 июля 1997 г. Гонконг был передан под управление китайской администрации. Теперь это особый административный район КНР на пятьдесят лет со своим паспортом и границей. Функции обороны, естественно, перешли к КНР, но это никак не влияет на повседневную жизнь. Единственное, что говорит о том, что в Гонконге наступила новая эпоха, это государственная символика КНР.
|