Юха-Хейкки Тихинен
После второй мировой войны финскому обществу потребовались многие годы для того, чтобы оправиться от пережитого шока. В 60-х годах в стране сложилась благоприятная экономическая ситуация, повысился уровень благосостояния граждан, что дало импульс развитию искусства. Для того, чтобы выразить переживания своих современников, художникам тех лет пришлось прибегнуть к новым формам выразительности.
Пионерами финского нефигуративного искусства стали конкретисты 50-х годов, однако пика популярности абстрактное искусство достигло только в 60-е годы. Одним из основных направлений искусства этого периода стал информализм, очень популярный в Финляндии в те годы . Информалистский стиль в живописи открыл новые возможности для выражения внутренних переживаний автора, позволил более свободно использовать художественные символы. Лучшим представителем информалистского направления в скульптуре признан Кайн Таппер (1930). Его композиция «Голгофа» стала первой абстрактной скульптурой, которая была установлена в одной из местных церквей. Для творчества Таппера характерен тщательный выбор материалов и ярко выраженный индивидуальный стиль. Другим видным представителем информализма в скальптуре стала Лайла Пуллинен (1933). Названия своих произведений она заимствовала из классической мифологии. Для барельефа «Солнце над фиельдами», который украсил аэропорт Хельсинки–Вантаа, художница впервые использовала «взрывную» технику.
В области живописи ведущими информалистами были Ахти Лавонен (1928–1970), Эско Тирронен (1934) и Яакко Севянен (1932). Открытием тех лет стали первые «хэппенинги» финского перформанс-арта. Первый хэппенинг организовал в 1963 году композитор Хенрик Отто Доннер (1939). Однако только годом позже второй перформанс привлек к себе внимание широкой публики.
С появлением поп-искусства и неореализма вновь начал набирать силы финский реализм. Ироничное поп-искусство сочетало в себе черты массовой и элитной культуры. Ведущими финскими представителями этого направления были Паул Осипов (1939), Ристо Вильхунен (1945), Кари Юльхя (1939), Раймо Рейникайнен (1939) и Харро Коскинен (1945). Особенно скандально известным стало творчество Коскинена, который осмелился изобразить свинью вместо фигуры Христа на распятии. Художник подверглся судебному преследованию и был обвинен в богохульстве. Творчество Коскинена стало идним из наиболее ярких примеров возрастающей политизации финского искусства в конце 60-х годов. Среди представителей неореализма наибольшего внимания заслуживают Юхани Харри (1939) и Исмо Каяндер (1939). Композиции Харри впервые показали публике тех лет насколько выразительные и оригинальные произведения можно создать из кучи хлама и старья. Исмо Каяндер использовал для своих сюрреалистических произведений самые обычные предметы обихода.
В 70-х годах продолжалась политизация культуры. Неореализм, появившийся в Финляндии еще в предыдущем десятилетии, стал одним из ведущих направлений в искусстве. Многие художники этой традиции увлекались марксизмом. Абстрактное искусство продолжало развиваться, теперь оно стало более многообразным, чем в предыдущие годы. Четкие геометрические формы в произведениях Юханы Блумстедта (1937), к примеру, заметно отличались от лирической абстрактности Йёрана Аугустсона.
В 1970 вокруг галереи Я.У. Малландера (1944) «Халват хувит» («Дешевые развлечения») образовалась группа художников под названием «Элонкоряаят» («Жницы»). Входившие в эту группу художники пытались найти комплексный подход ко всему, что их окружало. В равной степени их интересовали и восточная философия, и физика. Малландер одновременно был и критиком, и владельцем галереи, и концептуальным художником. В галерее «Халват хувит»состоялись первые выставки таких художников, как Олли Лютикяйнен (1949) и Илкка-Юхани Такало-Эскола (1937).
Олли Лютикяйнен резко отличался от своих современников-художников. Оригинальная палитра его рисунков и акварелей получила признание только спустя десятилетие. Его многостороннее творчество включало и рисунки, и реди-мейды, и коллажи из поларойдных снимков. Другим художником 70-х годов, чье признание запоздало, был Илкка-Юхани Такало-Эскола. Лишь через десять лет зрители по-настоящему стали понимать его экспрессивно-абстрактную манеру письма.
Группа художников «Рекорд Сингерс», в которую вошли Оути Хейсканен (1937), Мирья Айрас (1945) и Ханну Вяйсянен (1951), первой стала организовывать межотраслевые хепенинги. Ханну Вяйсянен завоевал известность в 80-е годы как художник-постмодернист, глубоко переосмысливавший исторический материал. Его иллюстрации к эпосу «Калевала» полностью изменили визуальный облик произведения, традиционно связанный с иллюстрациями Аксели Галлена-Каллелы. Одним из известных художников 70-х годов стал Калерво Палса (1947), сочетавший в своих работах элементы комиксов и живописи. В своих произведениях он часто обращался к темам смерти и сексуальности, определив тем самым интерес художников следующих поколений к телесности. Абстракционизм отвоевывал все больше сфер искусства у классики. Вскоре абстракционистам стали поступать заказы на памятники официальных лиц – например, монумент президента Паасикиви (1981), выполненный скульптором Харри Кивиярви.
Одним из самых крупных переворотов в искусстве 80-х годов стало появление постмодернизма. Кризис модернизма принес в изобразительное искусство повышенный интерес к социальному значению пола, иронии и к традиционным приемам в живописи. Рост экономики тех лет отразился и в мире искусства – росло число галерей, выставки распродавались моментально. На какое-то время стало модным вкладывать деньги в искусство.
Художники тех лет часто меняли свои творческие пристрастия. Лена Луостаринен (1949) в своих полотнах экспериментировала с изображениями животных семейства кошачьих, пресмыкающихся, переходила от китча к элитарной живописи. Но это внешняя сторона. В целом ее волновали отношения искусства и натуры. Творческий путь Марики Мякеля (1947) начинался с романтичного экспрессионизма, но вскоре художница стала придерживаться постмодернистской традиции. Картины Мякели становились все более материальными, мазки – все более щедрыми, подчеркивая пустоту изображаемого. Экспрессивность Марьятты Тапиолы (1951) была поначалу чувствительной и немного нервной, но постепенно стала более агрессивной и театральной. В течение многих лет любимой темой Тапиолы были туши животных, наталкивавшие зрителя на мысли о смерти и сексуальности. Силья Рантанен (1955) была в своем искусстве значительно сдержаннее. Для ее творчества характерно создание новых визуальных образов, которые художница черпала в живописи эпохи Возрождения.
В 80-х годах искусство стало более разнообразным благодаря появлению видео и концептуализма. Пионером концептуализма стала Марикки Хакола (1960). В своих произведениях они обращалась к проблеме отношений человека и средств массовой информации. Ведущим представителем финского постмодернизма и концептуализма 80-х годах был художник Киммо Сарье (1951). Прорывом десятилетия стало признание фотографии как самостоятельного вида искусства. Фотографу Стефану Бремеру (1953) охотно позировали как посетители ночных клубов, так и политики. Инсталляции и перформансы Маарии Вирккалы (1954) открыли зрителю значения тех явлений, которые обычно остаются незамеченными. В своих произведениях Вирккала часто обращалась к творчеству финской поэтессы-модернистки Ээвы-Лиисы Маннер (1921). Кари Кавен (1954) внес в скульптуру тех лет элемент юмора и иронии.
Самым важным культурным событием 90-х годов стало открытие музея современного искусства «Киазмы» в 1998 году. Ведущие архитекторы страны бились над его созданием в течение 40 лет. «Киазма» стал самым посещаемым музеем Финляндии, в 2001 году общее число посетителей за все годы его существования достигло миллиона человек. Музей во многом способствовал повышению популярности современного искусства, ранее не доступного широкой публике.
Феминистские теории и философии телесности вдохновляли финских художниц 90-х годов, многие из них размышляли над политическим и идеологическим значением пола. Вскоре к ним присоединились и некоторые художники-мужчины. Художественная жизнь 90-х крутилась вокруг столицы. Сюда съезжались художники со всей страны. Власти страны всячески старались сделать современное искусство общедоступным, чему способствовали музеи, школы искусства для детей. Укоренение постмодернизма способствовало пересмотру художественных ценностей. Художники нового поколения смело использовали в своем творчестве как элементы фигуративного, так и нефигуративного искусства. Выходило что-то в стиле MTV, сочетающего в своем визуальном ряде элементы изобразительного искусства, комиксов и телевидения. В этой манере работали Янне Кайтала (1970), Юкк Коркейла (1968) и Янне Ряйсянен (1971), Анна Ретулайнен (1969). Рельефная манера письма Марианне Уутинен (1961) придавала ее произведениям осязаемость. Сдержанный стиль художницы Нины Руус (1956) отличали неяркие краски и расплывчатые образы, заставляющие зрителя пустить в ход ассоциативное мышление. Юсси Нива (1966) рассматривал картину как физический предмет, придавая им рельеф и объемность в противовес модернистской двухмерности. Героями серии рисунков пастелью художника Рафаэля Варди (1928) стали его жена, заболевшая болезнью Альцгеймера, и другие пациенты больницы, в которой она лечилась. Серия картин воспринимается зрителем как жуткое свидетельство исчезновения личности человека по мере прогрессирования болезни. Полотна Тему Мяки (1967) сочетают тематику смерти и сексуальности с анализом поведения человека в обществе.
Фотография стала излюбленной техникой современных финских художников. Фотография перестала быть простой копией с натуры после того, как в 90-х годах авторы стали активно применять различные способы художественной доработки изображения. Элины Бротерус (1972) в своих работах делает упор на самосозерцание и автопортретизма. Герои Эско Мянниккё (1959) как будто вышли из финского эпоса – это одинокие и угрюмые жители деревни. Мянниккё изображает этих суровых мужчин в духе национального романтизма как антигероев наших дней, в безразличии которых чувствуется богемный «героизм собственной жизни». Позднее он также фотографировал мужчин захолустных районов Соединенных Штатов Америки. Мянниккё всегда оформляет свои фотографии в старые, безвкусные рамки, которые подчеркивают «документализм» его работ. Художник Юрки Парантайнен (1962) фотографировал созданные им интерьеры… горящими. Кадр за кадром он документирует, как пламя охватывает помещение. Улла Йокисало (1955) старается изобразить в своих работах когда-то пережитые ею события. Для этого она использует приемы психоанализа – определенные предметы в ее работах ассоциируются с событиями прошлого. В основном, это швейные принадлежности – ножницы, нитки и т.д. Эти фотографии представляют собой хронику переживаний, зачастую не самых приятных. Художник Магнус Шарманофф (1964) задался целью отобразить в своих работах историю финского и западного искусства вообще. В постановочных фотографиях он воспроизводит классические произведения финского искусства или сюжеты из античной мифологии.
Современное искусство Финляндии вновь обратилось к графике – как традиционной, так и в сочетании с фотографией. Также растет интерес публики к рисунку – выставки выставки современного рисунка проходят в Хельсинки регулярно.
Художники Паси Карьюла и Марко Вуокола, объединившиеся в творческий союз под названием «ОЛО», в своих произведениях заняты поиском ответа на вопрос «Что такое скульптура?». Для своих работ они используют бревна, видеоизображение, цветную подсветку, яркие стальные шары. Скульптуры художника Маркуса Коппера (1968) могут угрожать здоровью зрителя или даже быть опасными для жизни. Наиболее безобидное произведение Коппера носит название «Архангел семи морей» -это огромное движущееся и изображение кита, очень полюбившееся посетителям «Киазмы». Для некоторых художников основным актом творчества является выбор материала. Так, произведения Хелены Хиетанен (1963) – своеобразные «технокружева» из оптического волокна – иллюстрируют возможности применения нового материала в рукоделии. В качестве основного материала для своих мощных и пластически выразительных инсталляций художница Каарины Кайкконен (1952) использует мужские пиджаки. Однажды она устлала ими лестницу кафедрального собора Хельсинки. Инсталляции Томми Грёнлунда (1967) и Петтери Нисунена (1963) основаны на свете и звуке. Их произведения оставляют много пространства для фантазии зрителя.
Художница Эйи-Лиисы Ахтилы (1959) посвящает свои видеоролики изучению творческого развития личности. В картине под названием «Анне, Аки и Бог» (1998) главный герой, шизофреник Аки создает себе в уме подругу. В других произведениях Ахтила старается выйти за пределы выразительности, доступной человеческой речи, изобретая новые слова, по-новому трактуя «ошибки» и «оговорки». В компьютерных работах «Честолюбивая сука» и «Сукин сын», Марита Лиулиа (1957) изучает социальные проявления и культурную семантику понятий «женщина» и «мужчина». Отметим также работы художников перформанс-группы «Пластик Пони», которые в своем творчестве пытаются критически оценить систему полов. Во время перфомансов художники разыгрывают будничные ситуации, однако их герои одеты совсем необычно. Причудливое сочетание предметов из женского и мужского гардеробов в одном костюме подрывает привычные представления о поле и проявлении сексуальности. Леа и Пекка Кантонены создают фильмы, посвященные жизни малых народов. Эти ленты сравнивают отношение представителей небольших племен разных стран к чужакам, в роли которых выступают авторы. Фильм Кантоненов «Палатка» (1991-95) рассказывает о пребывании художников среди саамов в Финляндии, сету в Эстонии и одного из индейских племен Мексики. Помимо этого, Кантонены превратили саму свою жизнь в творчество, регулярно записывая собственную семейную жизнь на видеокамеру. Эти съемки подводят зрителя к мысли о превращении будничной жизни в искусство, даже о ее сакрализации. Фанни Ниеми-Юнкола (1962) обращается в видеоленте «Великан» к агрессивности женщин, что в финской культуре считается табу. На экране две молодых женщины дерутся в публичном месте, а зрителю предоставлена возможность размышлять над собственными эмоциями, вызванными не только схваткой, но и реакцией прохожих, выражением их лиц.
Искусство Минны Хейкинахо (1961) глубоко социально. Ее первым опытом в искусстве стал проект «Завтрак», в ходе которого художница в период глубокого экономического спада угощала нуждающихся жителей рабочего района столицы бесплатными завтраками. За ним последовал еще один благотворительный проект – художница сняла помещение в галерее «Push Firma Beige», которое она превратила в творческую мастерскую, где школьники безработные и иммигранты могли выражать свои переживания посредством искусства. Кроме этого, Хейкинахо проводила ссобственные выставки, а также предоставляла свою галерею в распоряжение других художников.
Юсси Киви (1959) изучает в своих картографических и документальных проектах столь важные для финнов природу и ландшафт. При помощи видео, фотографий и самодельных карт Киви документирует расположение древних поселений, а также изменения в ландшафте страны. Концептуальным творчеством Юсси Хейккиля (1952) движат юмор и ассоциации. Его выбор материалов разнообразен – от перьев и костей, до металла. Художника отличает ярко выраженный естественнонаучный подход, однако, например, его инсталляции из книг основаны на гуманитарной традиции. Оути Лиусваара (1961) занимается классификацией в немного другой форме. Художница сосчитала и классифицировала все предметы в своей квартире. Она собрала весь материал на компакт-диск, указывающий расположение каждого предмета и число вещей в каждой комнате. Проект «Баня» Пии Линдман (1965) является, пожалуй, лучшим примером интернационализации финских традиций. Участникам проекта художница предложила попариться в типичной финской бане, как это делали еще наши предки.
В заключение можно сказать, что для финского искусства прошлого десятилетия было характерно стремление интернационализации. Это, однако, не означает радикального отказа от национальной основы искусства, а скорее доказывает ее способность к обновлению. Одним из лучших примеров роста международной известности финского современного искусства является Венецианское бьеннале 2001 года. Кураторами павильона Северных стран были назначены финские художники Петтери Нисунен и Томми Грёнлунд. Помимо них, на выставку были приглашены Вели Грэнё, Лаура Хорелли, Туомо Маннинен, Хели Рекула, Чарльз Сандисон, Салла Тюккя, Маариа Вирккала. На сопутствующих выставке мероприятиях были представлены фильмы современных финских режиссеров, в частности, Эйи-Лиисы Ахтилы.
|