Мирча Элиаде, Ион Кулиано
Источники.
Важнейшие непосредственные источники религии германцев восходят к эпохе викингов. Эдда в стихах (Старшая Эдда) на исландском языке включает десять стихотворных текстов о богах и восемнадцать - о героях. Эдда в прозе (Младшая Эдда) произведение исландского историка Снорри Стурлусона - представляет собой учебник скальдической поэзии в трех частях, предисловие к которому (Гюльфагиннинг) является введением в норвежскую мифологию. Первая часть истории норвежских королей Хеймскрингла ("Круг земной"), написанной Снорри, посвящена мифической родословной скандинавских правителей.
Космогония.
Космогония описана в Младшей Эдде на основе трех эддических поэм: Речи Высокого, Речи Гримнира и Прорицание вельвы (ясновидящей). Вначале была лишь великая бездна, именуемая Гинунгагап. Прежде Земли на свет явился мир смерти Нифльхейм. Из великого колодца Хвергельмир вытекали одиннадцать рек; на юге располагалась раскаленная страна Муспелль, принадлежавшая Черному Великану Сурту. Вода рек, коснувшись Гинунгагапа, становилась ледником, но под действием муспелльского огня на льду появился человекоподобный гигант Имир. Из пота его правой подмышки родилась чета великанов, а одна его нога родила сына от другой. Из растаявшего льда вышла корова Адумла. Она питала Имира молоком, а сама питалась соленым льдом. Из этого льда родился Бури. Сын Бури Бор женился на Бестле, дочери великана Бельторна. От них родились три сына: Один, Вили и Ве. Три божественных брата убили гиганта Имира, в крови которого утонули все великаны, кроме Бергельмира с его потомством. Боги перенесли Имира в середину Гинунгагапа; из его плоти образовалась земля, из крови - вода, из черепа - небо, из костей - горы, ил волос - деревья и т.д. Звезды - это искры, вырвавшиеся из Муспелля; их ходом управляют боги. Посредине круглой земли, окруженной великим океаном, боги построили из ресниц Имира укрепление Мидгард и поселили в нем созданных вскоре людей. Когда же они построили собственное жилище - Асгард - творение завершилось. Первую человеческую чету Один сотворил их двух деревьев, Аска и Эмбли (Ясеня и Ивы), найденных им на берегу океана. Он дал им жизнь, Хенир - способность ощущать, а Лодур - человеческий облик и речь.
Мир стоит под сенью мирового древа Иггдрасиля - axis mundi (букв. "ось мира" - лат.), - держащего небесный свод. По западноскандинавским верованиям, Иггдрасиль - это ясень; под ним ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: мир мертвых (Хель), мир льдистых великанов и мир людей. У подножья древа бьют три источника (первоначально, видимо, один и тот же): Урд, источник судьбы, Мимир, источник мудрости, и Хвергельмир, источник всех земных рек. Из горы дерева течет животворная влага аур.
Теология.
Боги делятся на две группы: асы и ваны. Асы живут в Асгарде; важнейшие из них - Один и Тор. В начале времен асы вели с ванами долгую войну, завершившуюся обменом заложников: ван Ньерд и его сын Фрейр поселились у асов, а Мимир и Хенир - у ванов. Роль в этой войне ванской богини Фрейи неясна; возможно, что она вносит в Астгард похоть, от которой асы никогда не смогут избавиться. Она научила Одина магическому искусству (сейдр).
Уже Юлий Цезарь и особенно Тацит (Германия) сообщили нам важные сведения о германских богах. Тацит отождествляет бога Одина-Водана с Меркурием. Такое толкование было распространено еще в IV в., когда германцы назвали день Меркурия - среду - "днем Водана" (англ. Wednsday, нидерланд. woensdag и т.п.) Этому богу - "царю всяческих божеств" (regnator omnium deus) приносят человеческие жертвы. Других богов отождествляют с Марсом и Геркулесом или Юпитером, богом грома. Тацит упоминает также о таинственной богине, эквивалентной Кастору и Поллуксу.
Эсхатология.
Конец света связан с деятельностью одного из важнейших персонажей германской мифологии - Локи, родом великана, но участвующего во всех делах асов. Он сын великанши Лаувей; от его связи с великаншей Ангрбодой рождаются волк Фенрир и Змей Мидгарда (другое название Ермунганд мировой змей), окружающий мир, - грозные, погибельные существа. Локи может быть описан как общий всем мифологиям мира персонаж, именуемый трикстером: более древнее, чем боги, существо, хитроумное, обычно злое, иногда двуполое или транссексуальное, вместе с тем - нелепое и смешное. Выступая в женской роли, Локи рожает восьминогого жеребца Слейпнира от иноходца Свадильфари; отсюда пошла порода существ, именуемых флагды. В Старшей Эдде Локи не обнаруживает никаких злых наклонностей: только в поэме Перебранка Локи ему приписывается множество дурных поступков.
Один из них, имеющий прямое отношение к концу света, - убийство Бальдра, светлого сына Одина. Бальдр видел свою смерть в пророческом сне. Мать его Фригг взяла клятву со всех вещей в мире не причинять Бальдру вреда, но забыла росток омелы. Локи, завидуя Бальдру, превратился в старуху и выведал у Фригг эту тайну. Тогда он дал слепому богу Хеду, брату Бальдра, прут омелы, подвел его к Бальдру и велел бросить в него прут якобы в знак радости. Этим ударом Бальдр был убит, но богиня Хель согласилась отпустить его, если все живое и мертвое на земле его оплачут. Тогда все, даже камни, стали плакать о его погибели - кроме великанши Текк, под видом которой скрывался сам Локи. Условие не было выполнено, и Хель оставила Бальдра у себя.
В наказание за убийство Бальдра боги привязали Локи к камню кишками его собственных сыновей. Над ним нависает змея, яд которой капает на голову Локи, причиняя ему страшные муки. Но перед концом света хитрец сбежит оттуда.
Рагнарек ("судьба богов") или конец света наступит не мгновенно. Разрушение уже коснулось самого древа Иггдрасиль: его листву съел олень, кора книет, а корни поедает змей Нидхегг. После идиллического начала истории боги начали между собой бессмысленную войну, в ходе которой в Асгарде завелась похоть. Предпоследний акт трагедии - убийство Бальдра. Последний - разгул всех чудовищных сил, которые асам удалось на время покорить: Локи и его потомков, волка Фенрира и великого мирового змея. После того, как явятся страшные предзнаменования, на Асгард набросятся все силы разрушения: Локи во главе безжалостных великанов и сурт, властелин Муспелль, со своими огненными демонами, которые подожгут мироздание. Асы и их противники уничтожат друг друга: волк Фенрир убьет Одина, сын Одина Видар убьет Фенрира, Тор и великий змей убьют друг друга, Сурт убьет Фрейра; все небесные огни погаснут, и погруженную во мрак землю поглотит море. Затем земля снова выйдет на поверхность, станет владением благого и невинного Бальдра и безгрешного людского рода; они станут жить под золотым небосводом.
Шаманизм и воинская инициация.
Шаманические черты заметны у Одина - верховного аса, обладающего магической силой сейдр. Как и у шаманов, у Одина есть волшебный восьминогий конь (Слейпнир) и два всезнающих ворона; он может изменять обличье, вызывать мертвых и т.п.
Берсерки.
Один также является богом войны, и его воины имеют особую судьбу: после смерти они идут е к Хель - богине преисподней, - а в небесный дворец Вальхаллу. Итак, смерть воина равноценна высокому, экстатическоиму по природе мистическомиу опыту. Воин достигает состояния берсерка (буквально "носящего медвежью шкуру") - сочетания смертоносной ярости с невозмутимостью - подражая поведению хищников, в первую очередь волка.
В германском обшществе Один - бог "ярлов", знати, но не пользуется популярностью у "карлов" (свободных людей): их бог - Тор. Вооруженные банды Одинатерроризируют деревни. Кроме того, Один требует человеческих жертв, которые вешают на деревьях - возможно, в воспоминание о том, что сам Один, раненный копьем, девять месяцев висел на дереве Иггдрасиль. Так он получил магическое знание рун и бесценный дар поэзии.
Проф. Д.П. Шантеппи де ля Соссей говорит о том, что служение богам не составляло самостоятельной сферы, т.к. культ во всех отношениях сросся с общественной и частной жизнью. Жрецы имели юридическую силу и политическое влияние (Тацит), осуществляли уголовное право. Жертвоприношения также стояли в тесной связи с разнообразными условиями общественной жизни. Так, праздничные и политические собрания могли сопровождаться жертвоприношениями, часто имеющими мантический характер.
Тесно срослись с жизнью древний культ богов и вера в духов. "Однако, - замечает проф. Д.П. Шантеппи де ля Соссей, - "во всяком случае это нечто другое, чем жреческий обрядовый календарь, который мы отрицали у германцев".
Кроме того, заметно влияние мантики и магии. Существовали как мантика знамений, так и внутреннее познавание, присущее духу прорицателя. Не менее было распространено волшебство, о чем свидетельствуют литература и народные суеверия.
В сагах и мифах германцев прославляется мужество, рассудительность и хитрость; наиболее желательные блага - победа, слава и богатство. К правдивости отношение двоякое - то ее необходимость настойчиво подчеркивается, то она остается в пренебрежении. Главная мысль и в эпосе и в сагах - никто не может убежать от своей судьбы - фатальная сила рока.
|