Ю.Г. Зеленецкий
Для России существенно важно, чтобы каждый осознал себя человеческой личностью в абсолютном ее значении и членом нации в абсолютном ее предназначении.
А. Блок.
Абсолютное предназначение России определяется значением и содержанием задачи осознания каждым человеком себя человеческой личностью в абсолютном ее значении.
Главное в России — ее устремленность в будущее, к идеалу, находящемуся впереди. Поэтому уже на первом этапе такого ее прорыва в начале ХХ-го века В. Маяковский увидел, что на деле такой прорыв не возможен без "третьей революции духа", то есть без решения задачи, условия которой сформулированы в эпиграфе к этой статье.
Вообще-то, условие этой задачи было еще несколько тысяч лет назад выбито на фронтоне храма Аполлона в Дельфах: "Познай самого себя". И все следующие тысячи лет ушли на то, чтобы уяснить условие, содержание этой задачи.
Начало этому процессу было положено уже в самой древней Греции. Уже Сократ говорил: "Ибо тот, кто проникает в сущность звезд, атомов, вселенского коловращения, числа стихий и тому подобное, никогда не призовет на свою голову таких невзгод, как тот, кто затронет сущность человека". И уже Антисфен в сочинении "Геракл" писал: "Лишь познав возвышенное, ты поймешь человеческую сущность. Познав же лишь земное, ты будешь бродить вслепую, как дикие звери".
Закончиться же этот процесс мог бы уже в конце XVI-го века, если бы великий английский поэт и драматург В. Шекспир имел возможность свой вывод о том, что истинно в общем есть человек, представить людям открыто, ясно и точно. В результате еще и в XVIII-м веке Д. Дидро писал: "Но что есть я? Что такое человек?...Животное...Да, несомненно; но собака тоже животное; волк — тоже. А человек — не волк, не собака...Как же возможно иметь точное представление о добре и зле, о красоте и уродстве, о хорошем, об истинном и ложном, не имея предварительного представления о самом человеке?...Но если невозможно определить понятие "человек", все совершенно потеряно..."
Россия вступила в этот процесс позже других стран, но сразу же ступила на верный путь.
Наука трудная непостижима в век,
Для человека есть загадка — человек.
М.М. Херасков.
О боже, что есть человек,
Что ты ему себя являешь,
И так его ты почитаешь,
Которого столь краток век.
М.В. Ломоносов.
До А. Блока стоящую перед людьми задачу наиболее ясно и точно сформулировал в XIX-м веке молодой Ф.М. Достоевский: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". И все же в начале века ХХ-го Блок констатировал:
А пока — в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
Вообще, похоже, во многом поэзия "серебряного века" жила неким предчувствием решения сформулированной Достоевским и Блоком задачи.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
М. Волошин.
Еще звенит в душе осколок
Былых и будущих времен.
А. Блок.
При этом важно, что и Блок ставил вопрос об основании всех наших представлений, в том числе о человеке: "Догматизм, как утверждение некоторых истин, всегда потребен в виде основания (ибо надо же исходить из какого-нибудь основания)". И для России явилась большой потерей несвоевременная смерть Блока, находившегося на пороге решения им же сформулированной задачи.
В результате это решение было найдено только в последней четверти ХХ-го века, тогда еще в СССР. Говоря точнее, в это время было окончательно осознано, что испокон веков известная людям взаимосвязь элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей является ничем иным, как той самой истиной, которую испокон веков искали люди. "Истина, Истина, где же ты? Десять тысяч лет тебя ищут, и десять тысяч лет в ответ на эти искания раздается только со всех концов этой проклятой Земли безрадостный стон всего живущего...Да, трудная вещь — создать в себе прочные, четкие убеждения, которые ничто не может поколебать". И самое интересное здесь заключается в том, что сказавший эти слова В.В. Вересаев переводил Гомера.
Начало нашему, советскому и российскому пути к решению стоящей перед человечеством задачи положило более глубокое, математическое понимание закона сохранения времени. Именно математическая формула этого закона подсказала, что она может выражать и явление более общее — "связь в человеческой истории". Именно на это и было указано в одной из первых публикаций этой формулы в № 2 (№ 3 на иностранных языках) за 1991 г. журнала "Наука в СССР". Более пристальное рассмотрение этой связи позволило увидеть то, о чем Д.С. Лихачев сказал так: "Простейший пример — музыка, в каждый данный момент в музыкальном произведении наличествует прошлое звучание и предугадывается будущее".
Для автора же этой статьи простейшим примером, ежедневно наблюдаемым каждым человеком, явилось само человечество. Ведь последнее просто не могло бы существовать, если бы в каждый миг его бытия в нем взаимосвязано не сосуществовали три поколения людей, в определенной степени, олицетворяющих собой прошлое, настоящее и будущее. И перебирая бесконечное множество таких примеров, нельзя не убедиться, что ярчайшим и точнейшим примером вечной истины взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого настоящего и будущего в бытии является именно каждый без исключения человек. Каждый человек суть материализованная вечная истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия.
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
А. Фет.
Главным же в понимании этой истины явилось понимание, что именно она является основой, семенем, источником, началом всех взаимосвязанных, выходящих на практику людей разумных, добрых, вечных выводов, которые были, есть и будут во всех книгах.
И на высоту понимания, что истинно в общем есть человек, стоит подняться не только для того, чтобы увидеть, как много людей торили человечеству путь к этой вершине, но и для того, чтобы увидеть, что уже многие века на этой вершине находятся другие люди, которых с подножия этой вершины просто невозможно разглядеть.
"Нельзя объять необъятное". Поэтому, возможно, что чем больше людей поднимется на эту вершину, тем больше других людей они там увидят. Знания же автора позволяют ему увидеть там только троих людей: Шекспира, Гомера, Вакхилида. Те, кто желают убедиться в этом воочию, могут обратиться к опубликованной на сайте философия.ру статье "Зеркало Шекспира". Здесь будет повторено только то, что в этой статье сказано о Вакхилиде.
Тысячи лет назад он в песне Клеоптолему Фессалийскому нес людям поныне людьми еще неосознанное понимание:
Каждому своя честь:
Неиссчетны людские доблести;
Но одна между ними — первая:
Правя тем, что в твоих руках,
Правыми путеводствоваться мыслями.
В песне Липариону Кеосскому Вакхилид разъяснил:
Смело я крикну —
Ибо в истине все обретает блеск.
И чтобы ни у кого не было сомнений, о какой истине он говорит, Вакхилид в песне Аргею Кеосскому заметил:
...немногим лишь
Смертным дано прозревать грядущее.
Звучала высказанная Вакхилидом мысль и в России: "Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком (В. Белинский)". И к концу ХХ-го столетия именно заметное отсутствие в СССР, располагавшем к тому времени громадными армиями ученых, поэтов, воинов и проч., людей, к которым можно было бы отнести определение "человек", привело к краху и СССР и России.
Любой исследователь или некомпетентен или лжив, если он не признает, что этот крах был вызван вовсе не экономическими причинами, иначе Россия не могла бы еще два десятилетия существовать, только за счет проедания и разворовывания того, что было создано к моменту этого краха. Крах России был предопределен надломом в нравственном ее состоянии.
Некоторые понимали это уже в предверии этого краха. Несвоевременно ушедший из жизни академик В.А. Легасов писал в предсмертных записках: "Мне кажется, что общим ключом ко всему происходящему является то, что долгое время игнорировалась роль нравственного начала — роль нашей истории, культуры, — а ведь все это одна цепочка... Низкий технический уровень, низкий уровень ответственности людей — это не причина, а следствие. Следствие их низкого нравственного качества...Мы ни с чем не справимся, если не восстановим нравственного отношения к выполняемой работе". Некоторые поняли это позже: "...экономическая наука...не обладала и никогда не будет обладать секретом построения эффективной экономической системы на основах иных, чем на началах духовного и нравственного развития общества (академик Н. Федоренко)". Вот только никто не вспомнил и до сих пор не вспоминает, что о взаимосвязи науки и нравственности говорил еще Аристотель: "Кто идет вперед в науках, но отстает в нравственности, тот скорее идет назад, чем вперед". И Конфуций утверждал: "Когда ясно выяснено, что есть нравственность, все остальное становится ясным".
И понять это надо не только в России, но и далеко за ее пределами. Потому что вытекающий из воплощенной в каждом человеке истины вывод "Не идти вперед — значит идти назад" — верен во все времена и для всех стран, а не только для людей. И и к странам относится вывод Сенеки: "Желающего идти судьба ведет, не желающего — влачит".
Вперед всех стран продемонстрировав это, Россия обречена на то, чтобы стать страной, показывающей всем другим странам выход из нравственного тупика, в котором все они находятся. То есть Россия просто опять раньше всех "беременна". На этот раз уже "третьей революцией — духа". Причем, как и в случае обычной беременности, ребенка опасней переносить, чем не доносить.
Для начала этой революции и для наименее болезненного ее протекания, людям, в том числе за пределами России, надо усвоить очень простой, тысячи лет людьми доказываемый, уже из школьного опыта каждого человека вытекающий вывод: трудности в решении назревших задач жизни всегда неизбежно, закономерно, неотвратимо возникают, когда плохо усвоен предшествующий материал.
Весь же накопленный человечеством материал показывает: все отношения в человеческом обществе сводятся к отношениям людей друг к другу. И определяются эти отношения представлениями людей о себе и друг о друге. И единственным истинным таким представлением является преставление о каждом человеке, как о материализованной истине взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия.
Совсем не исключено, что это представление победит сначала в какой-то другой или других странах. Но навсегда останется среди людей память о том, что пришло это представление к ним не из Англии или Греции, а из России.
|