Первый раз заштатный город Акмола проснулся в конце тридцатых, когда в него стали один за другим приходить составы с заключенными. В середине пятидесятых Акмола наполнилась целинниками. А в 97-ом, здесь начали строить новую столицу Казахстана, Астану.
В Канаде – Оттава, в Бразилии – Бразилиа, и даже Санкт-Петербург в России все это были столицы, построенные на пустом месте в знак полного обновления и дальнейшего процветания страны. В Казахстане таким городом становится Астана.
Казахстан появился на политической карте мира в 1991 году, после распада СССР. А 6 лет спустя указом президента Назарбаева столица республики была перенесена из Алма-Аты в Астану. Этот город находится приблизительно в центре страны, вблизи ее промышленных регионов, на пересечении важных транспортных магистралей. Строго говоря, Астана строится не на пустом месте. Уже в XIX веке здесь была небольшая крепость. Из нее со временем вырос город Акмола. Ничем особо он не был примечателен, пока в середине 50-х Хрущев не затеял очередную стройку коммунизма – освоение целинных и залежных земель. Акмола стала центром огромного целинного края. Ее даже переименовали в Целиноград. Но после распада Союза вернули прежнее имя.
Переносить столицу в город с названием «белая могила» — так переводится слово Акмола, правительству не хотелось. Но долго ломать голову над новым именем оно не стало. Столицу так и назвали столицей – по-казахски Астана.
Новый город строят на левом, незаселенном берегу Ишима. В этом смысле Астана действительно возводится на пустом месте. Но старая часть, расположенная на правом берегу, бывшая Акмола, тоже быстро модернизируется.
Перенос столицы был осуществлен в до предела сжатые сроки. Что плохо вяжется с расхожим мнением, будто на Востоке ничего быстро не делается. В 1997 году правительство приняло решение. И практически сразу в Астану из Алма-Аты стали прибывать поезда с госчиновниками. В город торжественно перенесли государственные символы – герб и флаг, а уже в 98-м состоялась официальная презентация столицы Казахстана.
Массовое переселение чиновников из старой столицы в новую – операция весьма болезненная. Тем более что производилась она не автоматически — брали с разбором.
Серик Кайрбекович Баймагамбетов, служивший в те времена в антимонопольном комитете, перебрался с семьей в Астану в числе первых. В 95 году, когда вышло постановление о переносе столицы, то есть все знали, что центральные органы поедут туда. А поскольку государство только становится на ноги туда поедут люди, у которых новое мышление. Женщинам пришлось едва ли не тяжелее, чем мужчинам. Заботы по обустройству семьи на новом месте легли в основном на их плечи.
Учитель Сания Айтжановна Баймагамбетова считает: «Мы, например, вот только недавно поженились, я считала, что это мой долг идти за ним, куда его, например, отправят, вот далеко, в Сибирь, я бы и туда поехала за ним. Это наш долг, долг жены, наверное».
Строительство – слово, которое определяет жизнь города. Большая часть рабочих мест создается сегодня в этой сфере, и основные деньги крутятся тоже в строительном комплексе. Ежегодно здесь вводится в эксплуатацию до 100 крупных объектов В январе 2002 года Астана была объявлена свободной экономической зоной и за 2 прошедших года объем иностранных и казахстанских инвестиций в регион достиг нескольких миллиардов долларов. На левом берегу реки Ишим ведется мощное строительство. Здесь вырастут самые фешенебельные здания и самые большие парки Астаны. В недалеком будущем сюда переедут президент и правительство Казахстана.
Архитектура Астаны – это сочетание разных стилей. В каком-то смысле каждый отвечает одному из этапов казахской истории. Восточные купола президентской резиденции напоминают о мечетях, мавзолеях и дворцах, строившихся во времена Тимура. Площадь, которая называется Круглая, — это новое осмысление советского псевдоклассицизма. Но преобладает, конечно, ультрасовременный западный стиль, соответствовать которому стремиться нынешний Казахстан.
Очень странное чувство – присутствовать при строительстве с нуля суперсовременного города в самом центре Казахстана. Даже несмотря на все эти архитектурные чудеса, я представить себе не могу, как будет выглядеть Астана лет через 30.
А вот проектировщики из Института генерального плана Астаны могут подробно описать каждую улицу будущего города. И вовсе не нужно, говорят они, ждать 30 лет, чтобы увидеть новую столицу во всей красе.
Нурланов Бахыт, главный архитектор проектов комплексной мастерской ген.плана, уверен: «Строительство нового центра началось в конце 90-х годов, и к 2010 году оно завершится».
Тендер на разработку генерального плана города выиграл мало кому известный японский архитектор Кисо Куракава. Строить в голой степи ему до того не приходилось. Пришлось, например, учитывать то обстоятельство, что здесь дуют сильные северо-восточные ветра, и предусмотреть защитный лесной массив. Генеральный план – это зонирование, направление и взаимное расположение улиц и площадей, высотность домов. Проект же каждого отдельного здания утверждается на конкурсной основе, так что казахским архитекторам тоже есть где развернуться.
Астана – во многом город-символ. В этой конструкции, например, местный архитектор выразил идею слияния трех жузов – трех древних племенных союзов Казахстана, их превращения в один казахский народ.
Одно из первых сооружений, построенных в Астане, тоже является чистым символом. Это Байтерек. По казахским преданиям, Байтерек – это древо жизни, которое растет в центре мироздания, и в новой столице Казахстана первым было построено это символическое древо. В кроне Байтерека мифическая птица Самрук, прародительница казахов, откладывает золотые яйца. В золотой шар-яйцо на вершине рукотворного Байтерека можно подняться на лифте. Из него открывается вид на весь город.
Кроме того, в яйце можно полюбоваться на золотой отпечаток ладони президента Казахстана Назарбаева. А если приложить к отпечатку руку, откуда-то с небес раздается музыка. Это – неофициальный гимн Казахстана, слова которого написал все тот же Назарбаев. Байтерек – одновременно и центр мира – в символическом смысле, и центр Евразии – в географическом.
Евразийская идея в Казахстане крайне популярна: университет Астаны, например, называется Евразийский университет. А имя он носит Льва Гумилева, историка, много писавшего об исторической общности славян и народов, населявших Великую Степь. Университет этот новый, как почти все научные и культурные заведения Астаны.
Мухамеджанов Толеген Мухамеджанович, заместитель акима (мэра) Астаны: «Если говорить в области культуры, то здесь не было филармонии, а сегодня в Астане работает столичная филармония, в которой есть коллективы и работает более 400 человек. Это самая крупная сегодня филармония в нашей республике».
Культура – это не только музыка, театр, книги, но и городская среда. В городе сажают парки и скверы. Деревья здесь растут медленно, но сквер вокруг фонтана, который в народе прозвали чупа-чупсом, стал любимым местом отдыха горожан.
Любят жители города посещать и развлекательный центр «Думан». Здесь есть даже океанариум. Если повезет, кроме редких рыб в нем можно увидеть даже... ихтиандра. Этот аквалангист чистит океанариум изнутри. Интерес у публики он вызывает не меньший, чем морские твари.
Еще один способ с толком провести выходные в Астане – посетить этномемориальный комплекс «Атамекен», что по-казахски значит «родина». Он представляет собой рельефную карту Казахстана, со всеми значительными историческими и природными памятниками. Здесь можно обойти всю страну вдоль и поперек, увидеть запуск космического корабля с космодрома Байконур, полюбоваться древними мечетями и мавзолеями и даже постоять на берегу Каспийского моря. Сюда горожане приходят с детьми, чтобы познакомить их с историей страны, а то и без всяких познавательных целей, просто погулять в этнопарке, потому что настоящие парки в Астане еще не выросли. Есть на карте «Атамекена», конечно, и бывшая столица республики — Алма-Ата.
В отличие от правительственных учреждений, культуру просто так перевезти с места на место невозможно. Так что потеряв статус административной столицы, Алма-Ата еще долго будет оставаться культурной столицей Казахстана. Потому что не жили пока еще в Астане известные писатели, не снимались хорошие фильмы. И нет там, например, театра, с которым связаны такие имена, как с алмаатинском. Городом своей молодости называла Алма-Ату великая балерина Галина Уланова. Она жила здесь во время войны и не раз танцевала на сцене этого театра.
Алма-Ата была и остается городом интернациональным. Несмотря на то что после обретения Казахстаном независимости ее переименовали в Алматы, в обиходной речи ее по-прежнему называют по-старому, на русский манер.
Такого масштабного строительства, как в Астане в Алма-Ате, конечно, не ведется, но и здесь многое меняется. Строятся современные транспортные развязки.
Недавно на площади Республики возведен монумент, который венчает фигура древнего сакского воина. Он символизирует мощь независимого Казахстана.
Эта трибуна была построена в начале 80-х. Отсюда руководство Республики Казахстан и почетные гости наблюдали за парадами, проходившими на площади, а сейчас здесь галерея современного искусства.
С сакским воином, да и вообще с символами нового Казахстана, алмаатинцы сродниться пока не успели. Молодожены, как и раньше, едут к Вечному огню у памятника героям-памфиловцам, установленному в центральном парке. Кстати, памфиловская дивизия формировалась в Алма-Ате. К чести казахов, они взяли на себя реконструкцию мемориального комплекса у подмосковного разъезда Дубосеково. Недалеко от вечного огня находится музей
В этом здании когда-то было офицерское собрание. Построил его архитектор Зенков. Другое его творение – Свято-Вознесенский собор. Зенков, может, в мире и неизвестен, зато в Алма-Ате его имя знает каждый. Он придумал, как защитить здания от землетрясений, которые в городе случаются часто. Архитектор окружал свои постройки рвом с песком, который поглощает колебания почвы. Зенков также считал, что в сейсмоактивных зонах, и в частности в Алма-Ате, строить нужно по преимуществу деревянные здания.
Почти 100 лет назад во время землетрясения город страшно пострадал, большинство городских построек было разрушено, но вот этот деревянный собор устоял. Кстати, частые землетрясения были одной из причин, пусть и не главной, переноса столицы в Астану.
Утрата столичного статуса жителей Алма-Аты похоже не сильно огорчает. Более того, многие считают, что жизнь в городе стала спокойнее и лучше.
Муниципальные чиновники тоже почувствовали себя свободнее. Храпунов Виктор Вячеславович, аким (мэр) Алма-Аты: «Ну, шутки ради, меньше стало чиновников, начальников, работать стало поинтереснее. А если сказать, что город задыхался, и то, что глава государства перенес официальную столицу в Астану, это единственное стратегически верное решение».
Алма-Ата лежит в котловине, и проблема выхлопных газов стоит здесь особенно остро. Теперь, после переезда, машин в городе значительно поубавилось и дышать стало легче. Во всем же остальном его жизнь мало изменилась: цветов по-прежнему много, горы вокруг по-прежнему прекрасны.
Так что ущемленной от того, что где-то там в центре Евразии вырастает город третьего тысячелетия Астана, старая столица себя не чувствует.
|