Хорватия появилась в начале девяностых в результате распада Социалистической федеративной республики Югославии. Адриатическое побережье Хорватии, которое тянется от Черногории на юге до Италии на севере, удивительно живописно. Не случайно здесь любили отдыхать и римские патриции, и югославские партийные лидеры.
Хорватия — молодая страна. Она – один из обломков распавшейся в начале девяностых Социалистической Федеративной Республики Югославии. Адриатическое побережье Хорватии, которое тянется от Черногории на юге до Италии на севере, удивительно живописно. Не случайно здесь любили отдыхать и римские патриции, и югославские партийные лидеры. Они облюбовали граничащий с Италией полуостров Истрию и близлежащие острова. Это совершенно особый мир со своей историей, традициями, своим укладом.
Прелесть Истрии прежде всего в разнообразии — ландшафтов, архитектурных стилей, национальных типов. Это в полной мере ощущается в Пуле, которая побывала под властью, кажется, всех государств Европы.
Городом владели римляне, Византия, Венеция, Австро-Венгрия.
При столь частой смене хозяев не удивительно, что многие жители Пулы, никуда из нее не выезжая, успели побывать гражданами нескольких государств.
Каждый из хозяев Пулы накладывал свой отпечаток на архитектурный облик города. Больше всего Пула знаменита памятниками римской эпохи. Город стал римской колонией в первом веке до нашей эры. И несмотря на то, что за два тысячелетия он пережил немало войн и потрясений, здесь до сих пор стоит прекрасно сохранившийся римский амфитеатр. Он и сегодня используется по прямому назначению. Разве что гладиаторских боев в нем не проводят…
Кроме амфитеатра от римской эпохи сохранилась триумфальная арка. Когда-то она служила входом в город. Сразу за ней начиналось кладбище. Но Пула росла, и теперь арка стоит на центральной площади, а там, где когда-то были могилы, идет торговля и гуляют люди.
В римскую эпоху легионеры уходили отсюда на войну и возвращались с победой. Сегодня же здесь кипит жизнь, находятся лучшие магазины, рестораны и кафе города Пулы.
Кстати, в доме рядом с триумфальной аркой жил Джеймс Джойс, автор «Улисса». Желающие могут присесть рядом с великим писателем на лавочку у входа в его любимое кафе.
Памятники следующего за римским периода — византийского — разбросаны по всей Истрии, но самый значительный находится, конечно, в Порече. Пореч — это море, маленькие кафе, небольшие площади и лучшие в Хорватии византийские мозаики. В Порече как-то сразу обретаешь душевное спокойствие. Может быть, потому, что тебя здесь окружают маленькие средневековые домики, может быть, потому, что здесь особенно тихо, а может быть, потому, что здесь просто никто никуда не спешит. Самая древняя часть Пореча — центральная улица, на которой еще сохранилась римская мостовая, а многие дома построены на римских фундаментах. Но такое можно увидеть и в других прибрежных городах Хорватии. Одна из главных достопримечательностей Порече памятник византийской эпохи — базилика Святого Евфразия с хорошо сохранившимися мозаиками. Город благодаря евфразиевой базилике внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Базилика построена в шестом веке в память о первом поречском епископе, который принял мученическую смерть во времена гонений на христиан. Древние мозаики базилики привлекают в город множество туристов. Рядом раскопаны руины баптистерия, то есть крестильни. Ее пол украшала знаменитая, красующуюся на миллионах открыток мозаичная рыба — древний символ Христа. Но сейчас эту мозаику для лучшей сохранности перенесли в подвальное помещение, а на внутренних стенах базилики выставили несколько картин на ту же тему, выполненных современными художниками. Знаменитая рыбка, выполненная в IV в., является не только древнехристианским символом, но и символом всей Хорватии…
Стоящая рядом с базиликой колокольня — это уже наследие более поздних времен. Она — уменьшенная копия кампанилы Собора святого Марка в Венеции. Четырехсотлетнее владычество Венецианской республики наложило неизгладимый отпечаток на все города Истрии. Но Ровинь безусловно самый венецианский и самый итальянский город полуострова. Здесь так все похоже на Италию, такие же узкие улочки, мощенные булыжником, повсюду слышна итальянская речь и… белье, висящее прямо на улице. Названия улиц здесь написаны и по-хорватски, и по-итальянски, а пицца и спагетти — главная еда в Ровине. Когда смотришь на средневековые дома, фундаменты которых омывает море, и лодки, пришвартованные прямо у дверей, кажется, что сейчас из-за угла выплывет венецианская гондола. Кстати, из Ровиня в Венецию регулярно ходит паром — плыть недалеко, всего сто километров. У туристов большой популярностью пользуются однодневные туры в Венецию. Итальянская виза для этого не нужна. Слишком узкие улицы в центре Ровиня, по которым и проехать-то можно разве что на велосипеде, – тоже, как и в Венеции, следствие недостатка земли.
300 лет назад Ровинь был крупным торговым городом. Он стоял на острове, так что строиться дальше было некуда. Чтобы разрешить эту проблему, его жители засыпали узкий пролив, отделявший город от материка, и теперь здесь площадь.
Поднимающаяся вверх от площади улица Грициа (Grisia) привела меня к церкви Святой Евфимии. Надо ли говорить, что и ее колокольня похожа на знаменитую венецианскую. Подняться на нее надо обязательно, несмотря на то, что ступеней придется преодолеть немало.
Отсюда открывается лучший вид на окрестности. У каждого города в Истрии есть свой покровитель. У Ровиня это Святая Евфимия. Кстати, этим именем здесь называют чуть ли не каждую вторую девочку.
Ровинь — город с давними морскими традициями, унаследованными еще от Венеции. Каждый год в мае здесь финиширует этап Кубка мира по парусному спорту на приз хорватского телевидения. Встреча экипажей и награждение победителей ровиньского этапа — заметное событие в жизни города. В это время года туристов еще мало, и потому набережная легко вмещает всех любопытных.
Ровинь, наверное, наиболее популярный, достаточно демократичный курорт Истрии. По-настоящему же шикарным местом в Истрии считаются острова Бриуни.
Говорят, что острова Бриуни — самые красивые в Хорватии. Плыть до островов недолго – около получаса. Архипелаг Бриуни – это нетронутая природа, звери, гуляющие на свободе, чистое море, римские развалины и место, куда с античных времен ездят отдыхать сильные мира сего. Бывший руководитель бывшей же Югославии Иосиф Броз Тито проводил свой отпуск только здесь. Резиденция Иосифа Броз Тито находится на главном острове архипелага, который так и называется Бриуни. Президент Югославии любил, когда ему дарили заморских животных. На острове жили слон, зебры, обезьяны. И сегодня здесь много живности, правда, не столь экзотической. Мне, лично, удалось увидеть только оленей. Острова объявлены заповедником, ездить здесь разрешают исключительно на электромобилях.
Задолго до социалистического лидера на Бриуни строили себе виллы знатные римляне. Развалины одной из вилл по размерам гораздо больше президентских хором. Вокруг виллы было много хозяйственных построек. Археологи откопали хорошо сохранившуюся маслодавильню.
Оливки для нее собирали здесь же на острове. На Бриуни даже сохранилось оливковое дерево, посаженное в самом начале нашей эры. И представьте, оно продолжает плодоносить.
Жаль, конечно, что мне не удалось увидеть острова во всей красе, при ярком свете солнца. Но, может, это и к лучшему. Под дождем Бриуни выглядят немного печально, совсем не помпезно и, главное, они совершенно безлюдны.
Насладиться покоем на Истрии можно и в разгар сезона. Для этого достаточно отъехать на пару десятков километров от берега. В глубине полуострова течет тихая деревенская жизнь, и ради нее многие туристы готовы жертвовать радостями пляжного отдыха.
Усадьба Негричаны расположена в самом центре Истрии. Это настоящий деревенский дом, но со всеми современными удобствами.
Негричаны, несмотря на свой пасторальный вид, не просто сельская усадьба, а удачный бизнес-проект. Вернее сказать, удачный как раз благодаря пасторальному виду. Мирьяна Модручан и ее муж Марио-Джумбо поселились здесь сравнительно недавно.
Мирьяна Модручан: «Десять лет назад эта земля никому не была нужна. Мы выкупили ее, отремонтировали усадьбу, пристроили к старой части новое крыло, тоже под старину и стали сдавать комнаты».
Супруги перебрались сюда из Пулы. По городской жизни они не тоскуют вовсе. Мальчиков, конечно, приходится возить в школу и довольно далеко, зато в доме места для игр не в пример больше, чем в городской квартире, а на улице и вовсе раздолье…
Хозяева предложили мне отведать истринского супа, лучшего, по их мнению средства, для промокших и уставших путешественников. Ну что ж, суп так суп. Только вот оказался он совсем не тем, к чему мы привыкли. Это подогретое вино с оливковым маслом, солью, сахаром и перцем. Попробовать его можно только в провинции, потому что истринский суп готовится непременно на открытом огне, а где его найдешь в большом городе?
После супа я почувствовала себя прекрасно. На улице стемнело, и я решила остаться ночевать здесь, в сердце Истрии, — области римской, итальянской, хорватской, и еще бог знает какой, но, главное, очень мне полюбившейся.
|