Джордж Оруэлл английский писатель середины 20 века. Однако я уверена, что на просторах бывшего Советского Союза мало кто слышал это имя. А если оно где-то и упоминалось, то с непременными комментариями вполне определенного характера: антикоммунист, пасквилянт и т. п.
На самом деле, в своих политических взглядах Оруэлл твердо стоял на позициях демократического социализма. Поэтому был «неудобным собеседником» не только для советского правительства, но и для своего.
Консерваторов он не устраивал тем, что по-прежнему стойко верил в социалистическую идею, с ней одной связывая возможность гуманного будущего, когда исчезнут диктатуры и колониальный гнет и общественная несправедливость.
Для либералов он был докучливым критиком и явным чужаком, поскольку не выносил их прекраснодушного пустословия.
Ключевым моментом в его жизни и взглядах стала Испанская война. Именно в Испании Оруэлл впервые удостоверился, что возможен совсем иной социализм – по сталинской модели. Так он сам пишет об этом: «Это уродливый социализм, казнящий революцию во имя диктатуры вождей и подчиненной им бюрократии, сделался для меня главным врагом. Его облик я сумею различить безошибочно, не обращая внимание на лозунги и знамена».
Такое «прозрение» Оруэлла стало толчком для неутомимой борьбы против тоталитаризма. Часть её воплотилась в сказке «Ферма животных» («Скотный двор», «Скотский хутор»).
Конечно, для тех, кто не знаком с историей первой половины 20 ст. это произведение может показаться безобидной детской сказкой про животных. А тот, кто хоть что-нибудь слышал о тех ужасных временах, сразу же поймёт, что это острая сатира на реалии «советского эксперимента». Оруэлл описывает насильственное единомыслие, ставшее символом сталинской эпохи, атмосферу страха, ей сопутствующую; приспособленчество и беспринципность, заставлявшие объявлять черным то, что ещё вчера считалось белым; беззаконие, всеобщую подозрительность, пышную парадность, за которой скрывались непростительные экономические и политические просчеты.
Но писатель делает это не с целью позлорадствовать над событиями в чужой стране, а с целью пролить свет на советские события, чтобы схожая перспектива не постигла всё человечество.
Свои задумки Дж. Оруэлл воплотил именно в сказке как наиболее простой и доступной форме для понимания.
И так действие этого произведения происходит на Господском Дворе (хуторе «Усадебный»), хозяином которого являются мистер и миссис Джонс. Животные здесь, как и в любой сказке, наделены человеческими качествами.
Вся завязка начинается с того, что старик Главарь (Майер) рассказывает остальным животным свой сон, в котором с земли исчез человек, а миром правят животные, нет никакого гнёта и все между собой равны.
Он размышляет о том какова причина всех бед и в конечном итоге приходит к выводу, что во всём виновен человек: «Человек – вот кто наш истинный враг. Если мы уберём человека, мы навеки покончим с голодом и непосильным трудом, ибо человек - их причина». Все эти доводы он подкрепил старой песней «Твари Англии» («Звери Англии»), которая впоследствии стала гимном борьбы животных против человечества. Уже из содержания первой главы становится ясно, что Господский двор и его хозяин мистер Джонс – это царская Россия во главе с Николаем II.
Чтобы лучше понять особенности этого периода необходимо сделать небольшой экскурс в историю. После Первой Мировой войны экономическое и политическое положение страны стало крайне тяжелым. Кризис царского самодержавия продолжал усугубляться. Всё это резко отразилось на жизненном уровне населения, которое естественно хотело преобразований, а именно свержения существующего строя. Поэтому неудивительно, что в этот период стали очень популярны коммунистические идеи К. Маркса и его последователя В. И. Ленина.
Остаётся неясным только одно: кто же на самом деле скрывается за образом старика Главаря – Карл Маркс или Владимир Ильич Ленин? Лично я склоняюсь к мысли, что это все-таки Маркс. Во-первых, именно он (вместе с Энгельсом) создал теорию научного коммунизма, Ленин же её только дополнил (в кое-чём даже исказил). Да и для Оруэлла известней и ближе, как мне кажется, был Маркс. А Ленина, по-видимому, он считал только практиком.
В своих сочинениях К. Маркс писал: «наша цель…свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого… буржуазного общества, где есть эксплуатация и где идёт непримиримая борьба между классами, и создание нового общества без частной собственности, без эксплуатации…». [К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т.4, Приложения, с.524]. Как же всё-таки речь Главаря похожа на эти слова.
Но вернемся к содержанию. Через какое-то время после своего триумфального выступления старый хряк умер. Всю задачу руководителей по подготовке к революции возложили на свиней, среди которых лидерами стали два молодых хряка – Обвал (Сноубол) и Наполеон. В этом и проявляется вся суть сатиры произведения. Ведь в жизни этими свиньями была коммунистическая партия большевиков, ставшая у руля страны после Октябрьской революции.
В Наполеоне «крупном, свирепого вида беркширском хряке» совсем нетрудно узнать И. В. Сталина, а в его соратнике Обвале, «речистом и находчивом», - Льва Троцкого.
Но я не буду в каждом персонаже выискивать пародию на конкретную историческую личность, так как основная масса действующих лиц – это условное обобщение. Имя третьего лидера Стукача (Сквилера) говорит само за себя. Как он был правой рукой Наполеона, так и в СССР, одним из инструментов утверждения единоличной власти и установления культа личности были средства массовой информации. Они находились строго под контролем идеологических служб. И в них могла появиться только нужная для партийных верхов информация. Стукачу “нечего не стоило выдать чёрное за белое”. Так же и в СМИ в то время могли из ни в чем неповинного человека сделать врага народа, а из самого заклятого преступника – народного героя.
Итак, три этих лидера развивают учение старого Главаря, называя его «скотизмом» («животноизмом»). В нашем мире – это, конечно же, коммунизм. Животные (как и советский народ) во многом не понимали его суть, но революцию всё же свершили, так как считали, что хуже уже не будет. Джонс со своими работниками и женой были с легкостью изгнаны из фермы. Ещё одним персонажем, изгнанным из фермы, был ручной ворон Моисей, рассказывавший байки о краях, где текут молочные реки с кисельными берегами. Не возникает сомнений, что это духовенство и церковь. Даже его имя подтверждает это. Но нельзя сказать однозначно, что партия не могла договориться с церковью. Имел место и такой факт, что церковь становилась одним из инструментов власти. Ведь не зря же вернувшегося на Скотный Двор Моисея руководство прикармливало пивом.
Сразу же было уничтожено всё, что напоминало о прежних хозяевах: дом людей был превращен в музей, а Господский двор переименовали в «Скотный двор». Были установлены семь заповедей, по которым должны были жить все животные. По своей сути они были правильными, предполагали гуманные и честные отношения в новом обществе. Другое дело, что в них наблюдалась радикальная односторонность и законсервированность, не позволявшая любые отклонения от нормы. То есть, почему две ноги должно быть плохо, лишь по причине, что это не четыре? Но эти правила распространялись только на «простых смертных». Руководство, как сказочной, так и настоящей страны, бессовестно нарушало, а позднее и перевирало в свою пользу существующие законы.
Свиньями был создан и флаг новоявленной страны: зелёное полотно с изображением рога и копыта. Невольно улыбаешься, когда вспоминаешь красный флаг с серпом и молотом.
После того как радостный шок от победы сошел, у животных сразу же возник вопрос: а что дальше? На что «умные и начитанные» свиньи ответили: работать и ещё раз работать! На самом деле никто из них не имел четкого плана развития страны. Так же не имели его и в Советском Союзе.
Животные стали работать «без устали, до седьмого пота». Самыми ярыми работниками на ферме были лошади – Боец (Боксер) и Кашка (Кловера). Именно в образе ломовых лошадей Оруэлл изобразил рабочий класс, на плечи которого легли все тяготы построения новой страны. Боксёр готов был работать несмотря ни на усталость, ни на разбитое копыто, голод и холод. «Я буду работать ещё больше!» - говорил он при каждом своем достижении. В Советском Союзе таких называли Стахановцами, единственное, что не давало им сломиться ни силой, ни духом – это вера в благородность и правильность их действий, в светлое будущее, которое будет построено их руками. Но какова же плата за такую преданность? Не спокойная и сытая старость, как хотелось бы, а бойня – жалкая и позорная смерть.
Сколько людей работало в колхозах, совхозах, даже не за кусок хлеба, а за галочку в каком-то списке – трудодень. Зато все считали, что живут в свободной стране, где нет гнета и рабства. Да, страна своя была, но кто в ней управлял? Отнюдь не простой рабочий народ, как это предполагалось. Главой всего и всех была партийная верхушка. Конечно, не о какой физической работе со стороны свиней и речи быть не могло. Ведь они же “работники умственного труда… и делают всё на благо народа, даже питаются и отдыхают…Ведь в противном случае сюда вернётся Джонс”. Именно такое запугивание (хотя со временем оно приобретало более жестокие черты) и было тем клеем, который удерживал целостность страны. Но и среди руководства не все было согласовано и дружно.
Уже с первых дней существования Скотного двора, между его правителями возникали острые противоречия. Причиной их была борьба за главенствующее положение в руководстве. Наполеон и Обвал, Сталин и Троцкий, - это были ближайшие соратники и заклятые враги.
Обвал составляет план построения мельницы, которая принесёт «колоссальную экономию труда». Эта мельница - символ индустриализации, при проведении которой были затрачены огромные не только материальные, но и людские ресурсы.
Но Наполеон был категорически против нее. Он не был ни оратором, ни даже просто сообразительным находчивым персонажем. Поэтому он не стал выдумывать особые планы развития страны, чтобы превзойти над планом соперника, а применил низкий и подлый метод – изгнание с помощью силы.
Собаки «выдрессированные» Наполеоном – не что иное как органы НКВД в лице Ягоды, Ежова, Берии, долгое время державшие страну в «ежовых рукавицах».
Позорное и незаконное изгнание Обвала из страны, и из партии в частности это только первое проявление истинного лица вождя всех народов. С развитием событий он не раз ещё покажет своё «свинское» происхождение.
Наполеон достиг цели – власть была целиком в его руках, но он всё-таки продолжает начатое Обвалом дело. Все труды и достижения соратника он нагло присваивает себе. Более того, начинается ускорение построение проекта, любыми способами. В 1931-32 г.г. Сталиным было предложено 41% прироста продукции, т.е. значительно выше, чем предлагал Троцкий в своё время. А ведь именно он был обвинён в приверженности к «сверхиндустриализации».
Начинается небывалое создание культа личности Наполеона. Он стал отцом и вождём народов. Его подняли до уровня Божества. Появились такие поэты как Последыш, «по заказу» прославлявшие личность великого вождя. Но всё это было сделано насильственным методом. Всех не угодных подвергали жестоким репрессиям – «Великому террору». Не виновных людей под прицелом заставляли клеветать на себя. Сколько светлых умов России погибло из-за одного человека? Сколько горя и боли он причинил, только чтобы воздвигнуть себя на пьедестал божества?
В стране царила хозяйственная разруха смертоносный голод, причины которого были не столько в неурожае, как в коллективизации и грабительной политике по выкачиванию продовольствия из села.
Но официально всё было просто отлично. Пятилетние планы выполняются досрочно, все сыты и довольны. Естественно вся статистика была фальсифицирована. Сталин сам стал главным статистиком, корректирую настоящие результаты по своему усмотрению. Очень часто можно было услышать, что все достижения были получены благодаря самоотверженному труду советского народа (не без мудрой политики руководителей). Но не называлась их истинная цена. И чтобы преподнести эти достижения в наилучшем виде делали, также фальсифицированный, экскурс в дореволюционное время.
Вообще сталинизм и освещение прошлого - это довольно болезненный вопрос. Ведь сталинизм как бюрократическая система не нуждался в общественных науках. Поэтому постепенно они были лишены своих исследовательских, аналитических и прогностических функций и превращены в жалкую служанку идеологии и политики Особенно это отразилось на истории. Она интересовала Сталина с точки зрения исключительно утилитарной: возведения своей личности на достойный, на его взгляд, пьедестал. Поэтому, уже начиная с 1923 года, он, абсолютно перевирая события прошлого, приписывал себе отсутствующих у него заслуг в Октябрьской революции. Диктатор дошел до редкого в мировой истории кощунства: оболгав и уничтожив своих политических противников, крупных деятелей партии в Октябрьской революции, он присвоил себе их совокупные заслуги.
Именно это мы наблюдаем в «Скотном дворе»: Наполеон объявил, что это он сыграл решающую роль в Битве под коровником и под ветряной мельницей (правда это было значительно позже), Обвал же причинял только вред, так как был иностранным шпионом . И это он разрушил мельницу. Наполеон приговорил его к смерти, а за его захват учредил вознаграждение.
Для возвышения своей персоны он даже наградил себя медалями: «Животное – Герой» - I степени и «Животное – Герой» II - степени.
На других фермах также не было едного представления о происходящем на Скотном дворе. Ходили разнообразные сплетни, зачастую неправдоподобного характера. Объяснялось это тем, что соседи люто ненавидели установленный на Скотном дворе режим, который своими идеями мог заинтересовать их животных.
Наполеон в это время делает решительный шаг. Он вопреки законам начинает дипломатические отношения с мистером Сопли из Уиллингдона – якобы нейтральной стороной. По всей видимости, это США с Рузвельтом. Руководство перед ним старается показать, что в стране проблем нет, а продовольствие в избытке.
Свиньи всячески пытаются выслужиться перед Сопли. Начинают подражать его образу жизни: поднимаются на задние лапы, переходят жить в дом Джонса, едят за столом, спят в кроватях. Это противоречило существующим законам, но теперь они уже были подло исправлены и перефразированы. Да и возразить не было желающих. Ведь «Товарищ Наполеон всегда прав». Многое, что тяжким трудом выращивали животные, было продано Сопли.
Наполеон решает вступить в дипломатические отношения с соседями – Мистером Калмингтоном из Плутней (Черчель и Англия), и Мистером Питером из Склок (Гитлер и Германия). Он хочет продать дрова одной из ферм, но не может определить какой именно. Он по очереди клевещет на эти фермы, утверждая, что последние в сговоре с Обвалом. Наконец, Наполеон считая, что принимает мудрое и дальновидное решение, выбирает в союзники мистера Питера. Тот легко обводит его вокруг пальца и нападает на Скотный двор, разрушая заветную мельницу.
Примерно тоже самое происходит в Советском Союзе в 1939 г. Сталин мечется между англо-французким объединением и гитлеровской Германией и, как известно, выбирает Германию, подписывая договор о ненападении и дружеских отношениях сроком на 10 лет.
Но «великий вождь» не увидел нелепых планов и намерений Гитлера, за что страна расплатилась жизнями миллионов людей. Если бы он всё-таки вступил в англо-франко-советские переговоры, то Второй Мировой войны могло бы и не быть.
«Отвоевав свою же землю», животные продолжали жить такой же жизнью: вечно не доедать, спать на соломе, ходить на водопой к пруду, работать в поле, зимой страдать от холода, а летом от мух.
Только вот свиньи становились всё более схожими с людьми, которые некогда были заклятыми врагами.
Наполеон теперь абсолютный диктатор с безграничной властью. Это он утвердил в одной заповеди: «Все животные равны, но некоторые равнее других».
Оруэлл заканчивает своё произведение неоднозначно. Некоторые могут подумать, что история завершилась полным примирением между свиньями и человеческими существами. Но это не так. Дружеская пирушка – это Тегеранская конференция после которой, все думали, что улучшились отношения между СССР и Западом. Но как показывает история, всё было наоборот – началась Холодная война.
В своей сказке Оруэллу удалось отметить и удачно подчеркнуть все важнейшие особенности и реалии тоталитаризма, показать закономерности вырождения утопической коммунистической теории, жестокость, бесчеловечность и абсурдность «коммунистического рая».
Этим произведением стремиться открыть глаза мировой общественности, предостеречь мир от ужасной опасности , превращения его в жесточайшую социалистическую казарму, в которой будут управлять люди-свиньи.
|