Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова
ИОАГАНН АНТОН ГЮЛЬДЕНШТЕДТ
Методическое сообщение.
Составитель: Кочкарева Л.Н. – ст.научный сотрудник.
Г. Пятигорск
2003 год
История КМВ очень богата именами выдающихся ученых-исследователей. Среди них особое место отводится И.А.Гюльденштедту как первому исследователю Пятигорья. Академик Санкт-Петербургской академии наук, впервые собрав пространные сведения о ресурсах, быте и языках народов живущих на Кавказской линии, сделал весьма интересное описание пройденного им маршрута. Эти свидетельства не утратили своей значимости в изучении истории КМВ и по сей день.
Научную деятельность Гюдьденштедт начал в Германии. Сын секретаря главной консистории в Риге учился в берлинской Мед. Школе, где приобрел познания в медицине, ботанике. Затем продолжил обучение в университете во Франкфурте-на-Одере. На 22-м году жизни молодой ученый получил степень доктора медицины и был принят в Общество естествоиспытателей.
Вскоре Гюльденштедту открылось поприще, на котором ему суждено было прославиться. По велению императрицы Екатерины П были предприняты ученые экспедиции во все области Российской империи, частью для наблюдения прохождения Венеры в 1768 году. А в основном же – для описания земель в географическом отношении и по естественной истории.
Лишь после смерти М.В.Ломоносова (1765 г.) петербургским академикам удалось осуществить его замысел столь масштабного изучения огромных территорий благодаря поддержке императрицы и финансированию такого богатого мецената, как Григорий Александрович Орлов. Незадолго до смерти Михаил Васильевич собственноручно начертал планы трех крупных экспедиций, которым надлежало обследовать, в том числе и Юг России. В инструкции к маршрутам предписывалось искать полезные ископаемые и минеральные воды.
Общий план и маршруты следования разработал Петр Симон Паллас. Отдельные экспедиции, рассчитанные на несколько лет, возглавили молодые ученые. По рекомендации профессора берлинской Мед. Школы Гледича к этой работе привлечен и 23-летний Гюдьденштедт, который возглавил один из отрядов Астраханской экспедиции. Надо сказать, что путешествие по южным провинциям России, ее сопредельным территориям и Закавказью, и составляет главную эпоху в жизни академика.
Итак, 14 июня 1768 года вместе с Гюльденштедтом из Петербурга выехали 4 студента – Алексей Беляев, Борис Зряковский, Адриан Соколов и чучельник Семен Торбеев. К декабрю 1769 г. Экспедиция прибыла в Астрахань, а 13 января 1770 года Гюльденштедт начал свое путешествие по Северному Кавказу и 23 января прибыл на Терек. Город Кизляр стал его главной базой. Вместе со своими спутниками он осмотрел казачьи поселения на Тереке, посетил Моздок, выезжал в Дагестан, Чечню и Ингушетию, описал здешние реки, целебные и нефтяные источники. В Академии внимательно следили за его продвижением и получаемыми материалами, за которые самоотверженному путешественнику присвоили звание профессора.
8 мая 1771 года Гюльденштедт покинул Кизляр и в течение лета объездил всю Малую Кабарду, а затем через Осетию отправился в Грузию. После неоднократных тщетных попыток проникнуть из Моздока в Тифлис он нашел наконец-то случай для исполнения своего намерения. Гюльденштедт выехал 11 сентября из селения Чми под прикрытием 24 казаков и 100 осетин, которых вел на службу к царю Ираклию П один из осетинских владетелей.
В Дарьялской теснине сообщение было возможно только по крутым тропам на каменистых склонах. Местами стезя прерывалась над обрывом, и приходилось подниматься по сплетенным из ветвей лестницам. Здесь приходилось бороться и с природою и с местными обитателями ущелий, не упускавшим случая разграбить караван.
И тем не менее в конце сентября 1771 года царь Картли и Кахетии радушно встретил российского исследователя в Мцхета. Ираклий П способствовал ученому в его поездках по Грузии и уговаривал остаться у него на службе для оказания помощи в разработке серебряных рудников. Гость отклонил предложение и вскоре отправился в Имеретию.
Обратный путь из Грузии оказался более опасным. В Тагаурском ущелье горцы подготовили засаду, и Гюльденштедту пришлось ждать почти месяц, пока военный отряд из Моздока не вызволил его из селения Степан-Цминда. Эта предосторожность была вполне разумна. Чуть позднее караван Гмелина разграбили в Дагестане, а ученый погиб в плену.
С ноября 1772 года по июль 1773 года исследователь путешествует по Северному Кавказу. В апреле, заболев лихорадкой, он остался у Петровских целебных ключей. После удачного лечения отправился вверх по Малке для изучения Большой Кабарды. Эту поездку он завершил у Бештовых гор.
«20-го июня, проехав от ручья Этаки, около девяти верст к северо-западу, мы достигли реки Малой Кумы или Подкумка, как называют ее русские. Черкесы зовут ее Гумом, она протекает между горой Бештау и горой Баралык (ныне Лысая). Здесь на восточном берегу реки Гумм, мы остановились лагерем.
Я тотчас же послал известить о своем приезде кн. Кургока Татарханова, который вместе с прочими кабардинскими князьями стоял лагерем выше нас по берегу р. Гумма. Князь Татарханов пришел ко мне вечером (у Гюльденштедта было рекомендательное письмо от генерала Медема) и обещал устроить нашу дальнейшую поездку, и вместе с сим советовал перейти… поближе к его лагерю». (Из путевых заметок Гюльденштедта).
Гюльденштедт внимательно осмотрел окрестности и сделал точные описания Пятигорья:
«Гора Бештау выше всех гор, составляющих северное предгорье Кавказского хребта. Сегодня мимо нашего лагеря проехало много арб, на которых везли дрова с Бештау на Баксан. Вокруг подошвы Бештау находится несколько горько-соленых озер. Сегодня я осмотрел одно из соленых озер, которое по-черкесски называется Шамгата (Корова умерла). Это озеро лежит на высокой равнине, простирающейся от подножия горы Машук на северо-восток. Эту долину с западной стороны омывает Гумм; долина немного понижается к Гумму и оканчивается крутым обрывом в 20 сажень вышины. Горько-соленое озеро Шамата находится в трех верстах от подножия Машука, а от горы Шапсикой (Змеиная) оно лежит на юго-восток и отстаит больше трех верст; соленое озеро имеет глубину до полутора сажень, а в поперечнике – около 300 шагов. Вода в настоящее время в нем испарилась и все озеро наполнено серой грязью. Которая покрыта налетом соли. Эту горько-слабительную соль охотно лижут лошади и рогатый скот.
К северу, в нескольких шагах от этого озера, лежит другое такое озеро, по размерам немного меньше. Берега этих озер покрыты серой пеплодородной глиной, но вокруг озера солончаков не видно. Произрастающие здесь травы совершенно одинаковы с теми. Какие я встречал в плодородной Моздокской степи».
В записках упоминается и другое озеро – Тамбукан.
«От Джутсу я проехал на юго-восток до восточного Темир-Кубинка. У северного подножия этой горы лежит мелкое озеро с горько-соленой водой, его называют Тамби Дно этого озера покрыто черно-синей глиной, которая издает запах гнилых яиц. Прежде, в летнее время, это озеро, говорят, высыхало и тогда соль, выступавшую на глине, собирали для овец, рогатого скота и лошадей и увозили ее далее за Кубань…».
Описание целебных ключей также интересны. Самый обильный исток серной минеральной воды Гюльденштедт назвал «Горячим источником». Судя по описанию, вода стекала по склону горы широким потоком (до 20 шагов), а уровень стока был около двух дюймов. Писал он и о другом горячем источнике на горе, в 100 шагов от главного, а также о теплом источнике южнее главного, очевидно, это радоновые воды. Он отмечал, что серная вода имеет умеренную температуру и в ней можно купаться.
Осмотр источников завершен описанием Провала, происхождение которого, по его предположениям, связано с землетрясением, которое явилось следствием взрыва паров, выделявшихся из Горячей горы и скопившихся под землей в закрытых с поверхности водопроводящих каналах.
Таким образом, академик Гюльденштедт первым провел исследование минеральных источников Пятигорья. Он обнаружил на Горячей горе три минеральных источника). Посетил он и серный Кумагорский источник и описал его внешние данные.
Из Пятигорья молодой путешественник направился к устью Дона. А затем – на Украину, а 2 марта 1775 года Астраханская экспедиция вернулась в Петербург.
По возвращении в столицу Гюльденштедт занимался издательством «Месяцеслова». Основал «Библиотеку для чтения» и готовил к изданию основной труд своей жизни «Путешествие по России и Кавказским горам». Однако закончить обработку собранных материалов он не смог. Эпидемия тифа, проникшая в Петербург в 1781 году, унесла многие жизни. Иоганн Антон практиковал как врач и заразился. На 36-м году жизни он скоропостижно скончался.
Несколько лет спустя академик П.С.Паллас завершил редакцию «Путешествия…» и опубликовал с предисловием и биографией автора. «Путешествие…» богато иллюстрировано и снабжено картой, составленной частью на основании его собственных съемок (1787-1791).
Гюльденштедт был первым европейцем. Который описал Пятигорье не понаслышке, а по собственным наблюдениям. Его записи являются самыми ранними свидетельствами очевидца, побывавшего в Горячеводской долине до начала строительства курорта.
ТРУДЫ И. А. ГЮЛЬДЕНШТЕДТА
.
1. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа, из путешествия г-на академика И.А.Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 гг. (СПб., 1809- с. 384).
2. «Путешествие по России и Кавказским горам».
St – Рв, 1787-1791. Подготовил П.С.Паллас.
3. Географическое, химическое и врачебное описание теплиц (горячих целебных минеральных источников) в Астраханской губернии, при реке Тереке находящихся. С картою Месяцеслов истор. И геогр. На 1778 год.
СПб, 1778.
4. Дневник путешествия в Россию академика Гюльденштедта в 1773-1774 гг. (Записки Одесского общества истории и древностей), - Одесса, 1879 г., т.П.
5. Речь о произведениях российских и о преимуществах их перед иностранными, говоренная 29 декабря 1776 года в публичном собрании С-Петербургской академии наук во время полувекового юбилея.
|