А. Коробочко
В 1838 году в библиотеку Зимнего дворца поступил альбом рисунков с видами Крыма.
Со временем о нем забыли, и лишь недавно рука исследователя впервые прикоснулась к этим уникальным листам. Автором альбома был Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт, учитель и друг А. С. Пушкина. Но мало кому известен Жуковский-художник, большой знаток и страстный почитатель изобразительного искусства. Увлекшись рисованием и офортом, он отдавался этому занятию с такими пылом и энергией, что его друзья А. И. Тургенев и П. А. Плетнев даже опасались, как бы это не повредило его поэтической деятельности. Плетнев признавал, что рисование Жуковский “столько же почти любит, как и поэзию”. Дай сам Василий Андреевич говорил, что для него “живопись и поэзия — родные сестры”.
Во время учебы в Московском университетском пансионе он учился рисовать карандашом, тушью и сухими красками, упражнялся в копировании произведений старых мастеров, писал самостоятельные композиции, овладевал правилами живописи.
С начала 1820-х годов Жуковский начинает заниматься пейзажным рисунком. Пробуждение интереса к пейзажу он связывал с путешествием 1821 года по Европе, когда побывал в Германии, обошел пешком Швейцарию, через Сен-Готард прошел в Италию. В одном из писем читаем, что путешествие открыло ему “великолепие и прелесть природы” и сделало “рисовщиком”. Неустанным трудом добивался Жуковский успехов в “графических искусствах”, стал тонким ценителем русской пейзажной живописи, оказывал постоянную поддержку многим художникам.
Его излюбленным приемом работы стал контурный рисунок. Увлечение это было связано с занятием офортом, где основное внимание обращается на чистоту линии. Жуковский овладел искусством передавать объем одним лишь абрисом, а последовательность планов — штрихом, различной степенью нажима пера или карандаша. Так сложилась особая графическая манера Жуковского. Наряду с этим он много писал акварелью и маслом.
Пейзажные рисунки Жуковского, как правило натурные, правдивы и выразительны. При всей декоративности они свидетельствуют о пристальном наблюдении и глубоком понимании природы. Выступая против требования классицистов изображать только ту природу, “которая вдохновляла древних”, Жуковский утверждал, что природа разных стран и, в частности русская природа, не менее достойна кисти художника. П. А. Плетнев отмечал, что “знатоки всегда удивлялись верности его (Жуковского) взгляда, умению выбирать точки, с которых он представляет предметы, и мастерству схватывать вещи характеристически в самых легких очерках”.
Жуковский как поэт владел, по словам В. Г. Белинского, дивным искусством “живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь”. Однако это характерно не только для поэзии, но и для графики Жуковского. Уметь выразить свою душу в “душе природы” было одним из основных его эстетических принципов. “Главный живописец — душа”, — записывает поэт в 1821 году в дневник. А в письме своему другу художнику Г. Р. Рейтерну говорит, что живописец прибавляет к тому, что дает природа, “еще то, что есть в его собственной душе!”.
В начале сентября 1837 года Жуковский впервые увидел Крым, который манил поэта еще четверть века назад, когда он думал написать поэму о князе киевском Владимире Святославиче и собирался посетить Херсонес. Он обстоятельно познакомился с Южным Крымом — нагорным и приморским, проехал по недавно законченной, извивающейся меж скал дороге через перевал к побережью, посетил владения новороссийского генерал-губернатора Воронцова, побывал в городах, быстро выраставших в то время на южном берегу, любовался садами и виноградниками, присматривался к быту местных жителей. Путешествуя то верхом, то в экипажах, Жуковский рисует на всех стоянках и составляет своеобразный “дневник в картинах”, последовательно, день за днем фиксируя увиденные красоты природы, исторические и архитектурные памятники, встреченных людей.
Большое место в крымских рисунках занимают изображения спутников по поездке, местных жителей, животных — волов, верблюдов, собак. Каждый лист альбома говорит с наблюдательности Жуковского, о поисках эмоциональной выразительности в рисунке. Часто изображаются характерные для Крыма далекие перспективы: высокие горы и сливающиеся с горизонтом равнины и заливы. В море и горах он видел наиболее яркое выражение величия и красоты природы. Он прекрасно зарисовывает Аю-Даг и на фоне горы — пустынное тогда местечко Артек. В Ореанде с разных точек изображает отвесные скалы и горы, а на одном из рисунков запечатлевает себя, рассматривающего со скалы далекую живописную панораму южного берега.
В Массандре Жуковский рисует утесы Яйлы, виноградники, залив и окруженную огромными деревьями грецкого ореха церковь Иоанна Крестителя с портиком дорического стиля.
Церковь не имеет колокольни: колокола просто подвешены к сучьям столетнего дуба. С большой любовью Жуковским сделаны зарисовки мест, связанных с именем А. С. Пушкина, — Бахчисарая, мыса Феолент, Георгиевского монастыря, Гурзуфа.
13 сентября поэт осматривал Севастополь, любовался панорамой города с башни оптического телеграфа. Основанный сразу после включения Крыма в состав России в 1784 году, город стремительно рос вместе с черноморским флотом. На рисунке Жуковского показан вид севастопольского рейда с многочисленными боевыми кораблями, принимавшими участие в маневрах. Выразительна фигура моряка, рассматривающего в подзорную трубу бухту и далекий берег. В подписи под рисунком сказано: “Адмирал Гей”. Это адмирал Логин Петрович Гейден (1772—1850), соратник прославленного русского флотоводца Д. Н. Сенявина, участник знаменитого Наваринского сражения.
На многих рисунках Жуковского — изображения руин, с которыми связаны предания и легенды. В Балаклаве он делает зарисовки развалин Генуэзской крепости на высокой скале, живописного вида на море и залив между мысами Феолент и Айя.
25 сентября в Шумах Жуковский рисует Кутузовский ключ — фонтан, установленный во время прокладки дороги Симферополь — Алушта вблизи того места, где в 1774 году Кутузов в сражении с турками был ранен в голову и лишился глаза.
В обширном графическом наследии В. А. Жуковского Крымский альбом занимает особое место. Он создан отличным рисовальщиком, имеющим многолетний опыт пейзажного, жанрового и портретного рисунка. Реалистический характер графики Жуковского придает исторический интерес этому альбому, в котором Крым изображен таким, каким увидел его внимательный путешественник почти полтора века назад.
|