Виктор Добросоцкий
В экономике, как известно, не бывает чудес. Не бывает "новой" экономики, не связанной с предыдущей моделью. И нельзя не учитывать социально-психологические факторы, национальные особенности. Долго раскачиваясь, обдумывая будущее в самых глобальных и научных параметрах, в России зачастую сознательно отказываются от прагматичных решений, лежащих на поверхности.
С каких пор чувство наживы, конкуренция и частная собственность стали основными стимулами развития экономики? У меня постоянно возникают эти и десятки других вопросов, когда я слышу утверждения о необходимости самоустранения государства из экономики, западных инвестиций и интеграции в мировую экономику. Госаппарат раздут, планирование - атавизм социализма, бизнес сам решит, в каком направлении ему развиваться, что производить и на чем делать прибыль. С моей точки зрения, такой ход мыслей не что иное, как доведение до логического конца идеи полной дискредитации государственного устройства.
Не бывает рынка без государства, это исторический регулятор для защиты максимально общих интересов. Иначе - "приватизация", при которой пара друзей поделит природные богатства страны и расскажет голодающим учителям об эффективности частного бизнеса и последовавшем росте доходов россиян. Стыдно это слушать, когда около 70 процентов семей, имеющих детей, живут за чертой бедности.
Говоря об оптимальной экономической модели, надо знать конечную цель. Так вот, целью должен быть не мешок золота (его никогда не поделить поровну на всех), а общество, где каждый, кто честно трудится, будет чувствовать себя востребованным и обеспеченным гражданином. Пути в асоциальную жизнь государство должно перекрыть административными запретами. И если мотивом труженика является успех, то мотивом бездельника должен стать страх.
С точки зрения макроэкономической политики качественно новый уровень промышленности и жизни людей можно достичь только через экономическое законодательство, адаптированное, так сказать, к нашим условиям жизни, и поддержку базовых стратегических отраслей, которые составят подконтрольный государству сектор экономики. Упрощенческие подходы к рынку как самореализующейся системе привели страну к деградации промышленности и производственных отношений, социальным катаклизмам. Сегодня просто безответственно говорить о глобальных реформах, о принципиально новых стратегиях и свободном рынке, в сознании людей еще не затянулись раны, нанесенные реформами девяностых годов. Кроме того, создание более глубоких форм вмешательства государства в экономику, наличие закрытых замкнутых программ обусловлены наличием теневого сектора в экономике.
Экономическое развитие можно спрогнозировать, просчитать и реализовывать поэтапно, регулируя его и управляя процессом. Именно так можно защитить и отстоять государственные интересы, то есть интересы подавляющего большинства населения, малообеспеченных граждан и детей. В настоящее время разработаны такие программы, как поддержка депрессивных территорий, отдельных социальных категорий граждан и направлений экономики. Уверен в перспективности разработанной мною экономической модели "Социальное кольцо", когда за счет нормированного гарантированного обеспечения жизненно важными продовольственными товарами малообеспеченных граждан и спецпотребителей искусственно увеличивается емкость отечественного продовольственного рынка. В предложенной модели прописаны все "правила игры" для участников системы производства, распределения и потребления жизненно важных продуктов питания. Схема готова работать, необходимо только грамотное управление.
Но тут обнаруживается самое интересное. Грамотное управление - дефицит не только для одной модели, но и для всей экономики. Мы можем развернуть новую, государственную политику в области социально-экономического развития России, есть достойные модели и программы, но необходимо правильное администрирование.
Государственная машина работает не в унисон: одной рукой защищает наши с вами интересы, а другой отдает на откуп частным лицам принципиальнейшие экономические сектора. Досадно заводить годами часовой механизм, который хронически не исправен. С другой стороны, как же не ломаться, если нет единой схемы работы?
В первую очередь для формирования эффективной схемы работы надо определить основные этапы экономического развития страны, а также задачи государства на каждом этапе. Надо разделить различные процессы воздействия на экономику со стороны государства -формирование модели и ее дальнейшее регулирование. При этом акцент должен быть сделан на дифференцированном подходе к территориям и развитии стратегических отраслей, что обусловлено геополитически и исторически.
На первом этапе необходимо сбалансировать рычаги госрегулирования и рыночной конкуренции для построения эффективной структуры экономики. В этот период роль государства, задающего рамки, остов экономических отношений, должна быть чрезвычайно высока. Предприниматели и промышленники, в свою очередь, наполнят содержанием, производственными и финансовыми активами спроектированную государством модель экономики. Основой новой экономики, с моей точки зрения, должна стать модель, в которой определены уровни и меры господдержки отраслей и направлений социально-экономического развития.
Для системообразующих и национально значимых отраслей надо ввести своеобразное бюджетирование - ежегодно утверждать на уровне кабинета министров программы развития, производственные балансы, схемы распределения и сбыта товаров. Это касается конкурентоспособных отраслей, которые могут заместить импорт на внутреннем рынке, национальной безопасности и бюджетообразующх отраслей, а также холдингов, занятых развитием депрессивных территорий. Особое отношение государства к этим значимым для экономики страны отраслям вызовет приток квалифицированных кадров в эти сферы, возрастут производительность и качество труда. В конечном итоге государственное бюджетирование должно окупиться в самом широком смысле.
Отдельно надо проработать модель привлечения в депрессивные районы предприимчивых специалистов, профессиональных управленцев для организации бизнеса и рабочих мест. Например, имеет смысл создание бесприбыльных производственных и сбытовых кооперативов со специальным налоговым и экспортным режимом. Есть и еще один тонкий, практически политический нюанс - при работе с территориями надо искоренить понятие "региональный эгоизм". Как-то полюбилось оно в федеральных верхах, но боюсь, что "борьбой за национальные интересы и единство" прикрывается равнодушие к жизни простого человека.
Второй этап в экономическом развитии характеризуется сменой роли государства - завершено формирование модели, на первый план выходят регулятивные функции.
Государственные органы выполняют роль "сторожа" всего выстроенного и отработанного в сфере экономических отношений. Весь инструментарий при этом прописан в отраслевых федеральных законах, что должно "свести на нет" волюнтаризм и излишнее администрирование со стороны государства как управленца экономическими процессами. Эта концепция новой экономической политики нашла свое отражение в подготовленном в Совете Федерации базовом законопроекте "О поддержке предпринимательства". Готовятся также законопроекты по поддержке стратегических отраслей отечественной экономики. Эта законодательная база должна лежать в основе действий правительства, которое станет активным участником рынка - "регулятором" экономики, исповедующим эгоистическую философию получения наибольшей прибыли за счет увеличения ВВП, снижения себестоимости и увеличения внутреннего спроса.
В заключение я хотел бы подчеркнуть роль законов в предложенной экономической модели. Ведь и программы по депрессивным территориям, и схема "Социальное кольцо", и другие государственные регуляторы должны жестко регламентироваться законами. Законами, которые логику экономики совмещают с реалиями нашей жизни, а потому не мешают, а помогают работать.
И еще на одном моменте, но самом принципиальном, стоит заострить внимание. Не забывать конечную цель экономического развития страны, которая лежит все же вне плоскости чистой экономики. Стратегическая цель - увеличение активной части населения, рост уровня жизни и минимизация крайних асоциальных форм депрессии. Понятно, что такие цели не могут стать определяющими для частного бизнеса, для агентов рынка. Это задача государственная, и озаботиться ей должно в самом прагматичном аспекте именно государство. Никто из политиков не хочет выглядеть ходячим архаизмом, в том числе и я. Но, говоря о плановом и активном участии государства в экономическом развитии, я абсолютно уверен в современности и перспективности своих идей и предлагаемых моделей.
|