Падуя — город на северо-востоке Апениннского полуострова. Уникален он даже для Италии — столько в нем работало великих живописцев, скульпторов, архитекторов. Одних фресок Джотто хватило бы, чтобы сделать Падую знаменитой. Но едут сюда не только любители искусства. Для католиков всего мира — это прежде всего место, где похоронен величайший христианский проповедник Антоний Падуанский.
По преданию, город основал в X веке до н. э. троянский герой Антинор. В средние века даже откопали его гробницу, но в XX столетии было установлено, что останки в ней гораздо более позднего времени. Почти все достопримечательности города сосредоточены в центре. Одна из главных — собор XIII века, воздвигнутый в честь Святого Антония. Здесь хранятся его чудотворные мощи. С именем святого связано еще одно весьма примечательное здание в самом сердце города.
К концу XVI века в Падуе сформировался архитектурный комплекс, который и поныне считается центром города. Состоит он из трех почти соприкасающихся площадей: Делле Эрбе, Делла Фрутта и Дей Сеньори. Собственно, это одна большая площадь, в середине которой находится Палаццо делла Раджоне — дворец Разума.
Дворец поражает своими размерами. Когда-то здесь в зале на втором этаже заседали суд и городской совет. Говорят, это самый большой в Европе зал без опор и колонн. На стенах больше 300 фресок, выполненных художниками XV века Николо Миретто и Стефано деа Феррара.
Росписи делятся на 12 зон: каждая посвящена одному из месяцев года. Евангельские и библейские сюжеты переплетаются со сценами труда из крестьянской жизни. Здесь же война, любовь, отдых и развлечения. За века фрески несколько выцвели. К тому же здесь темновато. Толком ничего и не рассмотреть.
В 1231 году Антоний, пользовавшийся огромным уважением в городе, предложил не лишать несостоятельных должников жизни или свободы, а изгонять их, передав имущество кредиторам, из города. Закон был принят, а позже в зале появился камень позора.
Должник, который не мог заплатить долг, должен был в присутствии нескольких свидетелей раздеться до полотняных штанов, сесть на камень и три раза произнести: «чедо бонис, чедо бонис, чедо бонис», что в переводе с латыни означает «я отдаю, я отдаю, я отдаю». После этого должника не бросали в тюрьму, а просто высылали за пределы города. Очень гуманный закон.
С галерей палаццо дела Раджоне открывается вид на площадь делла Эрбе. На ней раскинулся рынок, где торгуют ширпотребом. Гораздо живописней выглядит площадь делла Фрута, Фруктовая. Тут, как следует из названия, продают зелень, фрукты, овощи.
Под боком у Дворца разума расположился Падуанский университет — один из старейших в Европе. Он основан в 1222 году. В Средневековье здесь преподавали право, теологию, философию, астрономию, медицину.
Нынешние студенты изучают сельское хозяйство, экономику, фармакологию, медицину, в том числе ветеринарную, искусство, философию, математику, физику и много чего еще. Университет занимает дворец, который все называют «Бо», «Бык». На месте, где он построен, до XIV века была бойня.
Сегодня в университете обучаются 63 000 человек. Старое здание не может вместить такую массу народа. Поэтому за городом построен новый университетский комплекс.
Стены университета украшают гербы ректоров. На площадке перед лестницей, ведущей на второй этаж, скульптура первой в мире женщины- студентки. Елена Лукреция Корнаро Пископиа окончила философский факультет в 1678 г. Падуанский университет всегда славился своим медицинским факультетом. Анатомический театр появился здесь раньше, чем где бы то ни было.
В 1594 году здесь построили анатомический театр. Устроен он так, чтобы мгновенно скрыть препарированное тело. В те времена заниматься анатомией запрещали. В случае опасности тело вместе со столом опускалось на нижний этаж.
С 1592 по 1610 г. в университете преподавал Галилео Галилей. Лекции он читал вот в этой просторной аудитории. Перед входом в нее установлена кафедра, с которой великий ученый обращался к слушателям. Представляете разговор двух студентов: «Ты куда сейчас идешь? — В анатомический театр. — А я на математику к Галилею. Старик сегодня не в духе. Решил устроить письменный зачет».
Рядом с университетом в начале XIX века было выстроено кафе Педрокки — это имя его первого владельца. Студенты, у которых оно пользовалось большой популярностью, окрестили это заведение кафе «Без дверей», потому что работало оно круглосуточно. В кафе три зала: белый, желтый и зеленый.
Я устроился в желтом, заказал чашечку фирменного кофе с мятой и стал прикидывать, как дальше организовать свой маршрут. Путеводитель «Вокруг света» рекомендует посетить главную капеллу Скровеньи и посмотреть на фрески великого мастера Джотто. Капелла открыта с 9 до 19 часов.
Капеллу выстроил Энрико Скровеньи во искупление грехов своего отца ростовщика Реджинальдо, упомянутого Данте в «Божественной комедии». Снаружи здание ничем особенным не поражает, но вот внутри...
Впечатление такое, что находишься не в маленькой домовой церкви, а в огромном соборе. Трудно представить, что такое можно было создать всего за год. Джотто трудился в капелле с 1305 по 1306 год. Стены расписаны в три яруса. На усыпанном звездами потолке лики Христа, Мадонны, отцов Церкви.
Сюжеты фресок традиционны: сцены из жизни Святого семейства, Иисуса Христа. Джотто разделил три яруса на квадраты. В каждом одельный сюжет. Все вместе картины-фрески складываются в единое полотно, единое повествование
Рассказ о жизни и страстях Иисуса начинается с буколической истории Иоакима и Анны — родителей богоматери. От фрески к фреске напряжение нарастает, пока не достигает апогея в сценах Распятия и Снятия с креста.
На восточной алтарной стене — «Благовещение» и «Бог-Отец с ангелами». На западной — «Страшный суд». Справа от Создателя Джотто изобразил праведников, слева грешников в аду, которых мучают бесы и пожирает дьявол.
Группы пускают в капеллу ровно на 15 минут. Число людей в каждой строго ограничено, иначе в помещении нарушается температурный и влажностный режим.
Как все древние города, Падуя когда-то была крепостью. Историческую ее часть омывают воды реки Боччильоне и канала Понтекорво. Это как бы остров, берега которого защищали мощные стены. Вокруг Падуи много таких городов-крепостей. Один из них Читаделла.
В Средние века он находился под властью своего более сильного соседа. Падуя назначала в нем магистрат, устанавливала размеры налогов, строительство в городе велось также с ведома властей Падуи.
Ныне Читаделла вполне самостоятельный городок. Его жители говорят: «Читаделла пикола, ма белла», «Наш город маленький, но красивый». Еще недавно он весь умещался за крепостными стенами. Эти мощные городские стены возвел в 1220 г. зодчий Бенвенуто да Картуро из Падуи. На стенах 32 башни военного назначения. Попасть в город можно через северные, южные, западные, восточные ворота, которые на ночь запирались. Сейчас вход в город свободен даже ночью.
Высота стен почти 13 метров. Раз в году, когда в Читаделле отмечают день города, на них пускают всех желающих. Народ гуляет по стене, часть горожан наряжены в средневековые костюмы.
Солдаты, которые несли службу на крепостных стенах, справляли малую и большую нужду, не отлучаясь с поста. Специально для них по всему периметру крепости были предусмотрены вот такие туалеты. По-моему, очень удобно. Слева и справа тебя никто не видит.
Стена вывела меня к 20 метровой башне Мальта, построенной в 1251 году. При кровавом тиране Эцелино III да Романо, по чьему приказу Мальта была выстроена, здесь была тюрьма.
День города как раз празднуется в день свержения Эдзелино. Читаделла словно возвращается в Средние века. Вместе с толпой я двинулся в сторону улицы, ведущей к западным воротам. На ней появляется глашатай в сопровождении барабанщиков и объявляет программу предстоящего праздника:
— Сегодня в 4 часа дня мы встретим наших освободителей, славных капитанов из Падуи, которые свергнут власть тирана и подарят нам свободу. Мы должны устроить им теплый прием.
До прихода освободителей оставалась немного времени, и я заглянул в уютный дворик позади башни. Там современные ремесленники показывали, как работали их средневековые коллеги. Токарный станок выглядел так, будто он сделан по чертежам Леонардо Да Винчи. Мастер вытачивал на нем деревянные волчки и тут же демонстрировал потенциальным покупателям их замечательные качества.
Тут же можно купить уже готовые средневековые доспехи и оружие. В Средние века чеканили монеты приблизительно так: «брали медную заготовку и ударяли по ней кувалдой». Главное посильней и поточней ударить кувалдой, тогда рисунок на обеих сторонах получится глубоким и четким.
Пока я знакомился с древними ремеслами, к Мальте подошли благородные освободители Читаделлы. С ними следовали вельможи из Падуи в праздничных одеждах, служители культа, крестьяне, жонглеры, пожиратели огня. Все это не приглашенные артисты, а обычные жители города, облаченные в костюмы собственного изготовления. Мне тоже предложили сменить одежду, на что я с радостью согласился.
На мне костюм рыцаря XIII века. На ногах мягкие сапожки и плотные трико. Имитация кольчуги перехвачена поясом. На поясе меч, на голове 3 — 4-килограммовый шлем. Вот в таком виде я и отправлюсь на праздник.
Рыцарь должен в совершенстве владеть мечом, и я отправился осваивать это искусство в рыцарский лагерь, который разбили за крепостной стеной настоящие мужчины Читаделлы.
Марио считается самым доблестным местным рыцарем. Он-то и преподал мне урок мужества. Первая позиция — называется корона. Поднятый вертикально меч, пружинящая стойка помогают отразить удары, направленные в центр корпуса.
Опущенный меч защищает ноги от ударов снизу вверх. Тут главное — под определенный удар подставлять определенную сторону меча.
Четвертая позиция — от ударов сверху вниз. Меч надо держать выше головы и горизонтально.
Меч у современного рыцаря хоть и специально затуплен, но весьма тяжел. Ногу или руку им не отрубишь, а вот травму тяжелую нанести можно запросто.
Марио предложил мне помериться силами. Я согласился, хотя заранее знал, чем все закончится. Выстоять против такого профессионала шансов у меня не было никаких. Но поединок завершился вполне счастливо, без синяков и ссадин.
Теперь, получив боевое крещение, я мог с полным правом разгуливать по городу в рыцарском облачении. Праздник по случаю освобождения Читаделлы в самом разгаре. Улицы заполнены праздничной толпой. На центральной площади свое искусство демонстрируют факиры и пожиратели огня. Над головами зрителей то и дело вспыхивают языки пламени.
Я вызвался поучаствовать в одном из трюков, отнюдь, кстати, не безобидном:
— Я только хотел сказать, что если этот человек промахнется, то я его зарублю. Поняли меня и без перевода.
— Я более или менее понял. Он сказал, что меня зарубит, если что.
— Немножко попал.
— Это сигарета в воздухе перевернулась и задела.
С заходом солнца гуляния не пошло на убыль. Кульминация праздника — факельное шествие. Во главе него горожанин, который изображает капитана Тизо да Кампосампьеро. Он возглавлял падуанское войско, освободившее Читаделлу. Под руки ведут самого свергнутого правителя. Несмотря на поражение, Эдзелино пребывает в прекрасном настроении. Процессия останавливается у башни Мальты. И тут начинается грандиозный фейерверк. Символ тирании словно охватывают языки пламени.
Факельное шествие и символическое сожжение башни Мальта — последнее мероприятие задуманное устроителями. После шествия рыцари снимут доспехи, затушат факелы, спрячут мечи в ножны. Все это им еще пригодится для праздника в следующем году, на который нас с вами пригласили.
|