Любовь Георгиевна Еремина
Об этой московской купеческой фамилии и ее владениях в Царицыне
Василий Федорович Аршинов родился в 1854 году в городе Саранске Пензенской губернии в семье купцов. Одиннадцати лет его отдали «мальчиком» в лавку. В мае 1872 года Василий Аршинов пришел в Москву и устроился в магазин владельца Даниловской мануфактуры В. Е. Мещерина на Пятницкой улице1. У него же и жил, как это частенько практиковалось в купеческой среде.
В 1876 году В. Ф. Аршинов арендует в дачной местности Новое Царицыно участок площадью 2369 квадратных саженей (практически гектар). Поскольку аренда была долгосрочной (ее срок заканчивался 1 октября 1969 года!), то не требовала залога, а плата составляла всего 4 копейки с квадратной сажени в год2.
В 1877 году Василий Федорович женится на сироте‑бесприданнице Александре Ивановне Зеленовой. У них рождаются дети — Владимир (1879), Василий (1881) и Сергей (1883). В 1884 году создается торговый дом «Аршинов и К°», «открытый в образе товарищества на вере» «с принятием вкладчиков». Торговал В. Ф. Аршинов суконным товаром на Мещеринском подворье на углу Богоявленского и Космодамианского переулков3. Дела шли успешно. Аршинов начал задумываться о строительстве собственного здания для торгового дома и о расширении своих владений в Царицыне.
Весной 1897 года в контору Московского удельного округа от московского купца 1‑й гильдии Василия Федоровича Аршинова поступило прошение: «По смежности с арендуемым мною участком под № 189 в местности под названием «Новое Царицыно» находится часть удельной дачи, называемой «Воробьевка», которая от остальной совершенно отделяется проезжей дорогой, а с другой стороны прилегает к кирпичному заводу на крестьянском наделе. На участке этом постоянно толпятся рабочие с кирпичного завода, что причиняет мне известного рода беспокойство; кроме того, по этому участку я желал бы проложить выезд с задней части арендуемой мной дворцовой оброчной статьи под № 189 на дорогу и возвести еще постройки, почему имею честь покорнейше просить Управление Округа меня уведомить: может ли быть сдан мне указываемый участок в аренду».
В конторе не возражали, и Аршинов получил участок площадью около 1900 квадратных сажен в аренду на 36 лет «под постройку дач и других жилых и нежилых строений и разведение сада, с обязательством охранять лес, произрастающий на <….> участке». Арендная плата составляла уже 6 копеек, что говорит о популярности этого дачного места4.
Василий Федорович умел не только хорошо зарабатывать, умножая свой капитал, но и красиво, с умом и размахом его тратить. Для строительства здания торгового дома «Аршинов и К°» он пригласил очень популярного тогда архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Вероятно, они были лично знакомы, поскольку в 1896 году Шехтель начал работать над обновлением церкви Иоанна Предтечи под Бором, старостой которой состоял В. Ф. Аршинов. В 1899–1900 годах в Космодамианском (ныне Старопанский) переулке архитектор воздвиг выразительное здание в стиле модерн, столь любимом русскими купцами и промышленниками. Сегодня это — памятник архитектуры федерального значения.
В 1904 году Шехтель перестраивает фасады дома Аршинова на Большой Ордынке, 32, а в глубине сада возводит небольшой двухэтажный особняк, тоже в стиле модерн, увенчанный башенкой с куполом. Здание должно было стать научной лабораторией. Дело в том, что старшего сына Василия Федоровича, Владимира, блестяще окончившего естественное отделение физического факультета Московского университета, оставили «для подготовки к профессорскому званию» при кафедре минералогии, руководимой В. И. Вернадским. В 1905 году Владимир направляется в Гейдельбергский университет для завершения образования. К его возвращению родители оснастили в особнячке небольшую минералогическую лабораторию, а в башенку‑обсерваторию закупили довольно крупный 4,5‑дюймовый телескоп‑рефрактор Цейса. Обсерваторией, начиная с 1908 года, активно и совершенно бесплатно пользовались члены Московского кружка любителей астрономии. В этой обсерватории, известной как «Аршиновская», в декабре 1909 года впервые в Москве сфотографировали приближающуюся к Земле комету Галлея и несколько других комет5. Здесь же в 1910 году был учрежден первый и единственный в дореволюционной России частный научно‑исследовательский институт — «Литогеа» (с лат. — каменная земля). Владимир Васильевич Аршинов (1879–1955) стал впоследствии выдающимся ученым, а созданный им институт (ныне — Всероссийский научно‑исследовательский институт минерального сырья — ВИМС) существует и сегодня.
В 1902 году В. Ф. Аршинов «за отлично‑усердную службу и особые труды по должности Блюстителя Торговых Классов Московского Общества распространения коммерческого образования <...> пожалован званием Потомственного Почетного Гражданина». Постепенно Аршинов‑старший все больше сил и средств стал отдавать благотворительной деятельности, что не мешало ему, однако, вместе со средним сыном Василием и Александром Ивановичем Бубновым (возможно, тоже родственником) руководить созданным в 1908 году торгово‑промышленным товариществом «Аршинов и К°». Не перечисляя все «общественные нагрузки» Василия Федоровича, отмечу только, что «по должности попечителя Андреевской богадельни» он был пожалован сначала серебряной, затем золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте», а в декабре 1915 года уже «по должности выборного Московского купеческого сословия <…> золотою медалью для ношения на шее на Андреевской ленте»6.
|