Кризис системы.
Смена политического курса.
"Отставка" Н. С. Хрущева.
14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. В официальном сообщении говорилось об отставке из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Фактически на Пленуме ЦК, КПСС,Хрущеву были предъявлены многочисленные обвинения в развале экономики, принижении роли советских и партийных органов, личной нескромности, стремлении единолично решать важнейшие вопросы.
В условиях отсутствия четкого конституционного механизма смены руководства страны подготовка смещения Н. С. Хрущева тайно велась групповой высокопоставленный заговорщиков с начала 1964г. Видную роль в ней играли секретарь ЦК КПСС А. Н. Шелепин, руководитель КГБ В. Е. Семичастный и Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов. Очевидно, Л.И.Брежнев, занимавший в то время пост секретаря ЦК КПСС, подключился к заговорщикам на заключительном этапе.
Заседание Президиума ЦК КПСС 13 сентября, на которое срочно из отпуска был приглашен Н. С. Хрущев, прходило очень бурно. Хрущев долго не давал согласия на "добровольный" уход а отставку. Только на следующее утро его сопротивление было сломлено, и он подписал заранее подготовленный текст заявления о своем уходе.
Н. С. Хрущев к началу 60-х годов полностью исчерпал свой реформаторский потенциал, оказался неспособным к обновлению своих теоритических представлений, старого опыта. Еще меньше к этому было способно его ближайшее окружение. Это было поколение аппаратчиков, исполнителей чужой воли, сформированных сталинской системой. Бесконечные перетряски, кадровые перестановки, постоянно угрожающие карьере и превилегиям, поставили их в оппозицию Хрущеву, так же как многочисленный слой местных хозяйственных руководителей и военных. Авторитет Хрущева, особенно после карибского кризиса и новочеркасских событий, стремительно падал во всех слоях советского общества. В стране не произошло ни одного митинга, не было принято ни одной резолюции в его защиту. По существу, смещение Хрущева отвечало глубоким интересам и потребностям общества. Однако сделано это было в тайне от народа, без гласного обсуждения, без глубокого изучения уроков реформ.
В соответствии с принятыми на Пленуме решениями должности первого секретаря ЦК Компартии и Председателя Совета Министров были разделены. Первым секретарем стал Л. И. Брежнев, премьер- министром- А. Н. Косыгин. Период руководства Л.И. Брежнева не был "эпохой застоя", так же как не стал он и не мог стать периодом официально провозглашенного развитого социализма. Этог был закономерный и неизбежный этап кризисного развития административно- командной системы. Закрытость перед лицом внешнего мира, недемократичность системы, отсутствие в ней обратных связей между руководством и массами небрежно вели ее в тупик.
Нарастание консервативных тенденций.
Официально провозглашенный после октября 1964г. курс нового руководства на дальнейшее развитие социалистической демократии, освобождение партии от несвойственный ей хозяйственных функций, на научное руководство обществом был заранее обречен на неудачу. Вновь был провозглашен принцип коллективногоруководства. На смену поспешным реорганизациям народу были обещены научно обоснованные долгосрочные комплексные программы. Вскоре после отстранения Хрущева от власти была реабилитирована генетика. В феврале 1965г. президент АН СССР М.В.Келдыш решительно осудил Т.Лысенко, августовскую сессию ВАСХНИЛ 1948г. и административные меры, которые за ней последовали.
Были исправлены некоторые "волюнтаристские" ошибки прежнего руководства, главным образом не устраившие партийно- государственную бюракратию. Незначительные изменения произошли в кадровом составе высшего руководства страны. В 1965г. Н.В. Подгорный был избран Председателем Президиума Верховного Совета.
Поворот вправо начался в первую очередь и идеологии. В центре общественного внимания вновь оказался вопрос о сталинском наследии. Из официальных документов постепенно исчезают всякие упоминания о
XX
съезде. Пошла на убыль реабилитация жертв ГУЛАГа, даже само упоминание о них было запрещено. Попытки реабилитировать Сталина отрицательно сказались на всех сторонах жизни общества. В науке, особенно после назначения С.П.Трапезникова заведующим отделом науки ЦК КПСС, вновь утверж дается мертвящий догматизм.
В 70-е годы помимо небольшой части интеллегенции свой протест в резкой форме выражали и другие слои советского общества. Недовольство рабочих наряду с немногочисленными забастовками проявлялось в пассивных формах: прогулах, алкоголизме, низкой производительности труда.
Были в брежневскую "эпоху" и единичные примеры открытого противостояния режиму. В ноябре 1975г., в день семидесятилетия первой русской революции, замполит большого противолодочного корабля "Сторожевой" капитан 3-го ранга Валерий Саблин, арестовав командира, вывел свое судно из парадного строя военных кораблей в Рижском заливе в открытое море. Саблин хотел перейти из Риги в Ленинград и обратиться по радио с воззванием к народу и его руководителям: "Великая Россия должна стать передовым и правовым государством, а не голодной отсталой страной". Свой план Саблину осуществить не удалось. Он был тайно осужден за "измену Родине" и расстрелян. Лишь в годы перестройки общественность страны узнала о поступке мятежного молодого замполита.
Снижение динамики хозяйственного развития СССР
.
Курс на укрепление социально- экономической стабильности советского общества, заложенный в основание политических решений с начала 70-х годов, обернулся отказом от обновления производительных сил. От пятилетки к пятилетки падали главные экономические показатели. Не радовала среднегодовая производительность труда по группе ведущих отраслей: 8-я пятилетка- 6,8%, 9-я- 4,4%, на исходе 10-й- уже 3,8. Статистика сигнализировала о замедлении в 70-е годы темпов роста национального дохода. Но и такая нисходящая поступательность сопроваждалась снижением качества роста. Ударное финансирование "решающих" участков хозяйства в ущерб всем прочим деформировала экономику: производственная сфера подавляла хозяйственную периферию, тяжелая промышленность- легкую и т.д. Практически все товары попали в разряд дефицитных. Доля неудовлетворенного спроса в приросте личных сберижений увеличилась в 70-е годы примерно в 2,5 раза. "Пустые" или "горячие" деньги убивали торговлю, девальвировали ту часть труда, которая по определению не могла превратиться в товарные ценности. Через 10-15 лет либеральные публицисты скажут, что денежные сберегательные вклады старших поколений, якобы на заработаны. В конце 70-х годов наружное дыхание экономики было услышано специалистами, был составлен реалистический доклад правительству, но "опытные хозяйственники", 40 лет просидевшие в правительстве, вынесли по нему вердикт-анализ не состоятелен и не может быть взят за основу для директивных решений. Неудовлетворенность состоянием экономики вылилась в еще одну попытку обновления хозяйственного механизма методом часичных реформ. Документом, определившим систему таких мер, стало принятое 12 июля 1979г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". Хотя провозглашалась ориентация производителей на конечный результат и на запросы потребителя, директивные задания руководящих инстанций остались краеугольным камнем планирования.
Наиболее серьездным структурным изменениям в конце 70-х- начале 80-х годов был подвергныт аппарат управления аграрным сектором экономики. В феврале 1979г. Совет Министров СССР утвердил положение о производственном объединении в сельском хозяйстве.
Просчеты экономической политики 70-х годов со всей очевидностью выявились а 11-й пятилетке, когда, даже по официальным данным, национальный доход стал сокращаться.
Партия и общественные организации.
Пратия это становой хребет советской социально- экономической системы, продолжала развиваться. Число ее членов к 1985 г. достигло 19 млн. В 70-е годы практически не оставалось промышленных предприятий и строек, колхозов и совхозов, учреждений и учебных заведений, в которых не было бы первичных партийных организаций. С 1917 по 1986 гг. их количество выросло с 369,7 тыс. до 440,4 тыс. По сути, все они были инструментом прямого вмешательства партии во все сферы общественной жизни, средством политического и идеологического контроля.
Развивались не только партийные, но и государственные структуры. Новые министерства и ведомости появлялись почти каждый год. Если в октябре 1965г.было образовано29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств, то уже к 1975г. их насчитывалось 135. Составным элементом этой системы были общественные организации. В 60-е -80-е годы их число быстро увеличелось. Наряду с профессиональными союзами и комсомольской организацией появилось много новых или "обновленных" объединений общественности. Это- Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, советский Красный Крест и другие. В большинстве своем они являлись бюджетными организациями, а руководящие посты в них бронировались за партийно- государственной номенклатурой. Утрата элементов демократизма четко обозначилась и в профсоюзах, и в комсомоле, членство в них постепенно становилось формально- обязательным.
Кризис доверия к внешней и внутренней политике партии нарастал. Этот процесс несколько приостановился в связи со смертью в 1982г. Л.Брежнева. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Андропонов, долгие годы возглавлявшей КГБ. Генеральный секрктарь ЦК КПСС обладал, по сути, неограниченной властью, поэтому смена политического лидера страны означала чрезвычайно много. Жесткие административные меры по наведению элементарного порядка и возрождению на всех участках производства дисциплины труда были положительно широкими слоями трудящихся.
Международное положение во второй половине 60-х- начале80-х годов.
К середине 60-х годов сравнительно с первыми годами мир оказался в существенно изменившейся ситуации.Обозначившейся тогда противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились теперь в жесткое противоречие двух оформившихся общественно- политических систем. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная- в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. "Холодная война " была в самом разгаре. Основым объектом борьбы "социализма" и "капитализма" являлись страны "третьего мира", образовавшейся на развалинах мировой колониальной системы. СССР и США,стоявшие за ними основные военно- политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся странах оставалось весьма острыми, и нередко приводило к локальным военным конфликтам.
Совренование двух систем развертывалось и в экономической сфере, причем в 60-е-80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: выгоднее были стартовые позиции, причем в США в годы виорой мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более совершенной была и система кооперации развитых стран, тогда как в "социалистический блок" входили, помимо СССР, сираны, игравшие несущественную роль в мировом хозяйстве, многие из которых понесли огромный ущерб в годы воыны.
|